Melody Maker росла вместе с британской музыкальной сценой,
отслеживая все изгибы молодежной моды на звуки. Когда британское
влияние на мировую рок-сцену в 70-е годы достигло своего апогея, тиражи
MM тоже резко выросли — до 250 тыс. копий. Газета дала европейской
журналистике такого автора, как Крис Уэлч (Chris Welch), известного
затем своими книгами о Джими Хендриксе (Jimi Hendrix) и Led Zeppelin. А
также многих других авторов, среди которых было много профессиональных
рок-музыкантов. Здесь публиковались не только хит-парады и обзоры новых
дисков и концертов, но и являлись публике новые, пока никому не ведомые
таланты вроде Depeche Mode. Melody Maker был не только пропагандистом, но и коллективным
организатором. Легендарная рубрика Musicians, в которой музыканты
помещают объявления о поиске/предложении работы, стояла у истоков
создания поистине великих групп мирового рока. Когда на смену монстрам
арт-рока Pink Floyd и Yes пришла молодая шпана (punk), газета стала
рупором антибуржуазной культурной революции и крайнего нонконформизма.
Melody Maker, изначально специализировавшийся на джазе, с некоторым
опозданием принял рок-н-ролл — таким образом, оказался в арьергарде
NME, основанного в 1952 году. В ноябре 1958 года в MM появились Melody
Maker LP Charts: это произошло через два года после того, как с
аналогичными списками дебютировал Record Mirror. Постепенно ММ
становился всё более прогрессивным изданием. 6 марта1965 года именно
здесь впервые появился призыв наградить The Beatles за заслуги перед
государством и Короной: уже 12 июня того же года все четверо участников
группы получили Орден Британской империи (MBE). К концу 60-х годов
произошло разделение «сфер влияния»: NME считался
в большей степени «молодёжным» журналом, MM обращался к более взрослой,
подготовленной аудитории (из-за чего получил от соперников прозвище
'Monotony Maker'). Гораздо более объёмистый, чем соперник, MM имел
солидную секцию объявлений, благодаря которой сформировались многие
впоследствии звёздные группы (Yes, Genesis, Deep Purple, The
Stranglers, Suede и др.) Кроме того, здесь всегда подробно освещались
фолк и джаз, а также имелась секция, посвящённая музыкальным
инструментам. Постепенно
MM стал оказывать заметное влияние на музыкальное развитие. В 1968 году
он объявил Джона Пила лучшим в британии радио-диджеем, что (как позже
говорил продюсер Джон Уолтерс) только и помогло Пилу сохранить работу в
дни, когда Би-би-си уже готовилась дать ему отставку. Тираж ММ
постоянно рос, и к началу 70-х, когда во главе издания
встал Рэй Коулман, он достиг 250 тысяч (еженедельно). Журналисты ММ —
Ричард Уильямс, Крис Уэлч, Стив Лейк — были первыми, кто начал всерьёз
писать о рок-музыке. Именно здесь впервые были опубликованы глубокие
статьи о Steely Dan, Led Zeppelin и Henry Cow. Ветеран Макс Джонс тем
временем продолжал мастерски обозревать джазовые события и релизы. В
начале 70-х годов Melody Maker активно поддерживал глэм- и
прогрессив-рок. Однако панк-революция 1976 года была им принята не
сразу, из-за чего еженедельник вновь оказался позади — не только NME,
но и Sounds.
Лишь Кэролайн Кун здесь представляла журналистский контингент,
заинтересованный в новой музыке. Прошло несколько лет, прежде чем
престиж журнала и его тираж были восстановлены. К 1983 году журнал сблизился с NME, став более популистским и
поп-ориентированным (о чем говорит уже хотя бы тот факт, что Touch,
альбом Eurythmics был признан здесь лучшим альбомом года). Но в феврале
1984 году еженедельник возглавил Аллан Джонс (журналист, получивший
известность благодаря необычным интервью с Луи Ридом и Оззи Осборном.
