Главная страницаРегистрацияВход Taste Of Rock Суббота, 23.11.2024, 12:57
  Информация о группах Приветствую Вас Случайно заглянувший | RSS



 

Мои видео на Youtube
 
 
Начало » Статьи » Журналистика » Энциклопедия стилей

P
Рower metal (пауэр-метал)




Родиной пауэра следует считать Германию, и это отнюдь не случайно, учитывая сильную связь пауэра с австронемецкой "классической" музыкальной школой. Музыкальный язык пауэр-метала далеко отошел от блюза и рок-н-ролла. Германские пауэр-металлисты проявляли искренний интерес к музыке великих немецких композиторов, и это не могло не отразиться в их собственном творчестве: выражаясь фигурально, весь пауэр, как дуб из желудя, вырос из "Оды к радости" Бетховена и вагнеровских лейтмотивов из "Кольца Нибелунгов". Можно отметить и влияние камерно-вокальной лирики эпохи романтизма (Шуберт, Шуман). С другой стороны, ощущалось сильное воздействие национальных песенно-танцевальных традиций - причем как западноевропейских, так и славянских. Последнее, вероятно, было обусловлено, с одной стороны, давними связями древних германской и славянской культур, с другой - общностью мелодико-гармонических оборотов и интонаций, удобством исполнения "попевочных" оборотов на гитаре, особенностями ритмики пауэра, воспринимающейся в отдельных случаях как "плясовая" (см. далее).

От своего предшественника, спид-метала, пауэр позаимствовал очень быстрый темп, высокое техническое мастерство и отточенную манеру интонирования (две ритм/соло-гитары), "частую" ритмическую сетку (непрерывная линия двух бочек и акцент малого барабана на каждую слабую долю). Саунд при этом оказался несколько "приглаженным", смягченным, но и более разнообразным (широкое использование синтезаторов, "хорового" бэк-вокала, иногда даже "живых" акустических тембров). Основной вокал в пауэре, как правило, "чистый" и высокий (порой до пронзительности). В целом, основные отличия спид- от пауэра - в большей коммерческой направленности, в упоре на мелодику, а не на энергетику и скорость, в большем значении именно вокальных партий, запоминающихся припевов и т.п., что скорее роднит пауэр с глэм-, чем со спид-металом.

Для пауэра характерна своя образно-эмоциональная сфера: развив тенденции, идущие от британского хэви, пауэр смодулировал не в сторону агрессии, брутальности, депрессивности трэша, а в сторону более светлой образности, героики, эпичности, даже "сказочности". Здесь получили распространение исторические, мифологические, мистико-религиозные, фэнтэзи-темы и сюжеты; прижился жанр "концептуального альбома", моно-рок-оперы.

На рубеже 80-х - 90-х основатели направления HELLOWEEN, увы, заметно коммерциализировались и выпустили ряд малоудачных работ. Возрождению пауэра в середине 90-х способствовали три события - выход очень сильного альбома GAMMA RAY "Land of the Free" (95), возврат HELLOWEEN к пауэрной стилистике - "Master of the Rings" (94) и усиление состава финской STRATOVARIUS на "Fourth Dimension" за счет прихода вокалиста Тимо Котипелто (95). В то же время не прекращалась удачная в целом работа таких групп, как RUNNING WILD и RAGE, реанимировался SCANNER, позже появились PRIMAL FEAR и IRON SAVIOR (оба с участием Кая Хансена, первый также с участием Ральфа Шиперса из GAMMA RAY).

Вливание свежей крови произошло со стороны традиционно "неметаллических" держав, привнесших в стиль большее разнообразие, национальную специфику. Помимо STRATOVARIUS, наиболее яркие примеры современного "негерманского" пауэра дают нам итальянские LABYRINTH, RHAPSODY, SKYLARK, шведские HAMMERFALL, NOCTURNAL RITES, американо-норвежские KAMELOT, финские NIGHTWISH, бразильская ANGRA. Группы второй волны усилили значение "классики" (женский оперный вокал у NIGHTWISH), внедрили в пауэр элементы смежных стилевых разновидностей, таких, как классик-хард-рок малмстинского толка у STRATOVARIUS и RHAPSODY, шведский дэт/блэк у CHILDREN OF BODOM, дэнс-элементы на первом альбоме LABYRINTH, арт- и латино-рок у ANGRA (иногда для описания подобных явлений приходиться использовать такие "смешанные" термины, как спид-пауэр, трэш-пауэр, прогрессив-пауэр, хэви-пауэр и др.). В творчестве этих и других групп наметился также отход от двухгитарной модели в сторону более привычной для хард-рока гитарно-клавишной. К сожалению, в последние пару лет "каноничность" пауэр-метал переросла в клишированность, что признают даже горячие поклонники этого направления.

