Рэп-метал (rap-metal) – одна из разновидностей «альтернативного металла», знаменующая слияние «белой» и «черной» альтернативных субкультур. Такое слияние видится вполне логичным: и «металлизированные» разновидности пост-панка, и отпрыск негритянских «гетто» – хип-хоп – повествовали об одном и том же: о своем неприятии истэблишмента, «сытой жизни», образа мыслей, продуцируемого заплывшими жиром мозгами. Поначалу такой синтез, безусловно, проходил в рамках чистого эксперимента, как у хард-рокеров AEROSMITH, которые в 1986 году записались совместно со «звездами» рэпа RUN D.M.C. Рэп-метал берет свое начало во второй половине 80-х, в творчестве таких спид-трэш- и хардкоровых команд, как ANTHRAX и BAD BRAINS. В 1987 году рэппер Ice-T (позже образовавший BODY COUNT) засэмплировал саббатовский рифф из «War Pigs» и использовал его в своей композиции, начав, таким образом, движение к синтезу «с другой стороны». Стоит здесь припомнить и творчество «черной» хардкор-рэп-банды PUBLIC ENEMY.
В 90-е рэп-метал приобретает четкие формы в музыке RAGE AGAINST THE MACHINE, BIOHAZARD, KORN, LIMP BIZKIT, METHODS OF MAYHEM, POWERMAN 5000, 311 и др. Рэп-металлисты (которые в большинстве своем являются все-таки ребятами белокожими) активно воспроизводят негритянскую манеру вокализации острым ритмоинтонированным речитативом (собственно рэп), нередко – «рваную» хип-хоповую ритмику. Все это накладывается на металлизированный, диссонирующий, «перегруженный» саунд гитар с саббатоподобными унисонными риффами. Белые группы приглашают к сотрудничеству темнокожих ди-джеев, выжимающих из своих «вертушек» характерные для хип-хопового саунда виниловые скретчи и сэмплируют разные «первоисточники». Они перенимают весь хип-хоповый антураж, включая имидж, характерную «брэйковую» пластику, и, конечно, остросоциальную направленность текстов, часто шокирующих слушателя щедрым потоком ненормативной лексики.
По поводу некоторых групп нет единого мнения, можно или нельзя относить их к "чистому" рэп-металу – например, полемика ведется насчет психоделик-индастриал-рэповых KORN, тяготеющих к электронике BEASTIE BOYS, фанк-металлическихRED HOT CHILI PEPPERS и хардкоровых DEFTONES, также использующих элементы рэпа и др. Рэп-метал в середине 90-х стал чрезвычайно модным и актуальным направлением, что вызывало к жизни сонмы его апологетов, порой не отличимых друг от друга. Рэп-метал становится признанным MTV-шным "форматом", что позволяет говорить о его популяризации.
Ключевые артисты и альбомы:
ANTHRAX «I'm The Man» (1987) BIOHAZARD «Urban Discipline» (1992) RAGE AGAINST THE MACHINE «Rage Against The Machine» (1992) KORN «Korn» (1994) LIMP BIZKIT «Significant Other» (1999)
Reggae (рэггей)
Впервые термин "рэггей" появился в 1968 году - так назвали популярный танцевальный ритм, родившийся на Ямайке. Однако позже слово "реггей" стали использовать для характеристики различных стилей афро-карибской музыки и американского ритм-энд-блюза, претерпевшего серьезную трансформацию на Ямайке. Популярная музыка беднейших слоев населения Ямайки в 40-е годы называлась "менто" - это были типичные африканские песни, доставшиеся жителям острова от их предков, исполнявшиеся под гитары и перкуссию, однако ритмика пришла из местной музыкальной культуры такие танцы, как калипсо, румба, меренга и самба, сплавленные с типично африканским речетативом-распевом, стали основой новой музыки островов. После второй мировой войны через радиотрансляцию на Ямайку просочилась американская музыка, которая оказала значительное влияние на культуру страны, ритм-энд-блюз передавали диск -жокеи Майами, Нового Орлеана и Мемфиса, а пластинки с американской музыкой привозили демобилизованные военные. Благодаря таким американским исполнителям, как Джони Эйс, Луис Джордан, Эймос Милберн и Фэтс Домино, в конце 40-х - начале 50-х годов ритм-энд-блюз приобрел на Ямайке огромную популярность. К 1960 году американская музыка заполонила остров, и местные антрепнеры Коксоун Додд, Принс Бастер и Дьюк Рейд закупили аппаратуру и открыли студии, в которых могли записываться ямайские исполнители. Таким образом центром звукозаписи Ямайки стал Кингстон. Первые местные певцы - Лорел Эйткен, Оуэн Грей, Джекки Эдвардс и Деррик Морган - начали с подражания американским звездам ритм-энд-блюза, но вскоре нашли свой стиль, сочетавший в себе ритм-энд-блюзовую стилизацию для духовых, клавишных, электрогитар и контрабаса, и аранжированные в размер 4/4 песни менто. Странный прыгающий ритм "рассекал" ритм-энд-блюзовую основу, а в тот момент, когда, по музыкальной логике, они должны были бы сливаться, возникала пауза - такой стиль получил название "ска " (ska). На Ямайке ска популяризировали группы и певцы, обращавшиеся прежде всего к молодежной аудитории, - The Skatalites, The Soul Vendors, The Ska Kings, The Maytals, The Blue Busters, The Wailers, Стренджер Коул, Эрик Моррис, Джимми Клифф, Джастин Хайнз. Доступность звуковой аппаратуры помогла встать на ноги такому отпочкованию от ска, как "тоустинг"(toasting): диск-жокеи накладывали свой голос на уже имеющуюся фонограмму и полученную таким образом запись транслировали в эфир - в качестве "авторского" дополнения могли быть цитаты газетных статей, собственные умные мысли, или же диск-жокеи пародировали тех, чьими пластинками пользовались. От тоустинга перкинулся мостик к "дабу" (dub) - приему, который сводится к редактирования фонограммы утем перестановки ее фрагментов, добавлением новых и удалением лишних. Постепенно тоустинг и даб перекочевали с радиостанций в студии звукозаписи, где ими стали пользоваться исполнители. 1966 год был отмечен замедлением и своего рода монотонностью ритмов ска - новая стилистическая ветвь получила название "рок-стэди"(rock stedy): первыми хит-мейкерами рок-стэди были Элтон Эллис, Денрой Уилсон, Кен Бут, The Heptones The Paragons. Отдали должное новому направлению и английские группы ритм-энд-блюза, такие как The Kinks, Hollies и The Beatles. Во второй половине 70-х вокальные трио Mighty Diamonds, Black Uhuru, The Itals значительно ужесточили ритм реггей - четкие мелодические и ритмические линии композиций этих групп получили мощное импровизационное развитие, что позволило классифицировать реггей как одно из направлений рок-музыки.
