О сентябрьских событиях в русском роке прошлых лет
16:43
Прошел сентябрь. А что было не так уж давно?
Воспоминания Владимира Марочкина о сентябре.
Сергей Попов, лидер групп «Жар-Птица» и «Алиби»
рассказывал, что 14 сентября 1964 года в 11 часов вечера по радиостанции
"Немецкая волна" он впервые услышал The Beatles: "Это был эмоциональный
и интеллектуальный шок, который ни до, ни после я больше не испытывал. Я
стал собирать записи The Beatles, по возможности их слушать, и если я
дорывался до магнитофона, то мог сидеть около него часами. И еще я
страстно хотел иметь электрогитару, хотя по большому счету еще не
представлял себе, что это такое. У нас в Дубне гитары продавались в
спортивном магазине на Центральной улице, и на них, я помню, было
написано: "Гитара гавайская электрическая". Я тогда просто не знал
разницы между гавайской гитарой электрической и нормальной электрической
гитарой. Шпаной я был изрядной, и как-то ко мне подходит мой знакомый
такого же рода, но только постарше и поавторитетней, и ласково меня
спрашивает: "Сережа, а что ты больше всего хочешь иметь в этой жизни?" -
"Ну естественно, электрогитару!" - "Нет проблем. Но нужно кое-что
сделать". Оказалось, что "кое-что сделать" - это подобрать ключ к
подвалу школы, где хранились достаточно дорогие для того времени
магнитофоны "Яуза", "Комета", "Тембр", и в какой-то вечер постоять «на
шухере». Но я, поразмыслив, от этой идеи отказался, но как-то он подошел
ко мне в темном подъезде и, вертя в руках небольшой и острый ножичек,
сказал: "Молчи!" И с тех пор я молчал и еще никогда не рассказывал эту
историю.
День и ночь я слушал The Beatles. Я начал их слушать с их роста, с 1964
года, и их развитие совпадало с моим развитием, я глядел на них и учился
у них. В общем, как многие делали в то время: брал гитару и просто
подбирал их песни. Лично меня The Beatles спасли от тюрьмы. Я был
изрядным хулиганом, имел массу приводов в милицию, но когда под их
влиянием увлекся музыкой и взял в руки электрогитару, я забыл и улицу, и
ту кампанию, в которой находился».
20 сентября 1967 года состоялось знакомство студента юридического
факультета МГУ Юрия Валова, лидера группы "Ребята", и студента
биологического факультета МГУ Сергея Дюжикова. В те времена вся
рок-н-ролльная жизнь в Москве формировалась вокруг вузов, и, разумеется,
МГУ был главным питомником новой музыки. Так родилась группа "Скифы" -
одна из самых популярных в 60-х годах наших групп, в первый состав
которой вошли: Сергей Дюжиков (лидер-гитара, вокал), Юрий Валов
(ритм-гитара, вокал), Виктор Дегтярев (бас) и Вячеслав Донцов (ударные).
Музыка "Скифов" была довольно жесткой, в которой, в отличие от других
столичных рок-коллективов, чувствовалось больше влияния Rolling Stones,
нежели The Beatles.
В сентябре 1970 года в Питере состоялся дебют культовой группы
«Санкт-Петербург». Эффектные тексты лидера группы Владимира Рекшана,
модные звуки ритм-энд-блюза, эпатирующая манера поведения сразу же
выдвинули этот ансамбль в число лидеров ленинградской рок-сцены.
В сентябре 1974 года музыкантам «Золотого Сентября» было сделано предложение войти в состав «Високосного Лета».
Из «Високосного Лета» тогда ушли Кутиков, Титов и Давидян, поэтому за
барабаны сел Анатолий Абрамов, на бас-гитару пришел Павел Осипов, а
Михаил Файбушевич запел.
В сентябре 1978 года познакомились Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий, студенты Свердловского Архитектурного Института.
В сентябре 1979 года был создан "Карнавал": Александр Барыкин (гитара,
вокал), Владимир Кузьмин (гитара, скрипка, саксофон), Евгений Казанцев
(бас), Владимир Болдырев (барабаны).
В сентябре 1981 года группа "Смещение отыграла свой последний концерт.
