Итак, в прошлый раз мы остановились на апреле 1980 года и выходе в свет
первой долгоиграющей пластинки, альбома под названием "Iron Maiden".
Летом 1980 года группа приняла участие в Редингском рок-фестивале, том
самом фестивале, на котором, если помните, освистали группу "Def
Leppard", но для "Iron Maiden" первое крупное фестивальное выступление
прошло успешно. Весь 1980-й год прошел в гастролях, причем сольные
гастроли проходили только на британской территории, а заграницы
выезжали, играя первое отделение в концерте американской группы "Kiss",
в частности, побывали в Португалии, Западной Германии, Бельгии,
Франции, Швеции, Норвегии и Дании. Но вот уже после выхода второй
пластинки под названием "Killers" ("Убийцы"), она вышла 9 февраля 1981
года, последовавшие за этим гастроли, так называемый 'Killers World
Tour' позволили группе отправиться в самостоятельную шестимесячную
поездку по 15 странам со 125-ю концертами. Были и исключения, в
частности, в США и Японии "Iron Maiden" выступали впервые и в этих
странах им приходилось выступать в концертах более известных групп.
Чтоб представить себе условия гастролей, скажем в Европе, зачитаю
несколько дат и городов из расписания поездки "Iron Maiden" 1981-го
года. 27 марта - Франция, город Монпелье, 28 - концерт в Ницце, 30-го -
Болонья, в Италии, 31-го - Милан, 1 апреля - итальянский город Удинезе,
2 - Бреска, 3-го - Турин, 5-го апреля - Швейцария, Цюрих, 6-го -
Западная Германия, Мюнхен, 7-го - Франкфурт, 8-го - Кёльн, 9 апреля -
Кассель, 10-го - Берлин и т.д. и т.п. Все это значит, что на следующее
утро после концерта, полусонные артисты большую часть дня проводили в
автобусе, переезжая из одного города в другой - с тем, чтобы в новом
городе, выступив с концертом, наутро не проспавшись хорошенько снова
ехать в новый город или даже в новую страну. Неудивительно, что когда
на одном из концертов певец группы Пол Ди'Анно начал представлять
аудитории участников группы на ломаном французском языке, то его никто
не понял, поскольку ребята были уже не во Франции, а в Италии и в зале,
соответственно сидели одни итальянцы. Гастрольный график такой
напряженности означал также, что музыкантам нужно было постоянно
поддерживать полную боеготовность, болеть было некогда, а когда болезни
все таки случались, чаще всего в рок-группах это происходит с певцами
из-за непомерной голосовой нагрузки, - и когда это случилось в Германии
с певцом Полом Ди'Анно, то десять концертов пришлось отменить, временно
стерев с гастрольной карты часть ФРГ и Скандинавии. К чести ребят надо
отметить, что они сдержали свое обещание - вернуться и отыграть
отмененные концерты. К концу 1981 года стали появляться слухи о разногласиях внутри "Iron
Maiden", в группе росло недовольство певцом Полом Ди'Анно. Пол жил, не
жалея себя, что называется "жег свечу с двух концов": пил курил, гулял,
недосыпал. Естественно, это сказывалось на голосе и срыв концертов во
время европейских гастролей лишь усугубил уже существовавшее
недовольство. Несмотря на все уговоры и дружеские увещевания, Полу
Ди'Анно взять себя в руки не удалось и в конце концов встал вопрос о
его уходе. На замену ему решили пригласить Брюса Дикинсона, которого
знали по совместным выступлениям с группой "Samson". Дикинсона
попросили выучить 6 песен из репертуара "Iron Maiden", но он пришел на
прослушивание, выучив пятнадцать и, сыграв десять композиций подряд,
все на радостях отправились в ближайший паб - выпить пивца за здоровье
нового певца. Брюс Дикинсон несколько лет учился в частной школе на
полном пансионе, откуда был изгнан всего за несколько месяцев до
выпускных экзаменов за скверное поведение; экзамены ему удалось сдать в
другом месте, и поступить в колледж на исторический факультет. В
колледже он вступил в студенческий союз, был избран общественным
секретарем по организации вечеров и, таким образом, по обязанности вел
переговоры и оплачивал выступления разных рок-групп. Постепенно он сам
начал принимать участие в музыкальной самодеятельности, пока наконец