Ключевые артисты и альбомы:

HELLOWEEN "Keeper of the 7 Keys" Pt. 1, Pt. 2 (1987, 1988)
RUNNING WILD "Black Hand Inn" (1994)
GAMMA RAY "Land of the Free" (1995)
STRATOVARIUS "Fourth Dimension" (1995)
ANGRA "Holy Land" (1995)



Обобщающее название быстрой, мелодичной и не очень тяжелой армады последователей Helloween, преимущественно германского происхождения. Пауэр-метал незаметно вырос из спид-метала, в отличие от последнего он делает акцент на ярко выраженной мелодической вокальной линии. Склонность к псевдо-классическим аранжировкам произведений характерна для большинства пауэр-металлических групп, здесь сказывается любовь пауэр-металлистов к наследию Вагнера, Грига и Мусоргского. Однако песенная структура композиций остается неотъемлимой частью творчества пауэр-металлических команд, что сильно облегчает восприятие этого жанра и многие годы удерживает его в высшей лиге металлической сцены.


Можно рассматривать как более сглаженый, "причёсаный" облегчённый вариант Спид-металла. Имеет много общего как со Спид- так и с Хэви-металлом.
Для данного стиля характерны красивые соло на гитаре и как правило чистый высокий вокал. Иногда, кроме стандартных для металла инструментов в Пауэре музыканты используют также клавишные.
Примеры: Stratovarius, Helloween, Gamma Ray, HammerFall, Edguy...
Neo-classic Metal - стиль схожий с Power Metal'ом. Как и следует из названия включает в себя элементы классической музыки.
Пример: Yngwie Malmsteen, Angra.
Ещё одна разновидность Пауэра - Speed-Power Metal.
Наиболее известные представители: Helloween, White Skull (некоторое) и некоторые темы Stratovarius, Gamma Ray и т.д.
Вообще-то надо заметить, что грань между Пауэром и Спид-пауэром очень тонка и заметить её порой довольно сложно.
Очередная разновидность пауэра это Epic Metal, который очень похож, как на пауэр, так и на неоклассик. Яркий пример: Rhapsody, HammerFall.
 

 

 Pop-punk (поп-панк)




Поп-панк (pop-punk), или панк-поп (punk-pop) - одна из форм панк-ривайвла, появившаяся в середине 90-х (конкретнее, в 1994 году) в рамках американской "пост-альтернативы". Тогда это явление, обеими ногами крепко стоявшее в актуальных ретро-тенденциях (а также в творчестве THE PIXIES, THE DICKIES и др.), вознеслось на вершину хит-парадов, и казалось весьма забавным. Панк сросся с брит-попом и стал весьма удобоваримым, причесанным, умытым и напомаженным. От собственно панка осталась только неприкрытая придурковатость его героев (что сказалось и в имидже музыкантов). Пионеры этого движения (RANCID, OFFSPRING, WEEZER, GREEN DAY и BLINK 182) виделись эдакими современными веселыми бунтарями, в компании которых не соскучишься (хотя бунтовать им, собственно, было не против чего - разве что против собственной сытости). Гитарный драйв, запоминающиеся хоровые припевчики, ненагруженные тексты "про парня как ты и я", оголтелый оптимизм - под пиво как раз потянет! Потом прошла первая волна умиления и за нею открылся ясный, как день, факт неприкрытого плагиата мелодики и других элементов музыкального языка у THE BEATLES и THE WHO. Поп-панк начали ругать, обвинять в коммерциализированности, но он и поныне продолжает цвести и пахнуть, будучи полностью интегрированным в мейнстрим.

Ключевые артисты и альбомы:

OFFSPRING "Smash" (1994)
WEEZER "Weezer" (1994)
GREEN DAY "Insomniac" (1995)
PRESIDENTS OF THE UNITED STATES OF AMERICA "Presidents Of The United States Of America" (1995)
BLINK 182 "Dude Ranch" (1997)




Post-alternative (пост-альтернатива)




Пост-альтернатива - термин, употребляющийся для характеристики "альтернативного" рока после 1994 года, когда она, по мнению большинства исследователей, предерпевает тенденцию к комммерциализации, смягчению саунда, облегчению содержанию, слиянию с различными направлениями поп-музыки.




