История рока знает немало странных поворотов. Но, пожалуй, трудно
сыскать столь невероятное стечение и сплетение обстоятельств, в
результате которых встретились и начали играть вместе участники первого
состава "Deep Purple". Рассказ мы начнём издалека, с 1960 года, с
бронзового века в истории рока. В начале 60-х была в Англии довольно
популярная группа "The Searchers" ("Искатели") из Ливерпуля. В ней
играл на барабанах и пел некий Крис Кертис. В 1964 году на волне успеха
"Beatles" эта группа побывала даже на вершине британского списка, но к
1966 году после целого ряда безуспешных пластинок разочарованный Кертис
ушел из группы "Искатели" для того, чтоб продолжить свой поиск в другом
месте. Кертис был знаком с неким Тони Эдвардсом экономистом по
образованию, делопроизводителем по профессии, который вел финансовые
дела своего фамильного концерна по производству готовой одежды. В 1967
году Крис Кертис позвонил ему в Лондон из Ливерпуля и предложил стать
своим менеджером. Принялся льстить и уверять, что тот будет известным,
как Брайан Эпштейн. Приехал на встречу с Эдвардсом и буквально завалил
его своими идеями. Эдвардсу со своей стороны порядком наскучило
бухгалтерское дело, надоела нудная обеспеченность и он был готов был
в-общем рискнуть, однако, не зная брода решил сам не соваться в воду, а
найти себе партнера. В этом же здании этажом выше над конторой Эдвардса
директором рекламного агентства работал 35-летний Джон Колетта. И хоть
у того тоже не было опыта работы в музыкальной промышленности, он по
крайней мере знал пружины рекламно-рыночного механизма. Итак, покинув
родной Ливерпуль, Крис Кертис приехал в Лондон. Знакомые знакомых дали
ему какой-то адрес. Он пришел в небольшую, не очень чистую квартиру,
где жил один музыкант. Попросился переночевать, потом остался на
неделю, а там и на месяц. Хозяином квартиры был высокий молодой человек
пианист-органист с классическим образованием и приятными манерами, но
чрезвычайно непунктуальный. Органиста звали Джон Дуглас Лорд.
Гостеприимство Джона Лорда было косвенным образом вознаграждено
сторицей, ибо он стал вскоре одним из краеугольных камней массивного
здания группы "Deep Purple". Джон Лорд родился в городе Лестере 9 июня
1941 года. Отец его Реджинальд играл на саксофоне в местном
танцевальном оркестре и часто выступал дуэтом со своей сестрой Молли в
танцевальных залах и рабочих клубах. Во время войны Реджинальд был
прикомандирован к лестерской пожарной команде, при которой он
организовал пожарный джаз-оркестр. Чтобы малолетний сынок не болтался у
матери под ногами, отец брал его на дневные танцы и, таким образом,
Джон Лорд с самого понимаете нежного возраста пристрастился к музыке. В
доме Лордов было пианино и приблизительно с 5 лет маленький Джон
колотил по клавишам, пытаясь подобрать мелодию из репертуара папиного
оркестра. Итак, с 7 лет Джон Лорд начал брать уроки фортепиано и продолжал их в
течение 10 лет. Изучал он теорию музыки, композицию и в конце-концов
сдал экзамены экстерном в Королевском колледже музыки. Не доучившись
год в общеобразовательной школе, Джон против воли родителей учение
прекратил и поступил работать клерком в местную адвокатуру. Сделано это
было, надо полагать, для обеспечения независимости и самостоятельности.
Джон по-прежнему занимался музыкой и, кроме того, проявлял живой
интерес к театру и даже принимал участие в спектаклях. Артистический
клерк, который мог придти позже, уйти раньше или иногда вообще забывал
на работу появиться, адвокатов не особенно устраивал и через 2 года его
вежливо с работы попросили. Тогда по совету друга Джон Лорд стал
сдавать экзамены в Центральную школу речи и драматического искусства в
Лондоне и к своему удивлению конкурс прошел и в сентябре 60-го года
переехал из родного Лестера в столицу. Райотдел народного образования в
Лестере обеспечивал Джона стипендией. Так продолжалось все до 1962
года, пока Джон не последовал за группой учителей в другое театральное
училище. И за такое самоуправство лестерское РОНО стипендии его лишила.
