Blues (блюз) В основе практически любой композиции рок-музыки (кроме европейского рока и авангарда) лежит видоизмененный, трансформированный до неузнаваемости, но все же блюз, рожденный чернокожими жителями Америки (прим. Ну негры это, негры) в середине позопрошлого века. Так называемый "городской" блюз сложился в конце 19-начале 20 вв. :" это жизнеутверждающая музыка, рожденная из душевной боли" - такое определение дает рок-энциклопедия американскрго журнала " Rolling Stone".Однако, когда речь идет о блюзе в рок-музыке, в первую очередь имеется в виду так называемый гитарный блюз, у истоков которого стояли Би Би Кинг и Ти-Боун Уокер: они первыми выделили соло-гитару, привнеся в рок-музыку виртуозную джазовую технику. Вслед за Кингом и Уокером блюз взяли на вооружение такие английские группы, как Yardbirds, The Rolling Stones, Blues Breakers Джона Мейола, американские Canned Heat, Santana Band и многие другие. Блюз, как средство музыкалного мышления, способствовал техническому росту гитаристов, и практически все известные сегодня "короли" этого инструмента, начиная с Джими Хендрикса и Эрика Клептона и кончая Эдди Ван Халеном и Гари Муром, в той или иной степени посвятили себя блюзу.
Black metal (блэк-метал)
Вдохновителями данного направления считается английская группа Venom(хотя сама она блэк не играла). Название стиля происходит как раз от их альбома - "Black Metal". Блэк - очень быстрая, с характерными бешеными барабанами, гитарой и вокалом, музыка. Вокал рычащий, но отличается от дэтовского рычания. Такой вокал называется - инфернальный. В брутале используется характерное звериное рычание, в Блэке же они пытаются как бы подделать голос сатира.
Помимо того,что блэк безумно тяжёлая музыка(правда в среднем по тяжести уступает дэту), она при этом ещё и довольно виртуозная. Но гитарные партии в отличии от Спид-металла нарочно "смазаны", что создаёт тяжёлый жужжащий звук. Помимо стандартных для металла инструментов, в Блэке часто используют и довольно экзотические инструменты, такие как скрипки, контрабасы, клавишные и т.п.
Блэк от других экстремальных стилей отличает крепкая идеологическая основа. Многие блэкеры исповедуют сатанизм(не путать с дьяволопоклонением). Однако довольно большой процент блэкеров составляют и язычники. Языческий Блэк носит название - Pagan Black Metal. Отличия от классического Блэка состоят лишь в лирике.
Именно из этого подстиля развился так называемый Viking metal.
Надо заметить, что центром современного Black Metal'а является Норвегия.
Примеры: Immortal, Emperor, Marduk, Satyricon, Mayhem, Bathory, DarkThrone, Behemoth (ранний). Это были группы играющие, так называемый, True Black Metal. Но У Black'а существует множество подстилей. Нужно выделить такое течение, как Melodic Black Metal. Этот стиль музыки не такой жёсткий и сырой, как чистый блэк. Музыка Melodic Black'a включает в себя множество пауэр-эллементов, что придаёт ей мелодичность и насыщенность. Как правило, это очень сложная музыка, требующая высокого уровня игры на инструментах.
Примеры: Dimmu Borgir, Old Man's Child, Kalmah и т.п.
В мире Black Metal существует также особая разновидность данного стиля - Vampiric Black Metal. Наиболее яркий пример сего течения - Cradle Of Filth и тщательно копирующие их - Reign Of Erebus.
