Оригинальный состав "МОЗАИКИ" собрали в декабре 1969 студенты Ярослав
Кеслер (бас, вокал) и Вячеслав Малежик, который стартовал как
барабанщик, однако, начав сочинять и петь свои песни, переключился на
гитару. Оба до этого недолго играли в начальном составе "ВЕСЕЛЫХ
РЕБЯТ". Вскоре к ним присоединились известный московский гитарист
Валерий Хабазин, клавишник Юрий Чепыжев и, наконец, барабанщик
Александр Жестырев. Название группе дала песня Малежика. "МОЗАИКА"
репетировала в клубе МГУ, а затем в МИИТе; они активно участвовали в
студенческой самодеятельности - в частности, записали музыку к
короткометражному игровому фильму команды КВН Московского института
инженеров транспорта и играли на танцевальных вечерах. Хабазин вскоре
ушел на профессиональную сцену, в середине 70-х годов играл в
"САМОЦВЕТАХ", а позднее эмигрировал в Швецию. В составе "МОЗАИКИ"
остались четверо. В этот период они были непременными участниками
мероприятий клуба "Мелодия и ритм" организованного под эгидой местного
комсомола, а после его закрытия, продолжали играть на танцах и
выступать на сейшнах. В 1972 они записали несколько своих номеров для
Всесоюзного радио, годом позже - по линии молодежных обменов -
выступили в Болгарии, однако ужесточение контроля за самодеятельной
сценой и необходимость зарабатывать на жизнь привели к тому, что в
начале 1973 "МОЗАИКА" пережила первый кризис. Малежик и Чепыжев ушли в
филармонию, но Кеслер и Жестырев тут же реанимировали группу, в состав
которой был приглашен еще один герой андерграунда, гитарист Михаил
"Джеггер" Калашников. Другие вакансии заняли клавишник Ованес
Мелик-Пашаев и певец Владимир Бахмутов. К сожалению, этот состав
оказался нестабилен и распался, не просуществовав и года. Калашников
продолжал кочевать из группы в группу, а Мелик-Пашаев немного позже
стал звукооператором "МАШИНЫ ВРЕМЕНИ", с которой работал до 1982, после
чего организовал музыкальный центр и группу своего имени, которая была
ничем иным, как очередным составом "ВОСКРЕСЕНИЯ". Именно с ней он в
1984 последний раз выходил на сцену как музыкант. В 1974 в "МОЗАИКУ"
вернулся разочарованный в профессиональной сцене Юрий Чепыжев, а после
того, как в группе появился гитарист и певец Валерий Шмoргунов, Кеслер
воплотил в жизнь свою давнишнюю идею, поставив (своими силами!)
русскоязычную версию мюзикла Райса и Ллойд-Уэббера Jesus Christ
Superstar.
В середине 70-х годов "МОЗАИКА", подобно многим своим современникам,
переболела своего рода гигантоманией, выражавшейся в увлечении большими
составами, крупными формами и арт-роковой помпезностью. В 1975 они
реализовали свой, пожалуй, самый честолюбивый проект, рок-сюиту Кеслера
"Мирослава" (как на его собственные стихи, так и с привлечением
фрагментов из С. Кирсанова и других современных поэтов). Для постановки
была привлечена мощная секция духовых, однако проблемы со звуком и
невозможность найти подходящую по параметрам сцену существенно
ограничили внимание к этому опусу.
Во второй половине 70-х годов "МОЗАИКА" не один раз обращалась к
крупным формам (песенный спектакль "Чем черт не шутит", сюита по
мотивам альбома BEATLES Sgt. Pepper`s Lonely Hearts Club Band),
пережила ряд изменений в составе и фактически распалась к началу
следующего десятилетия. Тем не менее, когда в 1980 олимпийская
идеологическая оттепель позволила многим столичным музыкантам так или
иначе легализовать свое творчество, Кеслер, Жестырев и Шморгунов, к
которым примкнули Юрий Малистов (вокал) и Валерий Ажажа (клавишные),
вновь подняли знамя "МОЗАИКИ". Они участвовали в культурной программе
Олимпиады, в 1982 записали свой первый магнитофонный альбом "Маскарад"
и - вместе с питерскими "РОССИЯНАМИ" и свердловским "УРФИН ДЖЮСОМ" - с
успехом выступили на фестивале "Опус-82" в Вильнюсе. Годом позже
Жестырева за барабанами сменил Сергей Востоков.
"МОЗАИКА" относительно благополучно пережила антироковую кампанию
середины 80-х годов, выпуская по одному магнитоальбому в год, а после
1986 вернулась к активной деятельности. В 1986 московская "Мелодия"
выпустила их первую пластинку "Рубикон".