"Осенью мы вернулись в Москву, - рассказывает гитарист Андрей Крустер
(ныне - звукорежиссер группы "Мастер"), - и сразу же у нас начались
напряги. Нам даже стало казаться, что появилась какая-то специальная
группа, которая вычисляет наши концерты. Мы присутствовали однажды на
концерте, куда приехала милиция и повязала группу, игравшую на сцене.
Причем на самом деле играть в этот день должны были мы. Поэтому
слежующий концерт мы отменили". После этого происшествия музыканты,
озабоченные своей судьбой, начали искать профессиональную работу.
В сентябре 1981 года в Харькове состоялось первое сольное выступление
"Круиза". А со следующего концерта, в Калининграде, началась настоящая
"круизомания". Единственной проблемой было то, что местные власти,
испугавшись ажиотажа, редко давали музыкантам сыграть больше одного
концерта.
Александр Монин рассказывал: "В Харькове нас в первый раз фаны донесли
на руках до автобуса. После Харькова мы поехали в Калининград, и вот там
начался настоящий психоз! Нас вывозили с концерта через задний ход.
Выданный нам автобус ЛАЗ подгоняли к центральному входу, и он отъезжал
пустой с закрытыми шторами окнами, а мы через задний ход пробирались в
маленький автобус "Кубань", ложились на пол, и так нас отвозили в
гостиницу. А в гостинице нам строго-настрого приказали не подходить к
окнам, так как площадь перед гостиницей была заполнена людьми. Сарычев
не поверил в предосторожности и решил прогуляться по городу пешком, он
думал, что его, стоявшего на сцене в черных очках и белой шляпе, не
узнают. Так милиция его еле отбила! Ему разорвали все, от модной куртки
"адидас", которую он только что купил, до шнурков на ботинках! И так
было везде, куда бы мы ни приезжали, даже в Таллине, где к русским
всегда относились плохо. Но финны сняли фильм о "Круизе" и крутили его
по своему телевидению, и этот фильм смотрели в Эстонии - там смотрят
финское телевидение. И только что открывшийся шикарный зал "Линна Халле"
оказался забит битком".
В сентябре 1982 года группу "Круиз" покинул Сергей Сарычев. Три недели
он пробыл в "Машине Времени", а потом собрал собственную группу -
"Альфа". На место Сарычева был приглашен второй гитарист Григорий
Безуглый. Его участие сделало музыку группы более жесткой и динамичной. В
том же году музыканты познакомились с поэтом Валерием Сауткиным, он
изменил текст "Волчка", а также написал много новых вещей - "Средний
человек", "Музыка Невы", "Послушай, человек", "Красная книга" и др. В то
же году песни "Волчок", "Стремленья", "Послушай, человек!" вышли в виде
пластинки-миньона на фирме "Мелодия", что еще больше подняло
популярность группы.
В сентябре 1983 года против Алексея Романова возбуждено уголовное дело.
Алексей исправно ходил на допросы, пока следователю не надоело каждый
раз писать повестки, и она, некто Травина, посоветовавшись с
начальством, изменила Романову меру пресечения: за этим последовало
полтора месяца в КПЗ и девять месяцев в "Бутырке".
В сентябре того же 1983 года в группе "Браво" появилась Жанна Агузарова
(тогда - Иванна Андерс). Легенда рассказывает, что она, молодая девчушка
из сибирской деревни, позвонила Хавтану из телефона-автомата, приехала
на прослушивание, спела два блюза без слов и была тут же зачислена в
состав. Тогда же, в сентябре, Агузарова придумала и новое название
группе - "Браво". Классический состав: Евгений Хавтан (гитара), Жанна
Агузарова (вокал), Тимур Мартузаев (бас), Павел Кузин (ударные) и
Александр Степаненко (саксофон). Первый концерт группы состоялся в
декабре 1983 года на дискотеке московском районе Крылатское. "Браво"
исполняло самую актуальную для того времени музыку: "новую волну",
неорокабилли и рэгги. Публика с восторгом приняла хиты группы - "Желтые
ботинки", "Кошки", "Белый День".