Пронесшийся в конце ХХ века ураганной шумовой и идейно-злобной волной по ушам любителей металла, блэк-метал (black-metal), как и положено урагану, оказался недолговечен. Каковы последствия этого урагана? Что это было? Ни один блэк-метал-фэн, музыкант и даже журналист не сможет дать вам адекватного ответа на вопрос «Was ist Black?». В этом и состоит один из парадоксов данного стиля, в реальности существования которого никто не сомневается. Однако корни блэк-метала успели дать ростки, из которых вознеслось мощное древо, включившее в свою крону различные варианты стиля: в буйной растительности крепких ветвей на верхушке вечные ветры, почуяв сок антитезы, запели давно забытые древние напевы; ветви по сторонам потянулись вширь, к соседним древам – строгому, но пестрому древу западноевропейской академической музыки, близкому по происхождению, но противоположному по сути дэт-метал, капризному древу психоделии, мощному вычурному древу дека-dance-ной «готики»… То там, то тут, пленясь светом небесных светил и атмосферных явлений, рождались «атмосферные» направления Черного древа Железного века. В последнее время у древа блэк-метал, чьи железные корни ушли в хтонические глубины бессознательного дальше остальных стилей, возник роман с Галатеей техно-музыки…
Я надеюсь, этот краткий поэтико-мичуринский экскурс более-менее адекватно отразил ситуацию в блэк-стиле. А теперь – немного истории и теории.
Термин блэк-метал (black metal), по видимому, происходит от названия альбома (и песни) группы VENOM, вышедшего в 1982 году.
По поводу зарождения самого стиля существует две теории. Первая выводит происхождение блэка из творчества BLACK SABBATH, которые по саунду принадлежат, скорее, к хард-року. Вторая – отталкивается от начала деятельности группы VENOM. Стилистически блэк-метал опирался и на некоторые предшествующие направления металла. Первоначально некоторые группы, работавшие в этом стиле, даже характеризовали как дэт/дум/трэш, где от трэша была взята ритмическая сторона; от дэт – тематика и, отчасти, ладовая сфера; фатализм и безысходность, а также своеобразная гармония пришли от дум-метал.
В своей истории, на данное время, блэк прошел три волны развития: К первой волне и первым исполнителям можно отнести такие группы, как английская VENOM (сформировалась в 1979 году), датская MERCYFUL FATE (1981), шведская BATHORY (1983), швейцарская CELTIC FROST (1984). Все они достаточно разноплановы, поэтому назвать их чистым блэком невозможно, однако, именно ранние VENOM и BATHORY заложили основы стиля.
Вторая волна блэк-метал прошла в конце 80-х – начале 90-х годов и сказалась в творчестве таких групп, как NECROMANTIA (Греция), MAYHEM (Норвегия), SAMAEL (Швейцария), BLASPHEMY (Канада), PROFANATICA (США), SARCOFAGO (Бразилия) и др. География распространения стиля увеличилась, но, и в данном случае, некоторые группы можно причислить к нему только благодаря содержанию.
И, наконец, практически одновременно над Скандинавией поднимается третья волна блэк-метал, явившаяся кульминацией его формирования. Норвежцы MAYHEM, BURZUM, DARKTHRONE, IMMORTAL, EMPEROR, SATYRICON, ENSLAVED, GORGOROTH, ULVER и др., шведы MORBID, MARDUK, ABRUPTUM, DISSECTION принялись активно возделывать благодатную почву нового стиля. Возможно, кто-то не согласится со мной по поводу причисления к блэку некоторых из вышеуказанных исполнителей, но речь в данной статье идет о блэке в целом, а не об «истинном блэке» (true black) как сердцевине стиля, о чем еще будет сказано далее.
Последняя волна выплеснулась потоком бессознательного на весь мир. Вся континентальная Европа, Англия, Россия и другие славянские страны, Америка, Израиль, Япония и даже Таиланд принялись возделывать новый стиль. Блэк разветвился на множество направлений. Однако, именно эта разноплановость и привела к тому, что, благодаря экспериментам музыкантов, их «заигрыванию» с другими стилями современной музыки (от фолка до электроники), благодаря всеразлагающей коррозии коммерциализации, которая все время ищет свежей пищи в андеграунде, блэк-метал засверкал множеством более или менее красивых, удачных, вычурных, верных матричному стилю искр. Источник же их – огонь – начал постепенно затухать. Мощная третья волна с шумом столкнулась со скалой объективной реальности.
