Death - "смертельный" метал. Максимально ужесточенная и наиболее
экстремальная версия Thrash метал, с характерным грубым, брутальным
вокалом. Итак, истоки музыки в стиле Death можно обнаружить в начале
80-х годов, они тесно связаны с появлением такой новаторской в то время
группы как Venom. Venom одними из первых стали использовать нарочито
грубый, зачастую переходящий в остервенелый крик, вокал в своих
композициях, при этом доведя свой и без того достаточно динамичный,
порой Speed metalический материал, по скорости исполнения и по тяжести
саунда до территорий, вплотную подступающих к такому стилю тяжелой
музыки как Thrash. Они стали, по сути, его крестными отцами, да еще к
тому же вписали свое имя золотыми буквами в энциклопедию тяжелой музыки
как первопроходцы еще одного стиля - Black metal. Venom не долго
пребывали одинокими в своей ярости, и вскоре к ним стали присоединяться
достойные продолжатели их традиций, объединяясь под знаменами
нарождающегося и поднимающего голову "смертельного" движения, образуя
тем самым целые легионы. Особой чести и внимания удостоились три
коллектива, продолжившие трансформацию и развитие наработок Venom в
области мрачности и тяжести преподносимого музыкального материала, при
этом все более накачивая свои риффы и ужесточая саунд, до полного
соответствия названия Death и исполняемой под этим названием музыкой.
Вот эти легендарные имена: швейцарцы Celtic Frost и тандем
представителей американской школы metal в лице Possessed и Death. В
хронологическом порядке первыми были швейцарцы, тогда еще выступавшие
под названием Hellhammer. Отталкиваясь от идей стиля Black, они
двинулись в сторону Thrash, стиля, который в то время находился еще в
стадии становления. По максимуму ужесточив свой саунд тяжеленными
риффами и громыхающими как раскаты грома ударными, Celtic Frost одними
из первых стали использовать вокальные партии с наличием большого
количества обертонов, исполненные под стать музыке. Они добавляли в
общую палитру звучания коллектива мрачности, впоследствии такая манера
пения вокалистов групп исполняющих Death metal получит название
гроулинг и станет фирменным знаком всего направления. Если в
дальнейшем Celtic Frost двинулись дорогой авангардных экспериментов с
Thrash, как то - использование в тяжелой музыке женского бэк-вокала и
аранжировка композиций под классику, с участием струнного ансамбля, дав
тем самым своеобразный прогрессивный заряд для всего metal движения, то
американская Possessed в отличие от всегда тяготевших к экспериментам
Celtic Frost, не задавалась целью вдаваться в эксперименты с
музыкальным материалом и до самого своего распада оставалась верна раз
и навсегда выбранной концепции своего творчества. Играли Possessed
традиционный Thrash metal, в его первобытной трактовке, достаточно
агрессивно, бескомпромиссно и динамично, с неразборчивым и "рыгающим"
вокалом, выделяющим группу среди сонма прочих коллективов Thrash
мэйнстрима. Possessed так же принадлежат лавры группы, впервые
применившей словосочетание Death metal. Ну и, конечно же, невозможно не
вспомнить икону всего Death metal, группу ставшей еще за долго до
своего распада и трагической гибели своего бессменного лидера Chucka
Schuldinera легендой, Death, чье имя стало нарицательным и дало
название всему стилю. Дебютный альбом Death, вышедший в 1987 году
"Scream Bloody Gore", многими экспертами признается как первый,
поистине Deathовый продукт. На нем был представлен уже практически