Пришлось начать зарабатывать на жизнь. Начал он выступать в клубах и
пивных с джазовой группой под руководством тенор-саксофониста Билла
Эштона, который впоследствии стал руководителем национального
молодежного джаз-оркестра Великобритании. Заработки были мизерные и
хоть мать присылала фунт стерлингов в неделю, денег не хватало и Джон
вел в-общем полуголодное существование. В 1963 году Джон Лорд
объединился с несколькими музыкантами в группу, которая после целого
ряда изменений к 1964 году стала называться "The Artwoods". Эта группа
исполняла рок, ритм'энд'блюз и стала довольно популярной в Лондоне,
выступая почти каждый день. "Artwoods" выпустили 7 одиночных пластинок
и альбом под названием "Art Gallery" ("Художественная выставка"). Но
успеха эти пластинки не имели. Именно в этот период Джон стал известен
в музыкальных кругах своей техникой. Его начали приглашать на записи в
студии. На одной из сессий звукозаписи он познакомился с вокальным
трио, участники которого в конце 1967 года организовали ансамбль "The
Flowerpot Men" - что-то вроде "Цветочно-горшочники" и после успеха
одной из пластинок решили отправиться на гастроли, предложив Джону
Лорду стать их пианистом и музыкальным руководителем. Именно в это
время Крис Кертис и приехал в Лондон, поселившись в квартире Джона
Лорда. Кертис беспрестанно с энтузиазмом говорил о создании
концептуальной группы. Он придумал ей название "Roundabout"
("Карусель") и без конца пел дифирамбы какому-то неизвестному гитаристу
по имени Ритчи Блэкмор, который работал в Германии в одном из клубов
Гамбурга.
Джон Лорд поделился впечатлениями с приятелем басистом Ником
Симпером, с которым он тогда вместе работал в группе "The Flowerpot
Men". Оказалось, что Ник Симпер знал Ритчи Блэкмора и, чрезвычайно
вдохновившись тут же сказал, что если будет создаваться группа, то он
хотел бы в ней принять участие. Николас Симпер - третий составной кубик
будущей группы "Deep Purple" родился 3 ноября 1945 года в английском
городе Саутхолле и в 1960 году начал играть в школьной группе "The
Renegades" ("Ренегаты"). По окончании школы работал чертежником,
продолжая играть в разных группах пока наконец не стал профессионалом.
Даже, если бы Ник Симпер не стал впоследствии басистом в историческом
коллективе, его имя можно было бы красными чернилами внести в амбарную
книгу рока только потому, что он был первым владельцем бас-колонки и
усилителя фирмы "Marshall". Собственно говоря, фирмы еще и не было,
просто музыкальный мастер по имени Джим Маршалл сделал в своей
мастерской аппаратуру, ставшую впоследствии прототипом всемирно
известных моделей. Первой профессиональной работой Симпера стала группа
"The Simon Raven Cult", в которую чуть не поступил молодой барабанщик
по имени Кейт Мун, но в последний момент он решил присоединиться к
другой местной команде под названием "Detours" со временем
переименованной в группу "The Who". С одним из ансамблей летом 1967
года Ник Симпер приехал в Гамбург. В Гамбурге он познакомился с
гитаристом Ритчи Блэкмором, который предложил Симперу создать трио, но
Симпер тогда заболел и вынужден был вернуться в Англию. В Англии он
стал работать в группе "The Flowerpot Men". Так что когда Джон Лорд
упомянул имя Блэкмора, то Симпер естественно с энтузиазмом вспомнил
своего знакомого. Короче, решено было дать телеграмму Ритчи Блэкмору в
Гамбург и удалось даже убедить через Криса Кертиса будущих менеджеров
Тони Эдвардса и Джона Колетту, чтобы те оплатили пролет из Гамбурга в
Лондон. Приехав в Англию в ноябре 1967 года, Ритчи первым делом пошел
на концерт "The Flowerpot Men", чтоб послушать незнакомого ему
органиста Джона Лорда. После концерта он решил принять предложение. В
1967 году мало было молодых английских гитаристов с опытом, как у
Ричарда Гарольда Блэкмора. Ритчи было 22 года, но он уже успел
переиграть с десятком профессиональных оркестров. Работал в студиях
звукозаписи в Лондоне и Гамбурге и прославился не только молниеносной
техникой игры на гитаре, но и своим взрывчатым темпераментом и
неумением, а главное, нежеланием сдерживаться в общественных местах.
Ритчи Блэкмор родился 14 апреля 1945 года в тихом приморском курортном
городке Уэстон Супермэр в Англии. И когда ему было 2 года семья
переехала в пригород Лондона. С 11 лет начал играть на гитаре и брал
уроки классической музыки.
- Очень важно, - сказал он впоследствии, - с самого начала,
изучая инструмент, привить себе правильные навыки, потому что дурные
музыкальные привычки потом изживаются с трудом.
- Благодаря урокам классической гитары, - сказал Блэкмор, - я
научился пользоваться всеми пальцами, а большинство блюзовых гитаристов
играют только тремя.
Через несколько лет юный Ритчи приделал к своей классической
гитаре самодельные звукосниматели и играл на ней через радиоприемник.
Так началось увлечение рок-н-роллом, которое до сего дня, кстати
уживается с любовью к классической музыке. В 1960 году 16-летний Ритчи
Блэкмор стал участником своеобразного общества любителей рок-н-ролла,
собиравшихся в кафе на Олд Комптон Стрит в лондонском Сохо. В 1960
году, когда эпоха Элвиса Прэсли проходила, а времена "Beatles" еще не
наступали, рок-н-ролл считался музыкой, в общем, вышедшей из моды. Во
всяком случае в Англии. Мировой рынок был наводнен американцами, в
Америке жили лучшие исполнители сочинители и продюсеры этой музыки,
американские звёзды: Кокрэн, Винсент, Джерри Ли и другие им подобные
казались недосягаемыми.