Характеристика блэка как стилевого явления таит в себе определенные сложности, связанные с относительной самостоятельностью в блэке идеологической составляющей, с одной стороны, и области художественно-выразительных средств, с другой. Существуют две точки зрения на блэк, первая из которых выводит блэк только из идеологической основы, а вторая опирается на музыкальные средства. Обе тенденции имеют место быть, но обе спорны. Именно в различных взглядах на них и состоит «извечный» (примерно десятилетний) спор между агрессивными идеологами «истинного блэка» (true black), и остальными, «находящимися в струе» (trend) блэк-музыкантами, в число которых входят и те, кто просто старается разнообразить скудный арсенал средств блэк-метал, и те, кто откровенно тяготеет к области поп-музыки, ориентируясь на коммерческий успех. Именно из-за того, что две основных составляющих стиля (идеология и выразительные средства) оказались в блэк-метал разъединены, стилистические критерии явлены здесь весьма условно. При этом нельзя говорить о хронологическом первенстве какой-либо из тенденций, ибо возникли они примерно в одно и то же время.
Характеристика блэк-метал по идейному признаку предполагает, прежде всего, четкую религиозную ориентацию. Идеология блэк-метал может быть объединена одной краткой приставкой «анти-». Под ее эгидой представлено, соответственно, всё мрачное и, наверное, очень страшное, прежде всего сатанизм (в самых разных вариантах) и различные древние верования, а также эстетика хаоса, войны и «разрушения до основания». Противопоставление, таким образом, происходит по отношению к ортодоксальной догматической религии Запада – христианству. Конечно, реально не всё так мрачно в блэк-метал: обращение к искусству символизма и жанру фэнтэзи, к сюжетам высшей мифологии – прекрасное тому подтверждение. Идейная сторона блэк-метал отражена в высказываниях исполнителей, а также в книге об идеологии блэка «Lords Of Chaos» M. Мойнихэна (вокалист Blood Axis) и Дидрика Сёдерлинда.
При стилевой идентификации недостаток опоры лишь на идейную основу заключается в том, что к антихристианским темам музыканты обращались не только в блэк-метал (и даже не только в металле). Масса злобствующих сатанистов существует, в частности, среди дэт-металических команд. Нередко блэк и дэт-метал противопоставляют как разные эстетические принципы – основным критерием блэка при этом оказывается строгая идейная направленность на первом плане, дэт же характеризуется опорой на определенные музыкально-стилистические принципы (блэк – идеология, дэт – музыка). Этот взгляд неплохо отражает сущность явлений, но на достаточно широком уровне, предполагая слишком много оговорок (многие блэк-группы, в таком случае, подпадают под дэт – ARCTURUS, BAL-SAGOTH, TARTAROS, VINTERSORG, HELHEIM, BORKNAGAR, SOLEFALD, GOLDEN DAWN). Однако, повторюсь, как некое философское определение этот взгляд имеет право на жизнь.
Хочется отметить, что благодаря идеологии, возведенной во главу угла, соответствующему ей имиджу, сознательному или неосознанному обращению в музыке к интонациям далекого прошлого, восходящим еще к ритуальной практике, самому оформлению концерта или видеоклипа, применению различной символики, блэк-музыка приобретает культовые черты.
Все же существуют, хотя тоже порой весьма условные, отличия в средствах преподнесения идеи, включающие, прежде всего, воздействие на наши слуховые и зрительные рецепторы. Основной чертой саунда блэк-метал является характерный тембровый мир, проглядывающий так или иначе у большинства исполнителей (даже у симфо- и атмосферик-блэк), скудный и девственно-жесткий, как зимний пейзаж норильской тундры. Тембр вокала и тембр гитар во многом схожи. Характерный для блэк-метал верещащий, пронзительный, «чернушный» вокал в духе раннего Квортрона (BATHORY) возник у последнего волею случая (пятнадцатилетний андрогин пытался изобразить Лемми из MOTORHEAD, однако отличия в возрасте и в стаже употребления виски не способствовали этому). Гитары с эффектом «дисторшн» (distortion) сильно искажают звук, создавая сыпучие, шершавые тембры. Образно и точно охарактеризован этот тембр в журнале «Death City»: «Басовые линии провалены – и специально, на переднем плане лесопильный звук гитар с интенсивными ударными».
