Шугейзинг (shoegazing) - одна из разновидностей британского инди-рока второй половины 80-х. В буквальном переводе его название, придуманное британской прессой, означает "пристально уставившийся на свои ботинки". Действительно, представители этого направления прославились тем, что на сцене исполняли свою музыку, стоя совершенно неподвижно, устремив взгляд в пол. Однако стиль shoegazing характеризовался не только "внешней формой", но и определенным саундом - тягучей гитарно-синтезаторной "стеной звука" (с обилием эха, обертонов, дистрошна, фидбэка), в которой тонули вокал, текст, мелодия, линия баса и все прочие компоненты музыкальной ткани. Акцент делался именно на чувственное восприятие звука как физического явления. Особое влияние на становление shoegazing оказали THE CURE, а также DINOSAUR Jr., JESUS & MARY CHAIN и COCTEAU TWINS (и вообще дрим-поп начала 80-х). Крупнейшими представителями shoegazing стали ирландцы MY BLOODY VALENTINE с их мерцающим гитарным саундом, приправленным изрядной долей фид-бэка и нойза, атмосферными синтезаторными "подкладами" и "закольцованными" механистичными ритмами. Заметными фигурами в shoegazing стали RIDE, LUSH, CHAPTERHOUSE, BOO RADLEYS. В целом дальше Британии явление не распространилось, а в начале 90-х было сметено волной американского гранджа, с одной стороны, и нарождавшегося брит-попа, с другой. К тому же, как и большинство других инди-явлений, shoegazing коммерциализировался, попал в чарты и т.д. Все это привело либо к распаду shoegazing-групп (RIDE, CHAPTERHOUSE), либо поставило их перед необходимостью поиска нового стилистического лица.
Ска-метал (ska-metal) – одна из разновидностей «альтернативного металла», в которой, как следует из названия, элементы ска сочетались с тяжелым «альтернативным» саундом. Ска-метал возник на рубеже 80-90-х в рамках очередной (третьей) волны ривайвла карибской музыки ска, к которой всегда проявляла интерес поп- и рок-музыка. Немалую роль в формировании интереса «альтернативщиков» к ска сыграл ска-панк (RANCID, THE MIGHTY MIGHTY BOSSTONES, FISHBONE, GOLDFINGER и др.). Правда, понятие ска-метал представляется достаточно расплывчатым, так как здесь типичные для ска признаки (характерный ритм и мелодика, использование духовых инструментов и экзотической перкуссии в аранжировках) прослушиваются весьма условно, затемняясь бешеным гитарным «мочиловом» и скоростным скачущим ритмом типа «унца-унца» (что все-таки является показателем скорее панка, нежели металла). Правда, в чем не откажешь представителям этого направления (как бы оно ни называлось) – так это в грубом, сочном и смачном юморе. К ска-метал относят EVENRUDE, отчасти тех же MIGHTY MIGHTY BOSSTONES и GOLDFINGER. Некоторые же группы, которых тоже причисляют к ска-метал (NO DOUBT), слишком явно ориентированы на поп-стилистику и вряд ли могут заслуженно называться «металлистами».