Post-grunge(пост-грандж)




Как панк породил пост-панк, так и грандж породил пост-грандж (post-grunge), но его значение и художественная ценность не сравнимы с пост-панком. Пост-грандж-команды, как грибы после дождя, начали возникать на волне коммерческого успеха NIRVANA и PEARL JAM в начале 90-х, и отличались более приглаженным, "радио-дружественным" саундом (с очевидным влиянием джангл-попа и AOR'а), хотя многие из них и стремились показаться остросоциальными и политизированными (SEVEN MARY THREE, BUSH, CANDLEBOX, COLLECTIVE SOUL, LIVE, SILVERCHAIR и др.). Тем не менее, сама сущность гранджа в их творениях оказалась практически выхолощенной, как и идея индепендента (многие пост-гранджевики хорошо пристроились на мэйджор-лейблах). В то же время, существуют группы, которые, несмотря на свои стадионные успехи и высокие продажи, достойно несут над головой знамя гранджа и звучат даже более тяжело и бескомпромиссно, чем их учителя (как например, STONE TEMPLE PILOTS). Все это, конечно, не говорит о том, что другие пост-грандж-команды не сделали интересных музыкальных открытий, однако следует признать, что очень многие из них (особенно те, что появляются сегодня) похожи друг на друга, как две капли воды.

Ключевые артисты и альбомы:

CANDLEBOX "Candlebox" (1993)
BUSH "Sixteen Stone" (1994)
COLLECTIVE SOUL "Collective Soul" (1995)
LIVE "Throwing Copper" (1994)
STONE TEMPLE PILOTS "Purple" (1994)
 

 


Progressive alternative metal (прогрессивный альтернативный металл)




Прогрессивный «альтернативный» металл (progressive alternative metal) – одна из довольно редких разновидностей «альтернативного металла», сочетающая в себе элементы самых разных стилей (от фанка и регги до арт-рока и джаза) на фоне тяжелого, бескомпромиссного «альтернативного» саунда. Значительно расширяя рамки самого феномена «альтернативы», обращаясь к выразительным средствам, идущим от «ортодоксального» рока и даже академической культуры, представители этого направления умудряются не утерять своего независимого, конфронтационного отношения к миру. Впрочем, говорить о представителях этого направления во множественном числе вряд ли верно, ведь к таковым, собственно, можно отнести всего лишь несколько групп – и в первую очередь сан-францисскую FAITH NO MORE. Музыканты умело использовали возможности электроники, применяли акустические и синтезаторные тембры, сэмплировали произведения своих коллег по сцене и даже «классиков» (квартет Д. Шостаковича в исполнении ансамбля Kronos), исполняли «каверы» BLACK SABBATH, BEE GEES и THE COMMODORES, привносили в свои произведения элементы симфонической драматургии. Они не стеснялись быть мелодичными и лиричными, но с тем большей силой и мощью обрушивали затем на слушателя брутальные, полные агрессии риффы. К сожалению, группа распалась в 1997-м году после выхода одного из лучших своих дисков "Album Of The Year". К данному стилю можно отнести также лос-анджелесскую группу Tool.
 

 

 

 

Progressive (прогрессив)




Наиболее интелектуальный жанр тяжелой музыки - антипод панка. Большинство прогрессивных коллективов крайне неслушабельны, ибо в их творчестве доминируют "кривые" тактовые размеры, многочасовые соло, безумные вокальные пассажи. Самые интересные представители данного стиля в металлической инкарнации - Drean Theater, Symphony X и Fates Warning, в свое время смогли найти баланс между навороченностью и мелодией. В большинстве же случаев прогрессивные команды долго не живут.


Термин сугубо американский, в чем-то он смыкается с тем, что в Британии именовалось арт-роком, но есть и различия. Направление пргрессивного рока начало развиваться в конце 60-х в Англии, в каой то степени его корни уходят в психоделию, космические темы которой вначале неизменно присутствовали у пргрессивистов, но, если рассуждать с музыкальной точки зрения, прогрессивный рок - высшая форма психоделии. Как музыкальный стиль прогрессивный рок получил наивысшее развитие в 70-е годы - фактически под знаком этого стиля они и проходили - когда музыканты достигли поистине виртуозного владения инструментами и научились мыслить нетривиально. По мнению одних специалистов, самым первым и натболее заметным произведением прогрессивнрго рока является альбом "In The Court Of The Crimson King" английской группы King Crimson, тогда как другие называют еще более ранние работы Procol Harum и The Moody Blues. Некоторые склонны приписывать авторство Джимми Хендриксу, чья "космическая" дисторшн-гитара, безусловно, повлияла и на эту ветвь рока. Однако, несомненно, ярчайшими представителями прогрессивного рока были и остаются коллективы, в которых играли музыканты-виртуозы с косерваторским образованием - именно они соединили классику, джаз и рок-н-ролл. Это Nice, Emerson, Lake And Palmer, Yes, Genesis, Gentle Giant и Van Der Graaf Generator. Их традициям следовали европейцы Focus и американцы Kansas. Если исходить из серьезности отношения к своему творчеству, то прогрессивный рок начисто лишен чувства юмора, что в ряде случаев становится большим недостатком и отрицательно сказывается на музыке.
 