сформировавшийся в отдельное течение целый музыкальный стиль и многие
из последователей группы черпали свое вдохновение, слушая как раз таки
именно этот альбом и развивали идеи, заложенные в нем. В лице
Morbid Angel, Obituary и Deicide мы имеем достойных продолжателей дела
Death, эти группы довели Death metal до нужной генерации, усложнив и
разнообразив композиции структурно, они же стали одними из первых
предвестников волны флоридского Death metal. Что же собой представляет
стиль Death? По своей структуре это все тот же Thrash, но только
доведенный до крайней степени агрессии, максимально ужесточенный и
мрачный, исполненный, как правило, на ультраскоростях с использованием
характерного вокала гроулинга. Первой колыбелью и вотчиной Death metala
справедливо считается южноамериканский штат Флорида. Огромная заслуга в
этом принадлежит двум культовым личностям американского metal-движения,
братьям Jimу и Tomу Morrisaм. В городе Тампа они открыли свою
звукозаписывающую студию "Morrisound", в стенах которой записывались и
получили путевку в жизнь не один десяток Death metalических групп. Для
примера приведем лишь несколько наиболее известных имен: Deicide,
Malevolent Creation, Cancer и Incubus. То, что сделали для американских
брутальных коллективов братья Morrisы со своей студией, для европейских
экстремалов попытались сделать сразу две звукозаписывающих фирмы, между
которыми развернулось заочное противоборство, это английская "Earache"
и немецкая "Nuclear Blast", приютившие не один десяток групп стилей
Death и Grind. Вторым центром культивирования и распространения
"смертоносной" музыки стали страны Скандинавии. Особо заметных успехов
на этой стезе добились группы из Швеции. Такие коллективы как Entombed,
Dismember, Carnage, Hypocrisy, Unleashed и Carbonized высоко подняли
престиж и авторитет Швеции среди любителей экстремальных разновидностей
в тяжелой музыке. Но и другие европейские страны, не желая уступать
пальму первенства шведам, выставили своих смертоносных гладиаторов на
музыкальном Колизее. Англия - Bolt Thrower и Benediction, Германия -
Incubator и Atrocity, Голландия - Gorefest и Asphyx, Австрия - Pungent
Stench. Таким образом "смертельная болезнь" постепенно распространилась
по всему миру, проникнув в самые отдаленные и глухие места. В начале
90-х годов Death metalические ряды стали пополнять группы, подходящие
более разнообразно к исполняемому музыкальному материалу, решившие, что
Death metal вполне подходит для воплощения их экспериментаторских
задумок, тем самым дав импульс для развития Techno-Death. Такие имена
как Atheist, Cynic, Pestilence и Afflicted доказали, что и в
"смертельном" угаре можно сочинять более серьезную и интеллектуальную
музыку, по самым высоким критериям оценки. К середине 90-х. годов
Швеция, доказывая, что она заслуженно занимает одно их лидирующих мест
на metal сцене, наносит мощный удар в лице новой волны своих Death
metalических групп, двигаемой такими составами как Dark Tranquillity,
In Flames, Edge of Sanity, At the Gates, Unanimated, Dissection и
Crystal Age, под натиском которых пришлось потесниться многим
признанным лидерам и ветеранам Death metal движения. Эти группы
исполняли более мягкую разновидность Death metal, музыку не лишенную
мелодических выкладок и в дальнейшем получившую название Melodic-Death.
В настоящее время Death metal продолжает достаточно успешно
существовать и привлекать на свою сторону новых рекрутов, как из среды
музыкантов, так и из аудитории слушателей.