Для фактурно-гармонической стороны блэка характерны свои особенности: изложенные мелкими ритмическими длительностями квинтовые и кварто-квинтовые вертикали, игра параллельными квартами и квинтами, столь близкая по манере к игре на хардингфеле – скандинавской скрипке с двумя рядами струн. В ладовом и гармоническом плане наблюдается разнообразие: используются лады диатонические и хроматические, лады с уменьшенным трезвучием в основе, позднеромантическая расширенная тональность, фольклорные ладовые и гармонические структуры. Наибольшее распространение получили натуральный минор, фригийский лад и родственный ему лад, идентичный по строению андалузскому.
В металле вообще и в блэк-метал в частности большое внимание уделяется имиджу, который часто отличает блэк-исполнителей от музыкантов других стилей. В принципе, кожа, железо и черный цвет фигурируют во всех металлических стилях, хотя блэк преподносит их под своим углом зрения. Классический блэковый paint-corpse (раскраска «под труп»); тонны гвоздей на напульсниках, ошейнике, ремне, сапогах; «дьявольские» черные или арийские белые гривы; всевозможная колюще-режущая утварь; одежда из черной кожи; торс либо в черном, либо обнажен (независимо от того, что он демонстрирует – мужественную гиперборейскую грудь, высохший скелет или нордический пивной живот); балахоны и плащи с капюшоном; всевозможные амулеты – всё это атрибуты большинства блэк-метал-исполнителей, придающие им вид нормального сборища вурдалаков. У групп, воспевающих древних Богов, наряду с вышеуказанными атрибутами, присутствуют элементы национальных костюмов, имиджа древних воинов. Обложки альбомов изобилуют изображениями всевозможных природных ландшафтов и диких животных, хотя чаще встречаются снег, горы, леса, луна, море, туман, волки, козлы…(чаще всего изображенные в темное время суток). Характерно обращение к творчеству норвежского художника начала ХХ в. Теодора Кительсена, к творчеству художников, работающих в стиле фэнтэзи и, разумеется, к графике на основе пентаграмм и рунических символов. Все эти черты роднят блэк-метал с искусством фэнтези, получившим свое развитие во второй половине ХХ века.
Однако в конце 90-х годов у многих групп, шедших первоначально в авангарде блэк-метал, вышеизложенные атрибутивные тенденции постепенно начинают сходить на нет. Разветвясь на множество направлений, стиль потребовал новых форм подачи материала, примером чему могут служить акустические направления, сформировавшиеся в недрах блэк-метал, где исчезает характерный саунд, но остается мрачная атмосфера и идейная направленность.
Можно сделать еще одно предположение о критериях отличия блэк-метала от других стилей металла – по отношению музыкантов к тому, чем они занимаются, к тем Силам, во имя которых живут. Блэк-металлисты, во всяком случае североевропейские, оказались очень серьезными детьми, воспринявшими антихристианскую эстетику за чистую монету (в отличие от тех же дэт-метал-музыкантов). Параллелью этому может быть детская жестокость, как способ познания мира. Игра с огнем стала для начисто лишенных юмора норвежцев (а именно за ними пошли остальные) реальностью, убийства и самоубийства – путём к познанию разных сторон бытия, ну а ночные прогулки по зимнему лесу – естественной потребностью (заставь-ка злобного Глена Бентона из DEICIDE выйти зимней ночью в скандинавский лес…). Это вызывает снисходительную улыбку либо негодование, в любом случае – недоумение, но это – основной показатель стиля блэк – отношение к жизни. Всё что делается, а если не делается, то воспевается – серьезно и искренне, как солнце, встающее на Востоке и заходящее на Западе. Здесь и коренится отличие блэка от других стилей, повествующих об этой экзистенции, но не живущих ею. Трансформирующие на каждом шагу свои «потусторонние» воззрения в объективную реальность, порой очень грубо и варварски, блэк-музыканты одновременно безысходно романтичны. В этом испокон веков состоял весь фатализм скандинавского Мифа. Используя классификацию Вл. Мартынова, можно сказать, что блэк подразумевает магическое отношение к искусству, музыкант «живет» в ином мире и для иного мира, о котором повествует; другие же направления металла предполагают эстетическое отношение – описываемый мир является лишь созерцаемым, сам музыкант ни в коем разе не участник его бытия. И, на мой взгляд, именно с этих позиций должно происходить в блэке деление на true и trend, так как осуждаемое true black музыкантами стремление разнообразить музыку нисколько не влияет на верность идее, а вот стремление «изобразить» идею, репрезентировать ее в имидже, пожалуй, да.
