"Я в нашем коллективе ввел моду на ношение одной вещи -
шелковых мужских трусов. Теперь все у нас их носят и не жалуются, потому что
они очень удобные". Олег Скрипка, "МК-бульвар", 1999.
Первая ласточка "украинского рок-вторжения", "Вопли
Видоплясова" великолепно освежают своим раздолбайством атмосферу
российского рок-сообщества. На их концертах царит безудержное веселье, а
нечасто выходящие диски, как правило, содержат пяток шедевральных номеров. При
этом в биографии коллектива хватает резких и неожиданных поворотов -
"эмиграция" во Францию, скандалы со звукозаписывающими фирмами,
проблемы с украинскими властями и т.п. На сценическом имидже команды все эти
неурядицы никак не отражаются: во время концерта "Вопли" - четверка
беззаботных придурков, которых так и хочется похлопать по плечу и сказать:
"Слышь, баклан, это типа круто!"
Группа "Вопли Видоплясова" образовалась на Украине в 1987 году.
Гитарист Юрий Здоренко и басист Александр Пипа с 84-го играли хэви-метал в
группе SOS, но после встречи с Олегом Скрипкой (вокал, баян) резко сменили
музыкальную ориентацию. Название артисты позаимствовали у Достоевского:
Видоплясов - одержимый литературной деятельностью лакей из "Села
Степанчикова и его обитателей", свои опусы он называл "Воплями".
Музыка группы испытала заметное влияние рок-н-ролла, панка и разнообразных
этно-стилей. Национального колориту добавляло использование мелодичного
украинского языка.
Четвертым участником "ВВ" стал ударник Сергей Сахно. Музыкальным
образованием никто из "Воплей" не обременен. Скрипка пришел в
рок-н-ролл из театра (к которому сохранил живейший интерес) и с военного завода
(где работал инженером), Здоренко был водопроводчиком, Сахно учился барабанному
делу у ударника киевского мюзик-холла, а Пипу выгнали из музыкальной школы еще
в младших классах. "Я ни разу не встречал басиста, который играл бы хуже
меня", - честно признается Александр, напоминающий изрядно вытянувшегося
мистера Бина. Когда Пипа на концерте принимается строить рожи, публике
становится не до его мастерства бас-гитариста.
В 1987 году "Вопли" громко дебютировали на фестивале Киевского
рок-клуба, сразу взяв приз "группа года". "Песней года"
стал их "Плач Ярославны". В первой концертной программе коллектива
звучали песни "Товарищ майор", "Розмова з Махатмою",
"Були деньки" и, конечно, "Танцi". Став чуть ли не
неофициальным украинским гимном, это произведение пересекло границы республики
и познакомило остальные города Советского Союза с многообещающими дебютантами
из Киева. Языковой барьер не мешал рок-фэнам распевать пулеметный припев
"Та-та-та-танцi/Веселы бодры добры танцi!!!". В 1988 году
"Вопли" вместе с земляками из "Коллежского асессора" и
"Рабботой Хо" организовали так называемую "Рок-артель" и
начали гастрольные вылазки. Состоялись концерты на вильнюсском "Рок-форуме-88"
(диплом фестиваля), дебют в московском ДК им. Горбунова, съемки во французском
фильме "Рок вокруг Кремля", где "Вопли" символизировали
национальный украинский рок, выступления на фестивалях "Киев -
Варшава", "Рок-сырок". Везде концерты проходили с неизменным
успехом, а на Украине "ВВ" стали практически национальными героями.
В 1990 году "Вопли" провели гастроли по европейским странам, где их
славянская экзотика пришлась по вкусу. Особенно ужимки и прыжки Олега Скрипки
полюбились французам, которые в марте 90-го предложили "Воплям"
контракт на выпуск нескольких компакт-дисков. Запись одного из французских
концертов в 1991 году вышла и у нас в стране - диск "Або-або" стал
дебютный виниловым релизом новой независимой фирмы "Буротина
Продакшн" и первой "настоящей", то есть долгоиграющей пластинкой
"ВВ".
В 1991 году двое из "Воплей" - Скрипка и Пипа - перебрались в Париж.