ему не предложили место в группе "Samson". Там он пробыл два с
половиной года и вот оттуда-то по "художественным соображениям" он и
перешел в "Iron Maiden". Соображения эти состояли в том, что группа
"Samson" к тому времени начинала все больше и больше тяготеть к блюзу,
в то время как Брюс Дикинсон чувствовал, что в груди его клокочет
музыкальный металл. Про Брюса Дикинсона было известно, что ему удалось
во время выступления в колледже в лондонском районе Челси, голосом,
правда с микрофоном, разбить на куски огромный стеклянный шар под
потолком. После этого случая он получил прозвище "воздушная сирена" и
вот эти необычайные голосовые данные, плюс - спортивная мускулистость
Дикинсона и его преданность металлизму мгновенно сделали его любимцем
зрителей, и об исчезновении Пола Ди'Анно вскоре никто уже серьезно не
жалел. Следующая пластинка "The Number Of The Beast" ("Число Зверя"), вышла в
марте 1982 года. Тема для заглавной композиции была на этот раз
позаимствована из Библии, из Откровения Св.Иоанна, в котором в
частности, говорится: "И даны были зверю уста, говорящие гордо и
богохульно и дана ему власть действовать. И отверз он уста свои для
хулы на Бога, чтоб хулить имя его и жилище его и живущих на небе. И
дано было ему вести войну со святыми и победить их, и дана ему была
власть над всяким коленом и народом и языком и племенем.... И никому
нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет
начертание или имя зверя или число имени его. Здесь мудрость, кто имеет
ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое, число его -
ШЕСТЬСОТ ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ". Композиция "The Number Of The Beast"
("Число Зверя") была впоследствие выпущена одиночной пластинкой и вошла
в двадцатку песен недели, к песне был снят видеоролик, в котором группа
представлена как танцевальный оркестр бальных танцев, а кружащиеся в
вальсе пары - мужчины во фраках, дамы в длинных туалетах - носили на
спинах номера 666. Вспоминая собственный свой опыт – я играл в
оркестре, нам обязывали исполнение бальных танцев, я с группой "Iron
Maiden" здесь вполне согласен. Дьявольская штука эти бальные танцы. К
описываемому времени постановочная часть - аппаратура, сценические
декорации - выросла пропорционально успеху группы, в частности,
скромный фанерный задничек с чьей-то посмертной маской в натуральную
величину, так называемый 'Eddie The Head' ('Эдди-Голова'), вырос теперь
до 12-метрового гиганта устрашающей наружности с лицом мертвяка без
кожи. В 1982 году в печати появились сообщения об Оззи Осборне, который
откусил голову летучей мыши, брошенной на сцену, и вот - Эдди-Голова
был объявлен другом всех летучих мышей мира и на рекламном плакате
концерта в нью-йоркском зале "Палладиум" был изображен Эдди, державший
в руках откушенную голову самого Оззи Осборна. Администрация Оззи
Осборна связалась с менеджером "Iron Maiden" и попросила снять эти
плакаты, поскольку они сделаны в дурном вкусе, с чем "Iron Maiden", в
конце концов, согласились. Вслед за выходом пластинки, как обычно
начались огромные гастроли по всему миру, они начались в конце февраля
и окончились в декабре 1983 года. Просматривая длинный список городов и
стран мы усматриваем выступление 17 августа 1983 года в американском
городе Одесса, но это 11 так, между прочим. В начале 1983 года в группе
произошли изменения, барабанщик Клайв Бурр, которого журнал "Kerrang" в
своей читательской анкете назвал третьим лучшим барабанщиком мира и
который проработал в "Iron Maiden" три года, уволился из группы по
личным соображениям, с намерением покинуть музыку насовсем. Расставание
было дружеским, о чем свидетельствует пожелание ему удачи на конверте
следующей пластинки, "Piece Of Mind". На замену Клайву Бурру пришел
Майкл* Макбрэйн, лондонец, известный ребятам по совместным гастролям. В
новом составе в январе 1983 года все вместе поехали на остров Джерси -
сочинять и аранжировывать музыку к четвертой пластинке "Piece Of Mind".