 

 

Proto-punk (прото-панк)




Под "крышей" прото-панка (proto-punk) объединяют различные рок-феномены (...-1975), предшествовавшие (и способствовавшие) становлению собственно панка (1975-76). Основная масса таких феноменов лежит в сфере любительского исполнительства и не несет какой-либо идеологической подоплеки: представители слушательских масс желали играть и сочинять музыку, подобно их кумирам, но не всегда получалось также успешно, да и технической оснащенности не хватало. Первой волной прото-панка, возникшей как раз из любительского музицирования, можно считать британский скиффл 50-х: молодые люди, вдохновленные американским рок-н-роллом, пытались "изобразить" нечто подобное, используя любые подручные средства (стиральные доски, тазы, кастрюли, в лучшем случае губные гармошки и гитары). В свою очередь, в Америке 60-х, находившейся под впечатлением "британского нашествия", начала формироваться целая армия безымянных "гаражных" рокеров-любителей, для которых музицирование стало самой приемлемой формой проведения досуга. Становиться профессионалами они не собирались, репетировали в буквальном смысле в гаражах и подвалах, на плохоньких инструментах, выступали в лучшем случае в барах. Их идеалом стал рок-н-ролл, ритм-энд-блюз и рокабилли; звучание же не отличалось большим разнообразием, а было, скорее, весьма примитивным, зато весьма искренним. Единственная известная группа, выросшая из "гаражного" рока - MC5.

Новая волна прото-панка, уже более артизированная, и, разумеется, совершенно персонифицированная, взошла американском андерграунде 60-70-х, в богемной среде артистов, художников и поэтов, не старавшихся влиться в рок-мейнстрим, а напротив, шагавших "поперек" него, порой весьма экстремистскими путями (не обошлось, тут, конечно, и без стимуляции творческой активности с помощью различных допингов…). Это была своеобразная реакция на начавшийся в роке процесс "академизации" и "стадионизации". Одними из первых прото-панков считают The Velvet Underground, создававших грязноватый, с обилием дисторшна и фуза гитарный саунд, и, к тому же, прославившихся своими "антихиппистскими" настроениями. Лаконичный интонационно-композиционный комплекс Velvet Underground, сложившийся под влиянием такой разновидности академического авангарда, как минимализм (с представителями которого "вельветовцы" непосредственно сотрудничали), стал впоследствии образцом для многих панк-рокеров. К числу прото-панков относят также THE STOOGES и Игги Попа, NEW YORK DOLLS, певицу и поэтессу Патти Смит, TELEVISION и других исполнителей (существует также мнение, что NEW YORK DOLLS и TELEVISION вкупе с RAMONES являются уже собственно панками). Помимо различных авангардистских средств выразительности, прото-панки охотно обращались и к "правильному" трехаккордовому рок-н-роллу, который продолжал для них оставаться символом живой энергии, свободы, некоммерческой сути искусства. Выступления прото-панков нередко превращались в своеобразные перформансы, где смешивались музыка, слово, живописные и театральные образы. Маниакальный Игги Поп немало шокировал публику, взрезая себе на концертах торс осколками бутылки и поливая слушателей первых рядов потоками гемоглобина, а Патти Смит, начинавшая как поэтесса, представала в образе эдакой отстраненной "готической вороны".

В "профессиональной" британской рок-среде конца 60-х также обнаруживаются предтечи панка: это THE KINKS, THE TROGGS, ROLLING STONES, Дэвид Боуи и даже… BEATLES с их "Helter-Skelter"!И все же прото-панк был явлением в большей мере американским, чем британским. Но не возымел бы он такого резонанса по всему миру, если бы не деятельность предприимчивого английского импресарио Малколма Макларена, пожелавшего "завести" нечто подобное NEW YORK DOLLS (менеджером которых он некоторое время являлся) у себя на родине. Но это уже история собственно панка...

Здесь же следует отметить только, что творчество прото-панков вновь было вынесено "на щит" музыкантами "новой волны" и "альтернативы", которые видели в нем идеал независимости и свободы. Так родился новый интерес к творчеству Игги Попа, Патти Смит и других артистов, создавших на рубеже 70-80-х весьма сильные работы. Саунд прото-панка был "идеализирован" и брит-попом в 90-е, стремившимся воспроизвести его новейшими (в том числе и цифровыми) способами.