Один из самых экстремальных и бескомпромисных музыкальных стилей. Это очень быстрая, крайне тяжёлая музыка с характерным для данного направления рычащим(брутальным) вокалом. Изначально тематикой песен являлась смерть во всех её проявлениях. Как насильственная, так и естественная с описанием всех подробностей. У Death'а существует множество подстилей. Ниже мы их детально рассмотрим. 1. Classical Death Metal. Классическая первоначальная форма стиля. Стиль произошёл от трэша, путём простой его интенсификации примерно в 1986-1987 гг. Стиль получил такое название по имени первого представителя этого стиля - американской группы Death. Неофициально дэз делится на школы - американскую, английскую и шведскую. A) American Death Metal. Характеризуется довольно большим сходством его представителей. Примеры: ранний Morbid Angel, Angelcorpse, Obituary, Cancer. B) Britain Death Metal. Отличительной чертой англичан состоит в создании более плотной "стены звука" на записи и на шоу. Примеры: Benediction, Malediction, Bolt Thrower, Carcass (некоторое) C) Sweden Death Metal. Отличается оригинальным саундом, с гитарами настроеными ниже, чем обычно. Представители: Dismember, Entombed, Edge Of Sanity, Grave. 2. Techno Death Metal. Это более сложная в техническом плане музыка, с продвинутыми гитарными партиями, мелодиями, иногда даже с применением клавишных инструментов. Как правило это не такой тяжёлый стиль, как классический дэт. Примеры: Cynic, Carbonized, Death, Sadist, Pestilence, Atheist. 3. Brutal Death Metal (Deathcore). Ещё более экстримален и брутален, чем обычный Дэт. Скорость исполнения от средней до крайне высокой. Отличается от обычного дэт-металла своеобразным саундом. Для того, чтобы понять разницу между этими двумя подстилями нужно прослушать типичные брутал-дэт команды. Примеры: Deranged, Gorgasm, Cannibal Corpse, Sinister, Cryptopsy, Broken Hope, Morbid Angel, Suffocation, Disgorge, Brutality, Burial, Anata, Howitser (новый проект Sinister, ещё более брутальный и не такой техничный), Vomitory, Immolation, Vader, Vomit Ramnants и т.п. Как и у классической разновидности, у брутал-дэта существует более техничная форма - Techno Brutal Death Metal. Наиболее яркие представители: Dying Fetus, Internal Bleeding, Pyrexia. Существует также особая разновидность брутал-дэта - так называемый Neo-Brutal Death Metal. Группы играющие в этом стиле, помимо всех черт присущих техно-бруталу, смешивают свою музыку с дум-металлом, альтернативой и т.п. Наиболее яркий представитель - Konkhra. Можно выделить ещё одно течение в Deathcore, которое правда отличается от классического дэткора лишь лирикой. Это - Satanic Deathcore. Представители: Deicide, Infestdead, Acheron. 4. Simpho Death Metal. Групп играющих в этом стиле пока ещё немного. Ярким примером данного направления является пожалуй альбом Sadist 1994-го года. 5. Psycho Death Metal. Отличается от других стилей своеобразным звучанием гитар. Примеры: Morgoth, Korpse, Voivod, Glacial Fear. 6. Atmospheric Death Metal. Это группы играющие на границе с Doom. После того, как термин "Atmospheric" стал популярным, многие группы стали его использовать для описания своих работ. Примеры: Septic Flesh, Dark Millenium. 7. Death-Industrial Metal. Одна из самых тяжёлых музыкальных формаций. Дэт Металл с элементами индустриальной музыки. В данном направлении, как правило, используются драм-машины вместо живых ударных. Яркий пример: Fear Factory, Berzerker.
Термин введен в обиход с легкой (на самом деле очень и очень тяжелой) руки культовой группы Possessed. Наряду с Celtic Frost, Possessed заложили основы дэт-металлического жанра - наиболее жестокой, тяжелой и скоростной формы чистого металла (граиндкор, как известно не совсем чист). В современный вид дэт-метал привели флоридские группы Death и Morbid Angel, тем самым переманив на свою сторону львиную долю трэш-металлическиз фэнов. В конце 80-х/начале 90-х дэт-метал бэл доминирующим жанром металлического андеграунда, устояв даже перед натиском дум-метала, и лишь сравнительно недавно сдав позиции в пользу блэк-метала.
