Была образована в 1967 в
Лутоне (Бедфордшир). Общепризнанным лидером группы на протяжении всей ее
истории был и остается Ян Андерсон (Ian Anderson; р. 10 августа 1947, Эдинбург,
Шотландия) - вокалист и флейтист, а также автор музыки и текстов. Ян родился в
очень богатой семье (его отец был владельцем крупной фирмы), но всегда
стремился стать независимым от родителей. Он учился в двух колледжах - изучая
сначала математику, затем историю живописи, - но так и не закончил ни одного из
них. Больше всего ценя личную свободу, Андерсон предпочитал самостоятельно
заниматься своим образованием - самостоятельно изучил китайскую философию и
дзэн-буддизм. Путешествуя по Англии автостопом, он встретился с Джоном Мэйэлом
(John Mayall) - одним из известнейших блюзовых гитаристов Англии. Свою первую
группу THE BLADES Андерсон собрал еще в 1963 во время учебы в школе. Позже он
играл в JOHN EVANS SMASH, которая в дальнейшем превратилась в JETHRO TULL.
Андерсон дал ей название по имени английского агронома-любителя Джетро Талла,
жившего в 18 веке, который прославился тем, что изобрел усовершенствованную
модель плуга-сеялки, использовав в его конструкции части органа. Группа в
составе Яна Андерсона (вокал, флейта), Гленна Корника (Glenn Cornick; р. 24
апреля 1947, Барроу-ин-Фернес, Англия; бас-гитара), Мика Абрахамса (Mick
Abrahams; р. 7 апреля 1943, Лутон; гитара, вокал) и Клива Банкера (Clive
Bunker; р. 12 декабря 1946, Блэкпул, Ланкашир; ударные) в феврале 1968 на фирме
MGM Records выпустила свой первый сингл Sunshine Day. Песня в то время не имела
успеха, но сейчас заполучить этот сингл - мечта любого коллекционера. И не
столько потому, что он был издан небольшим тиражом, сколько из-за опечатки на
конверте диска, где название группы было напечатано как JETHRO TOE. Группа
приобрела достаточную известность благодаря регулярным выступлениям в
лондонском клубе Marquee. В июне JETHRO TULL успешно выступили на первом
бесплатном рок-фестивале в Гайд-парке, а в августе стали звездами блюзового
фестиваля в Санбери (Sunbery Jazz & Blues Festival). Фирма грамзаписи
Island предложила музыкантам записать пластинку и предоставила им студию.
Дебютный альбом под названием This Was вышел в октябре 1968 и занял десятое
место в британском хит-параде. Хотя музыку этого блюзового альбома еще нельзя
отнести к прогрессивному направлению, песни демонстрируют большую
самостоятельность музыкантов и умелое владение инструментами. Особое внимание
обращает на себя флейта Андерсона, которая используется в группе как полноценный
инструмент, не уступающий по значимости гитаре. Несколькими годами позже она
будет даже удостоена сравнения с гитарой Джими Хендрикса за ее невероятную
экспрессивность. В декабре 1968 Мик Абрахамс покинул JETHRO TULL. Впоследствии
он создал свою группу BLODWYN PIG и записал с ней несколько интересных блюзовых
альбомов. Сотрудничество Абрахамса с Андерсоном возобновилось лишь в 1996 -
Андерсон сыграл все партии мандолины на сольном альбоме Мика. Музыканты JETHRO
TULL, выбирая замену Абрахамсу, прослушали многих гитаристов (включая Тони
Йомми (Tony Iommi), ставшего впоследствии одним из основателей BLACK SABBATH),
и остановили свой выбор на Мартине Барре (Martin Barre). Следующий альбом,
названный Stand Up, вышел в июле 1969 и поднялся на первое место в британском
хит-параде. В музыкальном плане этот альбом был сложнее и разнообразнее, чем
его предшественник: тяжелый блюз A New Day Yesterday и пародия на
"восточную" музыку в духе Джорджа Харрисона/Рави Шанкара в песне Fat
Man (правда, вместо ситара использовалась обычная мандолина, но табла -
настоящая), великолепная инструментальная композиция Bouree - обработка сюиты
E-moll Баха. Эта пластинка до сих пор считается одной из лучших работ JETHRO
TULL. Альбом Benefit, вышедший в 1970, свидетельствовал об изменении подхода
группы к написанию песен. Музыканты стали уделять больше внимания мелодике и