Появлению этой разобщенности способствовали обвинения музыкантами друг друга в «неистинности» (как было сказано, блэк-исполнители очень серьезно подходят к своей идее), в результате чего выкристаллизовался true black, как матричное направление, где присутствовали основные идейные и саундовые критерии. К trend причислялись все направления, чей саунд не соответствовал этим критериям, даже при наличии гранд-идеи.
Прежде всего, в блэк-метал-секте (как мета-стиле) образовалось два основных идейных веяния – сатанизм и язычество (естественно, что последнее уже не являлось true). Появился также средний вариант, когда Сатана отождествляется с древними богами. Это способствовало возникновению целого ряда направлений, ориентированных на мифы и фольклор - викинг, пэгэн, барбарик, трольск-метал, фолк-метал, фолк-блэк (группы BATHORY, ENSLAVED, EINHERJER, FALKENBACH, FEBRUARY 93, ISENGARD, MITHOTYN, OTYG, STORM, THURFING, ULVER, PRIMORDIAL, WINDIR, VINTERSORG, IN EXTREMO, NOKTURNAL MORTUM). Данные течения привносят в блэк-метал новые образные миры, а в саунд – новые веяния, связанные с проявлением интонаций, обращенных к далекому прошлому – ладовых и ритмических структур, особенностей мелодики и звуковоспроизведения, приемов и техник игры, введения акустических инструментов или имитации тембров прошлого с помощью синтезаторов. Последнее привело к возникновению «атмосферных» и «акустических» направлений в металле. В «готике» среди подобных явлений ближе всего к блэку стоят дарк-эмбиент и дарк-фолк. И все же такие проекты, как MORTIIS, WONGRABEN, NEPTUNE TOWER, альбом ULVER «Kveldssanger» (1995), проекты фрау Haugen (супруги Самота) AGHAST и HAGALAZ RUNEDANCE, последние альбомы BURZUM берут свои истоки в блэк-метал.
В «атмосферных» направлениях блэка, так же, как в симфо-блэке и его разновидностях – психоделик-блэк, нью-блэк, пост-блэк, готик-блэк, может претворяться как языческая (HELHEIM, BAL-SAGOTH, VINTERSORG, BORKNAGAR), так и сатанинская тематика (EMPEROR, LIMBONIC ART, CARPATHIAN FOREST), хотя ими группы симфо-блэка не ограничиваются. Так называемые «сатанисты» постепенно трансформируют свои идеи в область символизма (ARCTURUS, ULVER, COVENANT, TARTAROS), то тут, то там возникают милитаристические умонастроения (GOLDEN DOWN, MAYHEM '2000 г.), психоделические мотивы сумасшествия индивидуума и современного мира (SOLEFALD, VED BYENS ENDE и др.).
Сильно влияние на блэк некоторых других стилей металла, в результате чего возникают различные гибриды. Направление, зародившееся и распространившееся в Швеции, характеризующее как дэт, так и блэк-сцену этой страны, получило название «шведский» блэк/дэт и дэт/блэк. К нему примыкает большинство шведских металлических групп. Самобытность этого кентавра послужила распространению его за пределы Швеции, однако указание на место его рождения всегда присутствует при стилистической характеристике подобных групп. Основоположниками направления явились группы BATHORY, DISSECTION, AT THE GATES, CROWN OF THORNS, IN FLAMES и др. Многие группы – MITHOTYN, THURFING и др. – относимые к викинг-метал, по музыке являются «шведским» блэк/дэт.