Death-black metal (дэт-блэк метал)
Это жуткий компот из дэта и блэка. Иногда команды, играющие в этом стиле привлекают в свою музыку элементы из такого отличного от дэта стиля, как Power Metal. В целом дэт-блэк металл группы очень различны между собой. Но все они содержат элементы Black'a и Death'a. Примеры: At The Gates, Dark Tranqullity, Necrophobic, Hipocrisy, Marduk (некоторое). В данном направлении можно выделить также следующее течение - Melodic Death-Black Metal. Стиль характеризуется мелодичностью и высоким уровнем исполнения. Примеры: In Flames.
Brutal Death-Black Metal. Как и следует из названия, это всего лишь более ужесточённая разновидность Death-Black Metal'a. Наиболее яркий пример - последние работы величайшей группы Behemoth ("Satanica" и "Thelema. 6")
Death-doom metal (дэт-дум метал)
По сравнению с думом , дэт-дум гораздо более брутален и тяжёл. В отличии от классического стиля, для дэт-дума характерен, как и в дэте, брутальный вокал, но в то же время с небольшой тягой в пение. В принципе этот стиль можно трактовать как замедленный Death классического стиля. Тексты песен ориентированны на описания депрессивных состояний, боли и отчаяния. Примеры: Paradise Lost, Amorphis, Tiamat(1991 г.), Crematory, Lake Of Tears(1994 г.)
Doom metal (дум-метал)
Дум-метал (doom-metal) – одно из направлений «металлической» музыки, набравшее свою наибольшую силу в конце 80-х. Возможно, появление дума стало некой реакцией на все возрастающую агрессивность металла, на его стремление к взятию все новых темповых «высот», все большему утяжелению и «загрязнению» саунда, к отходу от привычных понятий о мелодичности и т.д. Дум-метал явился своеобразным ривайвлом традициий «хэви-метал» 70-х, причем музыкантов нового поколения вдохновляло прежде всего творчество Black Sabbath. Разочарованные расколом грандов хард-рока (конец 70-х), а также наметившимся в их творчестве кризисом (середина 80-х), дум-коллективы стремились воссоздать «классическую» саббат-стилистику, апеллируя прежде всего к таким вещам, как «Paranoid», «Iron Man» и др.
У истоков собственно дума стоят американские команды SAINT VITUS и TROUBLE – обе собрались еще в 1979 году, однако свои первые альбомы выпустили только в 1984-м (настоящий успех к SAINT VITUS пришел в 1986-м, с присоединением вокалиста и гитариста THE OBSESSED Скотта «Вино» Вейнриха). Сейчас SAINT VITUS и TROUBLE, наряду с их коллегами и прямыми последователями – CANDLEMASS, COUNT RAVEN, MERCY и др. – объединяют понятием «классический дум-метал» (classic doom-metal).
«Классический дум-метал», оформившийся как довольно мощное направление к концу 80-х, отличается тяготением к траурной эпичности, медленным и очень медленным темпам, тягучему, вязкому, «темному» саунду, и при этом – подчеркнутой мелодичности, интонационной выразительности (это касается как вокальной партии, так и инструментальной фактуры, строящейся на хардообразных риффах). Вокал в «классическом» дум-метал (сильный, наполненный, поставленный) также отталкивается от Black Sabbath. Особенно здесь выделяется вокал Мессайя Марколина из шведской CANDLEMASS, который во многом даже обошел своих «учителей» (Оззи Озборна и Дио) по части подвижности и мощи диапазона голоса. Дум-композиции нередко затрагивают темы депрессии, смерти, скорби, несут семантику похоронного марша (как в «Marche Funebre» из канонического дум-альбома «Nightfall» CANDLEMASS, где процитирован траурный марш Шопена).
В 1991 году вышел дебютный альбом американской группы CATHEDRAL (организованной выходцем из грайндкоровой команды NAPALM DEATH, вокалистом Ли Доррианом), которая сумела придать думу широкий успех, расширить его аудиторию. Шедевром дума считается альбом CATHEDRAL «The Etherial Mirror» (1993), хотя более поздние работы кажутся знатокам менее убедительными.