Ключевые артисты и альбомы:

THE VELVET UNDREGROUND "The Velvet Underground & Nico" (1967)
THE STOOGES "The Stooges" (1969)
MC5 "Back In The U.S.A." (1970)
NEW YORK DOLLS "New York Dolls" (1973)
Patti Smith "Horses" (1975)


Psychodelic rock (психоделический рок)




Известен под сокращенным названием "психоделия", а также как "кислый рок" (acid rock) и "санфранцисский саунд" (San Franciscosound). По сути, это эксперименты с музыкой и мызыкальными инструментами под воздействием галлюциногенов или мощных психотропных средств - так начиналась эта музыка. Позже психоделическим роком стали называть любую "странную" музыку, гармонии и тональности которой отличались от принятых (среди современных групп ярчайшим рпимером психоделической музыки можно считать Dead Can Dance). Большинство первых психоделических групп, таких как Greateful Dead, Jefferson Airplane и Quicksilver Messenger Service, вышли из Сан-Франциско, где находилась неформальная столица хиппи. На американскую психоделию англичане ответили Pink Floyd, но как психоделическая группа Pink Floyd существоали не более четырех-пяти лет, фактически до "Dark Side Of The Moon", когда саунд и общая концепция Pink Floyd претерпели серьезные изменения. Британские аналитики рока настаивают на авторстве Англии в этом вопросе: по их мнению, первой, по настоящему законченной психоделией была битловская "Tomorrow Newer Kow", которой завершается альбом 1966 года "Revolover", а чуть раньше все теже The Beatles, продемонстрировали зерно этой идеи на диске "Rubber Soul". Как бы там ни было, не вся "химическая музыка" - психоделия, и не все психоделии пишутся под воздействием наркотиков. Значительно важнее то, что группы именно этого жанра начали первыми устраивать затяжные импровизационные концерты, создав тем самым ассоциативную связь между роком и джазом. До недавнего времени, наверное, единственной группой-долгожительницей, играющей классическую психоделию, оставалась Grateful Dead. Многие из тех, кто стояли у истоков психоделического рока, сейчас ушли в его иные направления, такие как фьюжн и прогрессивный рок.
 

 

 


Punk rock (панк-рок)




Корни панк-рока прослеживаются с первой половины шестидесятых, когда американские гаражные группы попвытались дать отпор "британскому вторжению", - это была агрессивная динамичная музыка, но играли ее любители, и, таким образом "ответный удар" остался незамеченным. Тем более, что по мнению специалистов, элементы панка на американскую землю занесли представители "британского вторжения", в частности, The Kinks, чья композиция "You Really Got Me" (1964 год) считается первым произведением в стиле панк-рок. Тем не менее, уже в те годы Америка отреагировала на новое музыкальное напрвление двумя сборниками - "Nuggets" и "Wild Thing". Расцвет панк-рока пришелся на середину 70-х - рассерженная английская молодежь решила, что сложившийся институт рока обуржуазился и застыл в заданных рамках, и практически на пустом месте возник панк. Это была сырая, быстрая и резкая музыка с хаотичными изменениями ритмических структур и гармоний. Играли панк-рок любители, не обладавшие даже минимальной музыкальной подотовкой и прктикой; панк-музыкант обязан был делать шокирующие заявления, носить короткую стрижку и одеваться исключительно в черную в кожу - этот имдж не претерпел изменений и имеет хождение и сегодня. Непосредственно перед взрывом панк-рока в Англии, некоторые американские группы работали в манере которую можно определить как "культивированный панк", - это Ramones, Talking Heads, Television, по сути все они в качестве модели творчества использовали гаражный рок 60-х. Пршло совсем немного времени, и панк-рок стал таким же солидным институтом, как и ненавидимый им ортодоксальный рок.
Некоторые музыкальные и идеологические принципы панка прижились в "новой волне", а в США па
Категория: Энциклопедия стилей | Добавил: tor (01.05.2007)
Просмотров: 981

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Категории каталога
Энциклопедия стилей [19]
Книги [30]
Разные книги о музыке
Хроники херсонского рока [52]
Собранные по крупицам материалы
Архив журнала "Рок-Премьера" [14]
Кому известен он, а кому нет, но уже накоплен архив разных материалов, которые по разным причинам не вошли в номера

Форма входа

Наш опрос
Чего бы Вы больше хотели видеть у меня на сайте?
Всего ответов: 118

Поиск по каталогу

Советую!

Статистика
 

Copyright MyCorp © 2006