12 сентября 1986 года в Москве состоялся знаменитый худсовет, на котором
Виктор Яковлевич Векштейн сумел убедить руководство Москонцерта, что
новый молодежный металлический формат даст Москонцерту больше прибыли,
чем традиционный формат "Поющих Сердец". В итоге в следующую поездку его
группа отправилась уже как "Ария", а не как ВИА "Поющие Сердца".
То, что происходило с 30 сентября по 2 октября 1987 года в малом зале ДК
им. Горбунова, "Московский Комсомолец" поставил на седьмое место в
разделе "события года". Но в мире нашей музыки это событие -
сенсационного порядка! Впервые в истории Советского Союза
государственная комиссия (!) прослушивала и тарифицировала любительские
(!!) рок-составы. Их было 16: "Николай Коперник", "Звуки Му", "Центр",
"Нюанс", "Вежливый Отказ", "Альянс", "Биоконструктор", "Встреча на
Эльбе", "Крематорий", "Прощай, молодость", "Манго Манго", "Черный
Обелиск", "Шах", "Тяжелый День", "Ва-банкъ", "Алиби". Разумеется, не
обошлось и без анекдотов: "Манго Манго", например, получили высшую
ставку - 7,5 рублей за концерт, а "Звуки Му" - низшую, 4 рубля.
В сентябре 1990 года в Москве в кинотеатре "Октябрь” состоялась премьера
фильма "Такси-блюз” с Мамоновым в главной роли. А спустя две недели, в
начале сентября, дуэт "Мамонов и Алексей” впервые предстал перед
московской публикой на концертах в саду "Эрмитаж”.
6 сентября 1991 года во время концерта в Ленинграде убит Игорь Тальков...
В сентябре 1998 года эначал вещание телеканал MTV-Россия.
Новый канал возглавил Борис Зосимов, программным директором стал Андрей
Чибис, бывший музыкант группы «Икс 9», Дмитрий Великанов занимался
производственным процессом, а Макс Величкин и Глеб Орлов - промоушном,
то есть style’ом канала.
Многие программы канала, например, «Доброе утро на MTV» (ведущие Шелест и
Камолов), «Новая атлетика» или «12 злобных зрителей» стали немедленно
популярны у любителей современной музыки.
«Я горжусь тем, что все, что можно было тогда сделать, я сделал, -
говорит Андрей Чибис. - Ну, не я один, естественно, а там была реальная
команда людей. У нас был настоящий креатив, настоящий кайф! конференции.
Каждый раз, приезжая на международную MTV-конференцию по обмену опытом,
мы привозили с собой ворох всего того, что мы сделали, и даже америкозы
смотрели и говорили: «Блин! Россия, конечно, молодца!» В каком плане
«молодца»? Мы, например, их убили абсолютно тем, что придумали ноу-хау,
которое для «совка» всегда было принципиально: вырезаются картинки,
кладутся на белый лист бумаги и покадрово снимаются – получается
мультяшка. Они в восторге вопрошали: «Чуваки, сколько ж это стоит?!» Мы
отвечали: «Бетакам» и кассета. И ножницы с журналом. «Такого быть не
может! » – кричали американцы. Пока мы не показали, как это деалается,
нам не верили, что это так просто. Все наши заставки ими
рассматривавлись, как новый ход в жизни отбивок!
На большинстве конференций, на которых мы обменивались опытом, впереди
обычно бывали итальянцы. Они сегодня – реальные законодатели
телевизионной моды. А америкозы просто все скачивали у других и
преподносили, как свое. Но это для них стандартная форма работы, я на
них не обижаюсь! Они – пластмассовая нация, пластмассмены. И тут уже
ничего не сделаешь. Потом, как правило, шли англикозы, а потом –
«совки». Но каждый раз, когда после конференции президент MTV выносил
вердикт о том, чья презентация была самой крутой, мы всегда знали, что
попадем в тройку".
В сентябре 2002 года распалась «Ария».
15 октября в Санкт-Петербурге, в концертном зале «Юбилейный» Кипелов
представил публике свой проект, в который вошли гитаристы Сергей
Терентьев и Сергей Маврин, барабанщик Александр Манякин и басист Алексей
Харьков, ранее игравший в группе Маврина.