Он тут же снял с обложки Kajagoogoo и поставил ещё никому не известных
The Smiths. В 1986
году состав еженедельника был значительно усилен с приходом таких
журналистов, как Саймон Рейнолдс и Дэвид Стаббс (оба выпускали до этого
музыкальный фэнзин Monitor в Оксфордском университете), а также Криса
Робертса из Sounds. MM стали практиковать ещё более индивидуалистский и
интеллектуальный подход, что стало особено заметно после того, как
«хип-хоп войны» в NME завершились уходом оттуда ведущих авторов,
писавших о прогрессивной чёрной музыке. В
90-х годах ММ с одной стороны первым отреагировал на рождение гранжа
(серией репортажей Эверетта Тру из Сиэтла), с другой — подхватил
танцевальный тренд (рэйв, электроника). Даже в середине 90-х годов,
когда бритпоп
привёл за собой новое поколение юных читателей, ММ остался самым
аналитическим и глубоким музыкальным изданием Великобритании —
благодаря таким авторам, как Саймон Прайс, Тейлор Паркс и Нейл
Кулкарни, продолживших давнюю традицию исключительно субъективной,
спорной, но при этом глубоко обоснованной журналистики. MM подверг
уничтожительной критике Ocean Colour Scene и Kula Shaker, более того,
позволил себе неоднозначную оценку творчества Oasis и Blur — в дни,
когда в адрес обеих групп отовсюду раздавались лишь самые хвалебные
отзывы. В
начале 1997 года Аллан Джонс ушёл в новый журнал Uncut. Его заменил
Марк Сазерленд (экс-NME, Smash Hits),
который в течение трёх лет разрушал то, что выстраивал Джонс. За это
время многие журналисты ушли из журнала, причем Саймон Пирс —
исключительно по причине несогласия с директивой, согласно которой «все
материалы об Oasis должны были быть позитивными». Тираж MM (и без того
низкий по отношениею к NME), стал катастрофически падать. В 1999
году MM был «перезапущен» в глянцевой обложке, что в конечном итоге
лишь ускорило его кончину. Вот что об этом сказал Сева Новгородцев в
передаче от 23 октября 1999: "с будущей недели "Melody Maker" из газеты
превращается в цветной
журнал. По формату она становится вполовину меньше, из размера А3
(30х40 см) становится А4 (в пол-листа, 20х30), вместо нынешних 48
больших страниц будет 80 малых и бумага, соответственно, становится
глянцевой. Мне, например, это начинание и не нравится. Я его прогрессом
не считаю – блестящая бумага отсвечивает, ее труднее читать, дизайнеры,
получив свободу творчества, делают страницы такими пестрыми, что в
глазах рябит. После прочтения глянцевый журнал – штука бесполезная, а
газетка-то – из нее можно и папье-маше сделать, и селедочку в нее
завернуть и в мокрые ботинки натолкать, чтобы лучше высыхало. Очевидно,
что директора "Melody Maker" папье-маше не делают, селедки в газетку
отродясь не заворачивали, а их ботинки на английском резиновом ходу
дождя не боятся. Другими словами, от жизни оторвались – вот и принимают
решения, которые могут боком выйти. Что это – пророческие слова, или
брюзжание ветерана? Жизнь покажет." В 2000 году старейший музыкальный
еженедельник Великобритании прекратил своё существование — официально в
результате слияние с NME, куда перешли как часть журналистского
корпуса, так и рубрика, посвящённая музыкальным инструментам. Обещали также, что
архив Melody Maker в 2001 году появится в электронном виде на сайте
NME.com. Этот сайт сейчас — любимый музыкальный проект IPC. Число
предоставляемых услуг и объем доступной информации постоянно
увеличиваются, а посещаемость достигла миллиона пользователей в месяц.
Примерно столько же людей читали Melody Maker в самые лучшие для
закрывающегося еженедельника годы. Информации на вышеупомянутом сайте о ММ я не смог найти.А вот "Музыкодела" почему-то жалко. В заключение приведу слова того же Севы от16 декабря 2000:"... в английском языке нет перевода для хорошего и крепкого русского
слова "злорадство". Бедным англичанам приходится использовать немецкое
"шарденфройде". Не могу сказать, что испытываю злорадство, но некоторое
шарденфройде ощущаю. По поводу бывшей газеты, а ныне цветного журнала Мелоди Мейкер.
Поясню. Когда-то, несколько лет назад, было в Англии три музгазеты -
Sounds, New Musical Express и Melody Maker. New Musical Express в 1952
году была преобразована из чахлой газетки Accordion Express, что то
вроде "баянист-любитель", а Melody Maker всегда считалась старейшей и
самой авторитетной. Она ведет свою родословную аж с 1926 года.
Естественно, название ее - "сочинитель мелодии" - отражает наивность
того времени, но газета менялась вместе с музыкой. Джаз, ранний
рок-н-ролл, биг-бит, поп, рок и т.д. В Melody Maker всегда работали
молодые задиристые журналисты, которые полупрезрительно отзывались о
"старперах", засевших в New Musical Express. Первой дала дуба самая молодая газета Sounds. Теперь уже
вместо 3 газет еженедельно я покупал две. Потом, где с год назад,
"Мелоди Мейкер" превратилась из газеты в цветной журнальчик. Я еще
тогда предупреждал - во-первых, цветной журнал читают люди, которые во
время чтения шевелят губами. А то и вовсе не читают, только картинки
смотрят. Для публики такого рода название - Melody Maker - "Сочинитель
Мелодии" - это какой то докаменный век. Какой еще, извините, на хрен
мелодии? Кругом техно, джангл, рэп, гараж, по-нашему -тэц-тэц. Это
во-первых. Во-вторых. На полки магазинов печати еженедельно выставляют
около двух сотен цветных журналов - от вязания крючком до: гребли на
байдарке. С балетом и оперой. Чуть сдвинулся с привычного насиженного
места и не видать тебя. "Сочинитель Мелодии", покинув газетные кучи,
растворился в разноцветных картинках, где сверкают зубки, глазки и
ножки, ножки, ножки: Еще и бумагу выбрали блестящую. Как ни повернешь -
все равно отсвечивает. Хоть при луне в пасмурную ночь читай. Ну вот и
доигрались. Теперь выясняется, что оба издания принадлежат одной фирме,
которая теперь решила их объединить в одно. Создать, так сказать,
укрупненный колхоз. Рождественский выпуск "сочинителя мелодии" станет
для блестящего журнальчика последним. А старперы из NME скалят свой
неполнозубый рот. Вчерашние хулители им теперь будут чай носить."
Использовал материалы сайтов Сева.ру, Википедии и некоторых других