Еще один гермафродит явился на свет благодаря слиянию с мощнейшим течением 90-х годов – «готикой»: так возникла одна из разновидностей симфо-блэк – готик-блэк. И именно это дитя порока безоговорочно вызвало нарекания. Дело в том, что от блэка здесь лишь частично остался саунд, на первый же план выступает «готическая» танцевальность и имидж, причём имидж здесь главенствует. Обилие пирсинга, садомазохистские украшения, изломанность в духе декаданса, вампирические клыки, «готический» грим являются прекрасным прикрытием для неуверенных в себе, закомплексованных людей. Во многом похожим внешне, но различным в основе блэку и «готике» такой брак оказался противопоказан. Он породил популярных одно время DIMMU BORGIR, DISMAL EUPHONY, EVOL, ANGIZIA, COVENANT, от него же отпочковался вампирик в лице поп-группы CRADLE OF FILTH. Блэк-металический запах свежих трупов сменил слащавый душок трупного разложения. Но это, всё же, еще являлось разновидностью блэк-метал. То, что явили миру на границе веков корифеи блэка – MAYHEM и ULVER, а также еще два проекта, где принял непосредственное участие ударник MAYHEM – дедушка Хелхаммер – ARCTURUS (активным членом этой супер-группы является Garm из ULVER) и COVENANT, вообще не лезет ни в какие рамки. Если «готика» еще хоть как-то близка блэк-метал, то стили электронной музыки имеют совершенно иную перманентную природу, противоположную в корне «живой» гитарной музыке. А это уже выход за рамки стиля, при том не только блэка, но и металла вообще. То, что не удалось сделать ни одному из его стилей. Парадокс - это сделал консервативный блэк.
Активно взаимодействовал блэк-метал с литературой жанра фэнтези (SUMMONING, FORLORN, BAL-SAGOTH). Можно сказать, что из всех стилей современной музыки блэк в наибольшей степени воспринял основные критерии данного жанра. Обобщая, можно охарактеризовать эти ингредиенты, как "Древнее" - мифы, антураж, архетипические фигуры и ситуации, в случае с блэк-метал – интонации, сознательно или бессознательно взятые из фольклора; в союзе с "Современным" - способы звукоизвлечения, техническое оснащение и некоторые другие приемы. Собственно говоря, black as fantasy - это тема для отдельного исследования. Хочу лишь добавить, что, на мой взгляд, наиболее адекватным музыкальным проявлением жанра фэнтези явился именно блэк-метал. Это еще одно дополнение к вопросу, поставленному мною в самом начале "Was ist Black?". Сложное, парадоксальное идейно-музыкальное явление конца XX века... Секта... Fantasy в музыке... Ясно только одно - Музыка переломного Железного века. Кали-Юги. Черной Юги.
Blast beat (бласт-биты)
Жестокая и одиозная манера игры... точнее говоря, стучания по барабанам. Трудно найти изобретателя, но очевидно, что на пленке первые бласт-биты были зафиксированы в 1986 году одновременно тремя группами- Napalm Death, Cryptic Slaughter и Repulsion. Бласт-бит представляет собой экстремальный, но сложный вариант барабанной дроби, исполняется на пределах человеческих возможностей и способен даже из баллады Элтона Джона сделать брутальнвй вирш нечеловеческой ярости. Бласт- биты делятся на три разновидности: блэковые, дэтовые и хард/грайндкоровые. Основное различие между ними заключается в порядке чередования рабочего барабана и бас-бочки.
British invasion (Британское вторжение)
Так назвали происшедшее в 1964 - 1966 годах проникновение английских групп в американские хит-парады и систему радиовещания. В их числе были The Beatles, The Rolling Stones, Yardbirds, Kinks, Animals,а также ансамбли, принадлежащие к символической группировке "Мерсибит" (по названию реки Мерси, протекающей через Ливерпуль): Jerry And The Pacemakers, Dacotas, Midbenders, Herman's Hermits. Опознавательными знаками "британского вторжения" стали сдвоенные гитары, ярко выраженная мелодика композиций, безукоризненные вокальные гармонии - все это впоследствии нашло отражение в музыке 70-х и 80-х годов, стимулировав появление таких групп как Big Star, Nack, Boston, Bon Jovi и др.
