Начало » 2011 » Май » 8 » 6 мая в петербургской больнице на 51-м году жизни скончался основатель группы «Алиса» Святослав Задерий...
6 мая в петербургской больнице на 51-м году жизни скончался основатель группы «Алиса» Святослав Задерий...
11:30
30 апреля Святослав Задерий, основатель
группы "Алиса", лидер группы "Нате!" поступил в Покровскую больницу в
тяжелом состоянии. Диагноз: гемморагический инсульт - обширное
внутримозговое кровоизлияние.
6 мая в петербургской больнице Святослав скончался...
Как и у любого уважающего себя подростка, первая группа у Святослава
Задерия появилась еще в школе. Она называлась «Звездочеты» и протянула
всего два года – с 1976 по 1978. Восемнадцатилетние музыканты сперва
влились в хард-роковую «Летающую крепость», а следом Задерий создал
первый свой полноценный проект – группу «Хрустальный шар», в которой
совмещал фронтменские обязанности с игрой на бас-гитаре. Пока вокруг
играли хард-рок и хиппи-блюз (как БГ, например), Задерий упирал на
театрализацию своих выступлений и глэмовый грим – по сути, «Хрустальный
шар» и играл что-то среднее между панком и глэм-роком. В той же
стилистике он продолжил работать и в своем следующем проекте, который
сперва назывался «Дафна», потом «Магия», ну а окончательным названием
для коллектива стало его собственное прозвище – «Алиса».
Первая подготовленная группой программа закономерным образом называлась
«Кривозеркалье» – такое же название получил и дебютный альбом новой
группы.
Ну а в 1985 году началась та «Алиса», которая всем более или менее
знакома: в группу пришел вокалист москвич Константин Кинчев, чтобы
немного разгрузить игравшего на басу Задерия. Первые выступления с двумя
лидерами очевидцы вспоминают до сих пор: пока Кинчев пел свои гимны
(«Мы вместе», «Мое поколение»), Задерий летал над толпой на канате или
просто зеркально повторял кинчевские движения – Зазеркалье же. Впрочем,
противоречия в группе были очевидны даже самым восторженным зрителям.
Кинчев говорил понятнее и в принципе пел о более актуальных вещах, чем
задериевский «Синтезатор сладострастия», например (так называлась одна
из песен).
Перерождение далось музыкантам мучительно: во время записи дебютника
«кинчевской» «Алисы» «Энергия» группа несколько раз распадалась и
сходилась, а итогом всех этих перестановок стал добровольный уход
Задерия.
Пост-алисовская судьба музыканта не слишком отличалась от прочих этапов
карьеры – группы собирались, менялись и распадались примерно с той же
интенсивностью, с которой сам Задерий экспериментировал с панком, «новой
волной» и арт-роком одновременно. Самым долгоживущим его проектом стала
группа «НАТЕ!», собранная почти сразу после ухода из «Алисы». Группой
ее назвать, впрочем, сложно: Задерий не один и не два раза распускал
коллектив, и к настоящему моменту там, кажется, не было никого из
первоначального состава. По понятным причинам не добился он и всесоюзной
популярности: слишком нестабильным был его стиль и нрав, слишком
странным и эксцентричным был он сам, чересчур не хотел он следовать моде
– будь то мода на социальный протест или на его отсутствие.
Велик соблазн назвать его непринятым и непонятым гением, Сидом Барреттом
от русского рока, но это будет не то чтобы против истины – просто
совершенно не то.
Задерия любили, с ним дружили многие из тех, чьи песни сегодня поет
«дождавшееся перемен» поколение. С тем же Кинчевым до самой смерти
Задерия сохранял приятельские отношения. Он жил лихо – много раз
пропадал из виду меломанов, друзей и собственных музыкантов, а потом
возвращался, полный идей. Он, в конце концов, совершенно незаметно
записал один из лучших альбомов в истории так называемого «русского
рока» – спродюсированный Петром Мамоновым «Джазус Крест», невероятно
наивный, но неожиданно тонко сделанный арт-рок, тихий, но напряженный,
нежный, но совершенно непредсказуемый: «Во всём этом есть своя аритмия и
свой алгоритм».