С начала 90-х годов «классический» дум-метал, собственные выразительные возможности которого все же были весьма ограничены, начал обогащаться элементами других направлений. В результате появились такие стили, как дум-дэт и дум-готик. Их нельзя назвать разновидностями собственно дума, поскольку доля «вливаний» с разных сторон была практически равной – скорее, данные направления следует считать вполне самостоятельными и поэтому рассматривать отдельно.
Здесь же следует отметить так называемый пост-дум (или модерн-дум), годом рождения которого считают 1996-й (вышедшие в этом году альбомы SAMAEL, ALASTIS, португальской MOONSPELL и др.), хотя вряд ли можно говорить о пост-думе как о чистом стиле, настолько много можно проследить здесь влияний. В целом, пост-дум отмечен более коммерческим саундом, отходом от мрачной думовской тематики и приоритета сверхмедленных темпов, хотя один из важнейших признаков – мелодизм, доминирование «чистых» голосов – сохраняется. Кроме того, дум вошел во взаимодействие с блэк-метал, дав дум-блэк, или, как его еще иногда называют, дарк-метал (KATATONIA, OPETH, TRISISTIA, совмещающие мелодичные инструментальные партии и по-думовски вязкий саунд с «хрипящим» блэк-вокалом). Элементы дума обнаруживаются у SOLITUDE AETERNUS, TYPE O NEGATIVE и др. Сейчас дум в «чистом» виде практически никто не исполняет.
КЛЮЧЕВЫЕ АРТИСТЫ И ФИГУРЫ:
TROUBLE «Psalm 9» (1984) SAINT VITUS «Born Too Late» (1986) CANDLEMASS «Nightfall» (1987) CATHEDRAL «The Etherial Mirror» (1993) SOLITUDE AETERNUS «Afterfall» (1997)
Жанр выросший из почвы удобренной Black Sabbath, готической музыкой и дет-металом. Прото-думовые группы (Candlemass, Trouble) фактически были лишьсовременными инкарнациями Black Sabbath в особо извращенных формах, но как только Paradise Lost смогли присовокупить к их наследию брутальный саунд дэта и готическую атмосферу, на свет появился тот дум-метал, который мы все знаем и любим. В конце девяностых, как только брутальность начала приедаться, дум-металлические группы свернули на побочные пути. В результате половина их превратилась в чисто готические проекты - те же Paradise Lost. Но другие (напимер, Cathedral) стали опять неотличимы от Black Sabbath, за что получили ярлык "стоунер-рок" (stoner rock).
Doom - "соборный" метал. Основы этого стиля были заложены
легендарной британской Hard-rock группой Black Sabbath еще в 1970 году.
В этом году свет увидел альбом молодой, еще не известной широкому кругу
публики группы Black Sabbath под одноименным названием "Black Sabbath".
В то время мало кто мог предположить, что выход этого альбома в свет
станет поистине эпохальным для своего времени и всего будущего Metal
движения в мире событием. Событием, которое станет своего рода точкой
отчета для многих, многих и многих последующих поколений музыкантов,
которые свяжут свою творческую деятельность с музыкой в стиле Metal.
Альбом Black Sabbath представил на суд слушателей до того еще
неслыханную версию Hard-rocka. Такой тяжести, таких медленных и тягучих
музыкальных структур, производящих угнетающее и депрессивное
воздействие на слушательскую аудиторию, мир еще не знал. Под стать
музыки были и тексты, носящие мистическую и мифологическую окраску.