Brit-pop (брит-поп)
Брит-поп (brit-pop) – самый мощный ретро-стиль 90-х. Подобно британскому пауэр-попу и отчасти американскому джэнгл-попу 80-х, брит-поп воссоздавал музыкально-стилевые, саундовые и имиджевые модели мерси-бита (в особенности, ранних THE BEATLES), соединяя их, естественно, с новейшими средствами выразительности. Брит-поп зародился в русле инди-рока как ответ на неистовую депрессивность американского гранджа и синтетический, галюциногенный дух рэйва, которым брит-поп противопоставил подчеркнуто ретроградское, «живое», романтическое мироощущение. Очаровательные мелодии а-ля Маккартни, простые и ясные гармонии, «ламповый» гитарный саунд, «старомодные» органчики, струнные, «баховские» трубы, особым образом обработанный вокал и «находки» с прокручиваемой задом-наперед плёнкой – все это в изобилии использовалось брит-попперами. Кого-то, впрочем, больше привлекали не «примерные мальчики» THE BEATLES (каковыми они представлялись современному массовому сознанию), а ироничные THE KINKS, рок-н-ролльные THE ROLLING STONES, жесткие THE WHO, глэм-рок-рокеры – с высоты 90-х это все это представлялось эдаким одним «большим» стилем. Не обошли музыканты вниманием и моду тех лет – им вновь полюбились зачесанные на лоб челки, пиджаки без воротников, клетчатые джинсы, романтичные рубашки с манжетами и др.
Одними из первых героев брит-попа стали SUEDE с их дебютным альбомом 1993 года. Но главный успех выпал на долю BLUR и OASIS, которые в буквальном смысле стали «столпами» брит-попа; за ними последовали PULP, THE VERVE, BECK и др. Очень быстро стиль вырос из «коротких штанишек» инди-рока и стал супермодным, откровенно коммерческим явлением, сделать деньги на котором поспешили все, кому не лень. Брит-поп начал свое победное шествие по всему миру, породив такие презабавные явления, как американский (A.J. CROCE) и русский («Мультфильмы») брит-поп. Некоторые группы использовали элементы брит-попа, работая в русле электроники, как представители манчестерской волны CHEMICAL BROTHERS, сумевшие сочетать наивный и светлый дух «ушедших эпох» с наисовременнейшими средствами звукосинтеза.
В конце 90-х начала наблюдаться всемирная усталость от брит-попа, и его волна, как казалось, стала сходить на нет, несмотря на появление новых групп типа RIALTO (1998). Даже BLUR сделали резкую попытку измениться, выпустив экспериментально-припанкованный альбом "13". Кое-кто (как Бек) от подражания перешел к пародированию, задействовав в числе «объектов насмешек» модовское творчество, глэм, диско и вообще все и вся. Однако новые и новые релизы подтверждают, что дух брит-попа неугасим, пусть даже это и не апелляция именно к мерси-биту. Вот несколько примеров, относящихся к 2000 году: альбомы «Standing On The Shoulder Of Giants» грандов OASIS, «For Sale» немецкой FOOL'S GARDEN (солист которой – натуральный «очередной сын Джона Леннона»), «Transatlantic Flight» швейцарской LOVEBUGS, сольный дебют романтичного лидера THE VERVE Ричарда Эшкрофта «Alone With Everybody» и др.
Ключевые артисты и альбомы:
SUEDE «Suede» (1993)
OASIS «Definitely Maybe» (1994)
BLUR «Parklife» (1994)
PULP «Different Class» (1995)
THE VERVE «Urban Hymns» (1997)
Brutal (Брутальный)
Жестокий, зверский, ужасный. В качестве музыкального термина так же носит значение "тяжелый", "безумный". Слово применяется для того, что-бы как можно сильнее выразить экстремальность и бесчеловечность музыки. Обычно применяется в описании творчества дэт-металлических, блэк-металлических и грайндкоровых команд.