текстам своих песен. Именно в этом альбоме в полной мере выразился поэтический
талант Яна Андерсона. В том же году из группы ушел Глен Корник и основал
собственный коллектив WILD TURKEY. На замену ему пришел старый школьный
приятель Андерсона Джеффри Хэммонд (Jeffrey Hammond), который играл с ним еще в
составе THE BLADES. Джеффри, как и Андерсон, был артистичной личностью и так
же, как и Ян, любил шокировать публику. Например, на концертах он всегда
выступал в костюме в черно-белую полоску и играл на точно так же выкрашенном
контрабасе. Придя в группу, он изменил свою фамилию с Хэммонд на
Хэммонд-Хэммонд. В этом же году Андерсон женился на секретарше фирмы Chrysalis
Дженни Фрэнкс (Jennie Franks), и хотя брак был недолгим, вдвоем они успели
сочинить одну из самых известных песен Aqualung. Жена Андерсона была
незаурядной личностью - она сама сочиняла пьесы и стихи, писала картины и
отлично танцевала. А в 1973 она написала сценарий для стриптиз-спектакля, где
сама сыграла главную роль Венеры поп-арта, выходящей обнаженной не из пены
морской, а из огромной коробки из-под шоколада. Темы, затронутые в нескольких
песнях Benefit, получили продолжение на следующей, наверное, самой известной
пластинке Aqualung. В этом концептуальном альбоме, вышедшем в марте 1971,
Андерсон выражает свое отношение к современной церкви и религии. Он считает,
что они уже не могут дать человеку ответы на вечные вопросы, а лишь
ограничивают его в духовном развитии, превращая в простого обывателя. Музыка
альбома по сравнению с предыдущими работами стала более доступной для понимания
и приобрела более агрессивное звучание, вполне соответствующее текстам. Альбом
имел успех и всего было продано более 15 миллионов экземпляров этой пластинки.
Большую роль в достижении популярности сыграла также репутация JETHRO TULL как
отличной концертной группы. Их концерты представляли собой весьма странные
театральные зрелища, где музыканты, наряжаясь в разнообразные костюмы и
используя бутафорию, разыгрывали невообразимые действа, порою лишенные
какого-либо определенного смысла или подтекста. Временами казалось, что они
просто издеваются над зрителями. Тем не менее все это нравилось поклонникам
группы, мгновенно раскупавшим все билеты на концерты JETHRO TULL. Например,
однажды, когда музыканты опаздывали на концерт и публика уже начинала выражать
свое возмущение свистом и топаньем ног, на сцену вышли техники в плащах и
надвинутых на глаза кепках и стали возиться с аппаратурой, копаясь в проводах и
подкручивая ручки усилителей, что привело публику в бешенство. Тогда
"техники" вдруг скинули с себя плащи и кепки, взяли в руки
инструменты, а самый главный из них достал из кармана флейту и начал на ней играть
- это были музыканты JETHRO TULL. Ян Андерсон с присущей ему эксцентричной
мимикой, жестами, ужимками и балетными импровизациями добивался удивительных
результатов. Например, его "коронным трюком" была игра на флейте стоя
на одной ноге - этим он мог заниматься несколько часов без перерыва. Следующий
выход группы с альбомом Thick As A Brick поверг ряды критиков в смятение.
Большинство из них посчитали пластинку очередным формалистическим экспериментом
- музыкой, могущей быть до конца понятной лишь самим музыкантам. Тем не менее,
несмотря на кажущуюся музыкальную эклектичность, этот альбом, состоящий из
одной композиции длиной в 44 минуты, содержал в себе очень интересные
музыкальные находки и замечательные мелодии, объединенные одной общей темой. В
нем Андерсон поет о поиске человеком своего настоящего "Я", о
незащищенности людей от общественных стереотипов. Следующий альбом группы A
Passion Play, вышедший в августе 1973 критики назвали бессмысленным
нагромождением непонятных музыкальных идей и непонятных текстов, чем привели
Андерсона в ярость - он объявил о распаде группы и отменил все концерты.