Ключевые артисты и альбомы:
THE MIGHTY MIGHTY BOSSTONES «More Noise & Other Disturbances» (1992) FISHBONE «Give a Monkey A Brain and He'll Swear He's the Center of The Universe» (1993) NO DOUBT «Tragic Kingdom» (1995) GOLDFINGER «Goldfinger» (1996) EVENRUDE «Superabsorbent» (1998)
Ska-punk (ска-панк)
Ска-панк (ska-punk) - одна из форм панк-ривайвла, начавшаяся уже в середине 80-х, и ставшая особенно актуальной к середине 90-х. В ска-панке слились воедино признаки, идущие от панка, хардкора, ска, регги, фанка и поп-музыки. Собственно, первыми синтез панка и регги осуществили THE CLASH, поэтому их и можно считать родоначальниками этого направления. На рубеже 70-80-х синтезом элементов рока и ска увлеклись также британцы THE SPECIALS, THE MADNESS и др. (так называемая вторая волна панк-ривайвла). А в начале 80-х их идеи привлекли внимание американских (в том числе темнокожих и цветных) панк-исполнителей, среди которых особенно выделялись FISHBONE. Стилевой комплекс начал усложняться; трудно стало точно разграничить, какие элементы, собственно, откуда заимствованы (некоторые исследователи даже предлагают для этого направления сложный и неудобный термин skafunkrastapunk). Главное, что отличает ска-панк-команды - использование характерного ритма (с рисунком типа "унца-унца" и акцентированной второй долей, с виртуозной партией баса, строящейся по звукам трезвучий) и типичного для ска "музыкального времени", но только в сильно убыстренном темпе. Второй важный отличительный признак - применение духовой секции и экзотической перкуссии в аранжировках, а также имитация "карибского" саунда средствами панк-группы. Иногда исполнители даже подражают регги-манере интонирования и слогопроизнесения (с проговариванием всех нечитающихся гласных и согласных). Тональности чаще всего мажорные, настроение - зло-оптимистичное. Все ска-панк-бэнды отличаются терпким юмором, слушать их без здорового смеха невозможно. Среди них - THE MIGHTY MIGHTY BOSSTONES (в творчестве которых чувствуется также влияние металла), LESS THAN JAKE, GOLDFINGER, SUBLIME (использующие также и элементы хип-хопа), RANCID, BUCK-O-NINE и др. В середине 90-х, как уже говорилось, ска-панк вошел в моду и при этом сильно коммерциализировался (так называемая "третья волна ска-ривайвла"). Ска-панк заметно повлиял на поп-панк, в котором от ска остался только характерный (при этом весьма убыстренный) ритм типа "унца-унца". В нашей стране достойным представителем ска-панка является группа "ЛЕНИНГРАД".
Ключевые артисты и альбомы:
THE MIGHTY MIGHTY BOSSTONES "Devils Night Out" (1990) LESS THAN JAKE "Pezcore" (1994) RANCID "Roots Radicals" (1995) GOLDFINGER "Goldfinger" (1996) BUCK-O-NINE "28 Teeth" (1997)
Speed metal (cпид-метал)
Спид-метал (speed-metal) - одна из ранних разновидностей металла, появившаяся в первой половине - середине 80-х. Она определялась более быстрым, чем в "классическом" хэви-метал, темпом, большей агрессивностью, воинственностью, энергетичностью звучания, тяготением к виртуозному гитарному солированию и скоростному "чесу" в аккомпанементе (отсюда и название: от англ. speed - скорость), более частой ритмической сетке (две бочки), более экспрессивной вокальной манере (очень высокий тенор или "рычащий" (growling) вокал). Спид-метал не вылился в мощное, массовое направление, став, скорее, переходным этапом к трэш- и пауэр-металу: последние взяли за основу такие его качества, как высокая скорость исполнения, техничность, напористость, по-своему интерпретировав их (в сторону еще большей агрессии в трэше и, напротив, некоторой "приглаженности" и артизированности в пауэре). Тем не менее, влияние спида продолжает прослеживаться до сих пор, пусть даже на уровне отдельных произведений. В числе собственно "спидовых" работ можно назвать следующие: дебют американской группы METALLICA, ранние альбомы канадской EXCITER, немецких HELLOWEEN, RAGE, BLIND GUARDIAN, все диски ANGEL DUST. Иногда к спид-металу относят и творчество таких мастеров гитарного искусства, как Ингви Малмстин и Джо Сатриани, что не верно, даже учитывая свойственную этим исполнителям чрезвычайную техничность, виртуозность и вдохновенность.
Ключевые артисты и альбомы:
METALLICA "Kill 'em All" (1983) HELLOWEEN "Walls Of Jericho" (1985) EXCITER "Violence And Force" (1984) BLIND GUARDIAN "Battalions Of Fear" (1988) ANGEL DUST "Into The Dark Past" (1988)
Stage diving (cтэйдж-дайвинг )
Основное развлечение полупьяной публики на металлических и особенно панковых концертах. Выражается в кувырканиях и прыжках со сцены в забитый по самую крышу фэнами партер. Иногда чревато увечьями - если не рассчитать место и сигануть не на голову ничего не подозревающих фэнов, а на усеянный бычками и банками пол. Концерты, где не разрешается стейдж-дайвинг считаются бессмысленной тратой времени и денег.