Картину дополнял и соответствующий музыки и текстам имидж группы, опять
же небывалый по тем временам. Конверты пластинок украшали перевернутые
кресты, все оформлялось исключительно в темных тонах, создавая
атмосферу мрачного средневековья. Таким образом, впервые в виниле
были зафиксированы ноты и звуки нового нарождающегося музыкального
течения под названием Metal, получившее широкое распространение только
лишь к концу 70-х годов. Тем самым Black Sabbath оказались
первооткрывателями, обогнавшими свое время практически на целое
десятилетие. Если первый альбом группы стал первой же ласточкой стиля
Doom, то композиция "Paranoid" со второго альбома Black Sabbath стала
первым произведением в стиле Heavy Metal и послужила ориентиром для
многих групп этого направления в современной тяжелой музыке. Поистине
выдающийся результат - изобретение сразу двух стилей. Осуществить такое
под силу только лишь гениальным музыкантам. Очень продолжительное время
на поприще Doom у Black Sabbath не только не было конкурентов, но и
последователей. Соотечественники в лице Judas Priest, Motorhead и групп
представительниц NWOBHM в своем творчестве разрабатывали и доводили до
ума более скоростные разновидности Metal. Тем самым Британия выпала на
некоторое время из обоймы Doom и эстафетную палочку подхватили
североамериканские и шведские коллективы. В США за дальнейшую
обработку творческого наследия Black Sabbath принялись такие группы как
Saint Vitus и Trouble, а в Швеции бразды правления взяла в свои руки
группа Candlemass. Если Saint Vitus взялись за прямое заимствование
идей их великих предшественников, в музыке Trouble прослеживается
блюзовое влияние, то музыкальный материал Candlemass несет в себе
солидный эпический заряд. Наиболее заметные успехи выпали все же на
долю именно шведской команды. В 80-х ей практически не было равных в
Doom, эта группа стала основным законодателем мод в этом стиле. Начиная
со второго, все последующие альбомы Candlemass 80-х годов стали
классикой жанра. К началу 90-х годов группы первой волны Doom несколько
истощили свой творческий потенциал и на авансцену стали выходить группы
новой формации. Лидирующие позиции вновь заняли группы
представительницы туманного Альбиона во главе с Paradise Lost, My Dying
Bride и Cathedral, снова обратившие свои взоры в сторону наследия Black
Sabbath, шведские группы во главе с Tiamat, ну и конечно же американцы
в стороне от этого процесса не остались и рекрутировали на metal сцену
такие новые имена как Сrowbar и Solitude Aeturnus. Если
американские группы в целом остались верны музыкальной концепции Doom,
разработанной и заложенные еще Black Sabbath и получившей дальнейшее
развитие в творчестве Candlemass, то в отличие от них английские и
шведские группы пошли несколько иной дорогой. На волне неуклонно
растущей популярности такого экстремального направления в современной
музыке как Death новые группы из категории Doom решили синтезировать
музыку одного стиля (Doom) с брутальным, гроулинговым вокалом другого
(Death) и тем самым вывели новое ответвление в виде стиля Doom-Death
metal. Плюс ко всему, альбом группы Paradise Lost под названием
"Gothic" дал имя новому стилю metal музыки. В нынешнее время Doom metal
и его различные интерпретации и разновидности продолжают успешно
конкурировать с остальной metal продукцией, постоянно заполняющей в
больших количествах витрины специализированных музыкальных магазинов. Такие
группы как Amorphis, Anathema, Cemetary, The Gathering, Katatonia, Lake
of Tears, Lacrimosa и Therion высоко несут флаг
депрессив-эпик-астрал-симфо metalа, а это позволяет предположить, что
стиль еще долго будет радовать своих поклонников качественной музыкой.
В заключение, подводя некоторые итоги всего выше написанного, можно
сказать следующее: стиль Doom и все его нисходящие, с одной стороны
представляет из себя очень медленную, тягучую и тяжелую разновидность
metala с достаточно плотными и жесткими риффами и гроулинговым вокалом,
также в музыке групп, исповедующих Doom могут встречаться и скоростные
отрезки, доходящие по своей динамики до уровня Speed metal. С другой
стороны, музыка более разноплановая и разнообразная, не менее
медленная, но в которой широко используются клавиши и камерные
музыкальные инструменты, такие как скрипка, флейта и виолончель, вокал
здесь, как правило, применяется чистый.Автор - Privateer