Правда, альбом занял первое место в американском хит-параде. Уехав в Швейцарию,
Андерсон записал со своими музыкантами альбом War Сhild, в котором попытался
показать, что человеческое общество ничем не отличается от мира животных - и
тут и там правят мелочные интересы и закон джунглей. Следующий альбом Minstrel
In The Gallery группа записала на мобильной студии Maison Rouge, путешествуя по
Европе. Написав в 1976 музыку к так и не вышедшему в свет мюзиклу Too Old To
Rock'n'Roll, Too Young To Die, музыканты решили несколько изменить творческой
концепции и выпустить две пластинки фолковой направленности - Songs From The
Wood (1977) и Heavy Horses (1978). Возможно, причиной этому послужил тот факт,
что в 1977 Ян Андерсон за 250 тысяч фунтов стерлингов приобрел себе небольшой
замок на шотландском острове Isle Of Skye, где в свободное от записей и
концертов время занимался разведением лососей. Вообще-то, Ян Андерсон -
нетипичная фигура в рок-музыке. Обладая огромной работоспособностью, Андерсон
мог просиживать в студии сутками, записывая музыку. Один из участников группы
Дэйв Пегг (Dave Pegg) вспоминает, как он впервые пришел в JETHRO TULL:
"Пришлось потрудиться в поте лица. Эти ребята вкалывали так много и
упорно, как ни одна из групп, в которых я когда-либо работал. За один месяц я
отдал столько времени репетициям, сколько обычно у меня уходило за четыре
года". В 1979 группа записала очень сильный альбом Stormwatch, по содержанию
представляющий собой нечто вроде антиутопии. Кризис цивилизации приводит
человечество к необходимости экзистенциального выбора - остаться жить в
технократическом обществе, где нет места живым человеческим чувствам, или же
отказаться от благ цивилизации и вернуться к традициям древности. В 1979, во
время операции на сердце, умер басист группы Джон Глэскок (John Glascock). В
1980 музыканты решили временно разойтись и заняться сольной работой. Андерсон,
набравший себе студийных музыкантов (из старого состава с ним остался только
Мартин Барр), записал альбом с загадочным названием A, в котором заметны
эксперименты с электронной музыкой и общий "технократический" уклон
(точнее антитехнократический). В конце концов было решено выпустить его как
альбом JETHRO TULL. Электронное звучание также присутствует на двух следующих
альбомах The Broadsword And The Beast (1982; концептуальный; программа, в
которой Андерсон пытается постигнуть сущность человеческих страхов и
комплексов) и Under Wraps (1984). Последний оказался не очень удачным, и с тех
пор группа больше не занималась электронной музыкой. В 1985 группа дала
грандиозный концерт вместе с MARILLION в Milton Keynes Bowl, а также устроила
серию концертов совместно с лондонским симфоническим оркестром. В результате был записан альбом A Classic Case
(The London Symphony Orchestra Plays The Music Of Jethro Tull). В 1987 вышел альбом Crest Of A Knave, музыка и тексты
которого отличались не свойственной группе прямолинейностью и простотой.
Пластинка отлично продавалась и даже получила в 1989 награду Hard Rock Grammy.
В том же году вышел альбом Rock Island. Эта работа оказалась более интересной
как в музыкальном, так и в текстовом плане. Через два года вышел
полуакустический альбом Catfish Rising, который оказался возвращением группы к
своим блюзовым корням, к альбому This Was. Американская Ассоциация
производителей кирпичей, которая собралась в Нью-Йорке на свою вторую
конференцию, удостоила участников группы JETHRO TULL чести стать почетными
членами ее организации. Причиной же этому послужило название альбома Thick As A
Brick (дословно - "толстый, как кирпич"). В 1993 Ян Андерсон
отправился в длительное путешествие по Индии, результатом которого стали два
альбома, вышедших в 1995, - его сольная работа Divinities: Twelve Dances With
God и альбом JETHRO TULL Roots To Branches. Альбом Divinities состоит из 12
инструментальных композиций, в которых Андерсон, по его словам, "хотел
запечатлеть сущность воздействия на людей разных мировых религий".
(Следует заметить, что никакой связи с альбомом Aqualung нет). В альбоме Roots
To Branches нет свойственной ранним работам группы агрессивности или
категоричности в суждениях. Музыка довольно разнообразна: здесь можно уловить
влияние и джаза, и world music, и классики, причем альбом воспринимается как
цельное произведение. Просуществовав уже почти 30 лет, группа JETHRO TULL
остается в отличной творческой форме и в каждом альбоме преподносит что-нибудь
новое
|