В отличие от многих других групп, "Iron Maiden" любят приходить в
студию с совершенно готовым, аранжированным и отрепетированным
материалом и в студии заниматься только записью. И вот в безлюдное
зимнее время на острове Джерси был нанят целый небольшой отель на пять
недель, в танцевальной зале установили аппаратуру, для развлечение
привезли бильярд, стол для пинг-понга, видеоигры и вот так, практически
не выходя на улицу, поскольку ходить в скверную погоду все равно было
некуда, в последующий месяц с небольшим подготовили материал для новой
пластинки. Записывать ее поехали в теплые места - в знаменитую студию
"Compass Point" в Нассау на Вест-индских островах, эта студия знакома
нам по истории группы "Dire Straits" и других. В Нассау приехали в
разгар сезона дождей, ребята вспоминают, что каждый раз после ливня
электричество в городе отключалось, и приходилось запускать запасную
дизель-генераторную установку при студии. Установка эта при включении
давала бросок тока и чувствительная электронная аппаратура зачастую
начисто стирала с магнитной ленты уже записанный материал. Другой
проблемой оказались деньги - по каким-то там причинам кредитные
карточки и чеки "железнодевцев" местные банки признавать не хотели, а
переводы из Англии шли долго, положение спас, как обычно, менеджер Род
Смоллвуд: взяв последние пятьдесят долларов, он отправился вечером в
местное казино, игорный дом, и вернулся под утро с победой. В кармане у
него топорщились триста зеленых. Подобную операцию он проделывал шесть
вечеров подряд, и что самое удивительное - не проигрался ни разу. Можно
по праву сказать, что Род Смоллвуд, менеджер группы - понимает деньги и
знает как с ними обращаться! Перефразируя известные слова Толстого о
том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, но каждая
несчастная семья несчастна по своему, можно заметить, что все успешные
группы на каком-то этапе начинают друг на друга походить - не в смысле
музыки или представлений, а в том, что рассказывая о них, приходится
невольно скатываться к перечислению успехов, тиражей пластинок, тысяч
зрителей или сумм гонораров, что в общем, несколько скучно, и не для
того мы с вами встречаемся на короткой волне. С последними двумя
пластинками "Live After Death" ("Живьём после смерти"), выпущенной в
октябре 1985 и предыдущей, "Powerslave" ("Раб силы"), вышедшей в
сентябре 1984, мы познакомились во время первых программ и вот
упомянутой, но не проигранной еще пластинкой "Piece Of Mind",
выпущенной в мае 1983 года и записанной в Нассау мы и закончим наш
рассказ. Повторим на прощанье, что в 15 различных странах мира "Iron
Maiden" была награждена 60 золотыми и платиновыми пластинками, что
группа совершила три самостоятельных мировых турне и имеет миллионы
поклонников по всему свету. Пожелаем же "железнодевцам" и впредь
успешно трудиться на ниве тяжелого металла, ибо производство это
вредное и тяжелое, и - радовать поклонников новыми, изящными
музыкальными поковками. Вам же, друзья, хочу пожелать всего самого
лучшего и проститься до следующей пятницы, когда мы в полночь по
московскому времени встретимся, чтоб обозреть популярные одиночные
пластинки недели. Счастливо вам, ребята!