Творческая командировка затянулась на пять лет. Скрипка женился на француженке
Мари Рибо и нашел постоянную работу художественного руководителя девичьего хора
в парижском театре Филиппа Де Купле. "Вопли Видоплясова" стали
интернациональным квартетом, когда в состав влились гитарист Филипп Можа и
барабанщик Стефан Муфлие. В таком виде команда иногда выступает в клубах Парижа
и пару раз даже выбирается с концертами в бывший Советский Союз.
"Французский период" продолжался до 1996 года. "Наверно, теперь
уже ни за что на свете не стал бы жить в Париже. Сложный город для жизни",
- откровенничал Скрипка через несколько лет после "реэмиграции".
Возвращение "с Парижу" в Киев триумфальным не было. На родине и
особенно в России команду подзабыли. "Вопли Видоплясова" принялись
наверстывать упущенное, но далеко не семимильными шагами. Оставив дома
французов, группа пополнила состав Сергеем Сахно и новым гитаристом Евгением
Рогачевским (с его интеллигентным лицом поначалу было нелегко соответствовать
раздолбайскому имиджу команды, но упорными тренировками Женя добился этого
соответствия). Бывший лидер группы "Раббота Хо" Сергей Попович был
взят на должность саунд-продюсера. В 1996 году увидел свет диск "Краiна
мрiй", большую часть треклистинга которого составили композиции начала
90-х годов. Подобной практике "ВВ" верны до сих пор: в новые альбомы
непременно входят несколько архивных записей. Быстренько переиздать все архивы
и выпускать только новинки у "Воплей" не получается, потому что
группа категорически не умеет строить отношения с фирмами грамзаписи.
В 1997 году был подписан долгосрочный контракт с компанией S.B.A./GALA Records,
которая, выпустив диск "Музiка", очень долго тянула с изданием
следующей пластинки. С грехом пополам "Любовь" увидела свет только в
1998 (и то в виде сингла). Такие темпы не могли привести в восторг Скрипку и
Ко, и в 1999 году группа сделала попытку переметнуться на процветающую
рок-фирму Real Records. Возникла скандальная ситуация, но GALA смогла настоять
на соблюдении условий контракта. Очередной диск "Воплей" "Хвyлi
Амура" вышел в начале 2000 года на S.B.A./GALA Records. Вместе со свежими
хитами "День народження" и "Були на селi" сюда вошли и
несколько очень старых песен, например, "Розмова з Махатмою".
Затруднения с изданием дисков тем более досадны, что с 1997 года группа
регулярно выдает новые суперхиты, затмившие былой успех "Танцев".
"ВВ" не только заставили вспомнить о себе старых фэнов, но и
привлекли на свою сторону подросшее поколение. В 1997 году появились хиты
"Весна" и "Юра" - и вновь языковой барьер не помешал
русским зрителям хором подпевать Скрипке на московских концертах. В 1998 году
"ВВ" сдружились с группой "Мумий Тролль" и дали два
совместных концерта "Весна 2000" - по одному в Москве и в Киеве. В
1999 году "Вопли" порадовали композицией "День народження":
успеху песни во многом способствовал и удачный видеоклип с сюжетом в духе
индийских фильмов. Гарни хлопцы отменно смотрелись в образах горячих индийских
парней.
1999 год ознаменовался для "Воплей" еще одним скандалом. На киевскую
квартиру Олега Скрипки был наложен арест, а ему самому грозил штраф в $16.500.
Формальным поводом таких санкций послужил выход Скрипки из организации УМПО
(Украинское Мыстецтво Правовая Организация), где он был одним из соучредителей.
УМПО, создаваемая изначально для правовой поддержки музыкантов и борьбы с
пиратами, стала организацией, подчинившей артистов своему контролю. По условиям
контракта, "ВВ" не могли играть концерты без согласия УМПО, а группа,
порвав с организацией, естественно стала выступать, где ей вздумается. Истинной
же причиной гонений "Вопли" считают свой отказ участвовать в
предвыборных концертах в поддержку Леонида Кучмы. К слову, последний
переизбрался на пост президента Украины и без помощи Олега Скрипки, и скандал с
арестом квартиры и штрафом вроде бы затих.
В 2000 году "Вопли Видоплясова" побывали на гастролях в Израиле и
США, а также выступили перед американским президентом Биллом Клинтоном во время
официального визита последнего на Украину.
Источник: http://Информация из интернета |