Riff (pифф)
Короткая и ритмически повторяющаяся законченная инструментальная партия. В металлической музыке речь идет исключительно о гитарных, или в редких случаях - бас-гитарных риффах. Гитарные риффы составляют ритмическую и даже мелодическую основу для львиной доли железной музыки - благодарить за это надо блюзовые и ритм-энд-блюзовые корни тяжелого рока.
Rock (pок)
Рок - это прежде всего, образная характеристика музыки, что же касается музыковедческого определения , то ближе всего к действительности будет, наверное, следующее - это музыкальное произведение , в котором присутствует бит, а так же 1-я и 3-я битовые доли. Можно добавить, что, как правило инструментарий рока - электрический, но это не обязательное условие: рок может быть и аккустическим, и синтезированным и даже чисто вокальным, все определяют уже упоминавшиеся битовые доли. Если же говорить человеческим языком, то рок - это прежде всего внутренний протест художника против какого-то одного, нескольких или всех сразу компонентов бытия. Часто это может быть некий внутренний конфликт или даже протест против самого себя, выражающийся в виде музыкального, литературного, кинематографического и иного творчества. При этом рок самоироничен и в отдельных своих формах никогда не стремится к совершенству, как впрочем, и любое из искусств, которое может быть либо верхом совершенства, либо пределом низости, что, в конечном счете, почти одно и то же. Рок - это и Игорь Стравинский, и Sex Pistols, и Иероним Босх, и Леонид Утесов, и Джеймс Дин, и Оскар Уалйд, а вот кто и что не рок - определить гораздо сложнее. Возможны подделки под рок - слушательощущает их в виде невероятной скуки и, часто, раздражения, тогда как настоящий рок вызывает чувство душевного подъема и желание творческого самовыражения. Наивно было бы полагать, что стольсложную и неоднозначную материю можно описать несколькими словами, поэтому музыковедческие характеристики смотрите в разделе "рок-н-ролл": это одно из главных направлений рока.
Rockabilly (pокабилли)
Рокабилли- это та музыка, из которой Элвис Пресли создал рок-н-ролл, то есть ритмический гибрид кантри (иначе называемого "хиллбилли") и блюза. Таким образом, американские музыковеды склонны считать прародителем рокабилли Сэма Филлипса и его студию Sun в Мемфисе, где записывались Элвис и другие пионеры рок-н-ролла. Считается, что непременным атрибутом рокабилли являются аккустические гитары и контрабас, в отличие от электрических, которые задействованы в рок-н-ролле, а так же весьма узкий диапазон в верхнем регистре вокала, где вынужденны совершать свои пируэты певцы. Под классическое рокабилли попадают также Карл Перкинс, ранний Рой Орбисон, Джонни Кэш и Джерри Ли Льюис, хотя все они отдали должное и блюзу. На юге США к рокабилли часто относят и ритмически акцентированное кантри, и даже отдельные блюзовые композиции.
Rock'n'roll (pок-н-ролл)
Терминологически, с середины 70-х годов слово "рок-н-ролл", практически подменяет понятие "рок" и включает в себя практически весь спектр музыкальных стилей, от психоделии и панк-рока до хард-энд-хэви, индастриал и модерна. Характеризуемый самостоятельной выраженной ритмической фигурой, рок-н-ролл представляет собой эволюцию черного ритм-энд-блюза, "адаптированного" под белую аудиторию и исполняемого белыми музыкантами (во времена архаичного блюза, то есть в 20-30-е годы, у черных музыкантов слово "рок-н-ролл" служило эвфемизмом полового акта, поэтому авторство кливлендского диск-жокея Алана Фрида, в начале 50-х первым произнесшего "рок-н-ролл", представляется спорным). Считается, что первыми исполнителями рок-н-ролла были все тот же Элвис, который кажется не пропустил не одного стиля, кроме хэви-метал, Билл Хэйли и его группа The Comets, Чак Берри и Рэй Чарльз, под влиянием творчества и имиджа которых сформировалось новое поколение музыкантов, художников, поэтов и кинематографистов. В рок-н-ролле доминирующими инструментами стали электрические, а роль лидера прочно заняла электрогитара. Ритм стали задавать контрабас (позже бас-гитара) и ударные, что позволило либо совсем убрать из инструментария духовые, либо перевести их на роль аккомпанирующих и, часто, необязательных инструментов. Изначально рок-н-ролл был обращен исключительно к молодежной аудитории, что раздражало старшее поколение, которое навесило на музыку ярлык "сатанинской".