Кто-то в детстве был очарован игрой Джими
Хендрикса, кто-то обожал голос Элвиса Пресли, а
маленький Ларс Ульрих (Lars Ulrich), живший в
Копенгагене, был одержим грохотом ударных
инструментов. В 1973 году десятилетний Ларс
впервые побывал на концерте группы DEEP PURPLE, после
чего стал ярым фанатом британского метала и стал
собирать диски DEEP PURPLE, BLACK SABBATH, THIN LIZZY и т.п. В 13 лет
ему удалось уговорить свою бабушку, чтобы та
купила ему ударную установку, и Ларс смог наконец
вплотную подойти к извлечению из нее ласкающих
утонченный слух металлиста звуков. Отец Ларса - знаменитый теннисист -
видел в нем своего преемника, поэтому в 1980 году
Ларсу пришлось продать свою установку и
переехать с семьей в Лос-Анджелес, чтобы там
шлифовать свое теннисное мастерство. В те
времена он был приверженцем NWOBHM (Новая Волна
Британского Heavy Metal), особенно групп DIAMOND HEAD, TYGERS OF
PAN TANG, BUDGIE, ANGEL WITCH, IRON MAIDEN, во многом повлиявших на
направленность его творческих исканий. Вдохнув
свободного американского воздуха, Ульрих
завязал со спортом вообще, купил новую ударную
установку и решил, что пора организовать
собственную группу. Но у него ничего не вышло, и
тогда он дал объявление в журнал "Recycler", на
которое отозвался некий Джеймс Хетфилд (James
Hetfield... хм... где-то я это имя уже слышал!?!). Вот так
Ларс нашел Джеймса. Хотя правильнее будет
сказать - Ларс и Джеймс нашли друг друга, ибо
Джеймс поместил точно такое же объявление на той
же странице журнала. Короче, встретившись, ребята
решили немного полабать; правда, их первый
джэм-сэйшн оказался далеко не многообещающим, в
основном из-за того, что тарелки Ларса падали на
пол каждый раз, как он к ним прикасался. Но даже на
этом "металлоломе" Ульрих ухитрился сыграть
Джеймсу все свои записи NWOBHM, после чего Хетфилд
постиг крутизну британского хэви метал, хотя и
назвал установку Ларса "Muppet drum kit" (что, по
всей видимости, польстило бы барабанщику по
кличке Зверь из кукольного сериала
"Маппет-шоу"). Одним словом, вопрос о
создании новой группы остался открытым. Тут
настало лето 1981-го, и Ларс уехал в Великобританию
на три месяца, так как на это время были назначены
гастроли его любимой DIAMOND HEAD. По возвращении из
Объединенного Королевства он снюхался с
Брайаном Слэгелом, который занимался подбором
треков для компиляции "Metal Massac-re", и заключил
с ним контракт на запись одного из этих треков.
Так как у Ларса до сих пор не
было группы (какой позор!), он начал лихорадочно
искать подходящих музыкантов. Первым, к кому он
обратился, был Джеймс Хетфилд, а так как одной
бас-гитары и барабана было явно недостаточно, то
они пригласили Ллойда Гранта (Lloyd Grant), который в
будущем отвечал за гитарные соло на первых пяти
треках, записанных группой. Местом встречи
музыкантов стал гараж (какая банальность!) Ларса.
Группу назвали METALLICA (чтобы пенсионеры не приняли
за старомодный джаз-ансамбль). Слово "Metаllicа"
Ульрих благополучно украл у своего друга по
имени Рон Квинтана, который придумывал название
для своего фэнзина и попросил Ларса помочь...
Услышав слово "Metallica", Ларс быстро предложил
другое название и убедил Рона, что его
"вариант" гораздо лучше. После этого он
пошел к Джеймсу, чтобы гордо сообщить ему
название для их новоявленной группы.
В этом составе (Ульрих - ударные,
Хетфилд - ритм & бас-гитара, вокал, Грант -
соло-гитара) группа долго не продержалась: вместе
с Грантом METALLICA записала песню "Hit The Lights" для
первого оттиска "Metal Massacre". Почти сразу после
этого Ллойд ушел, поэтому его едва ли можно
считать членом группы. Его сменил Дэйв Мастейн
(Dave Mastaine), а бас-гитару взял на себя Рон МакГовни
(он вместе с Джеймсом снимал квартиру). В апреле
1982 года были записаны еще 4 трека (новая версия
"Hit The Lights", "Mechanix", "Jump In The Fire",
"Motorbreath"), после чего группа начала обретать
популярность в кругу местного андерграунда.
25 мая 1982 года произошло
историческое событие: METALLICA решила выйти хоть и
не на большую, но все же сцену. Группа выступила с
концертом в школе, в которой учился Ларс, и
смогла-таки распугать своей музыкой всю публику.
В зале остались лишь немногие (наверное, те, кто
упал в обморок при первых же звуках и поэтому не
смог убежать).
На некоторое время квартет
превратился в квинтет, когда в качестве
вокалиста в состав группы вошел Джефф Уорнер (Jeff
Warner). Слава Богу, это не долго длилось!
В июле был записан легендарный
demo-альбом "No Life Till Leather", который можно
считать самым легендарным demo вообще.
Официального релиза не было, но копии
моментально заполнили весь мир! Почитатели
"метала" тут же назвали METALLICA самой
новаторской и уникальной бандой современности и,
естественно, с нетерпением ожидали выхода
дебютного альбома. Но прежде чем это произошло,
состав группы претерпел значительные
качественные изменения: Ларсу и Джеймсу удалось
переманить к себе Клиффа Бартона (Cliff Burton) из
группы TRAUMA и Кирка Хамметта (Kirk Hammett) из EXODUS. Клифф,
гениальный бас-гитарист из Сан-Франциско, долго
не соглашался принять приглашение от METALLICA, но
спустя полгода наконец дал добро при условии, что
группа переедет из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско,
аргументируя свое требование тем, что
Лос-Анджелес - это... (дальше следовала
непереводимая игра слов). Клифф сменил Рона
МакГовни, который и играть-то толком не умел, а
Кирк - Мастэйна, чей алкоголизм всех так достал,
что его просто попросили покинуть группу.
В июле 1983 года увидел свет
первый альбом. Первоначально его планировали
назвать "Metal Up Your Ass", но дистрибьюторы
наотрез отказались выпускать альбом с таким
названием, поэтому он был переименован в "Kill'em
All". Не особенно жизнеутверждающее название
("Убей их всех" в переводе на русский)
скрывало, по сути, самый агрессивный из всех
альбомов METALLICA. Такие песни, как "Metal Militia",
"Seek and Destroy", "Hit The Lights", "Anesthesia (Pulling
Teeth)", стали классикой.
После непродолжительных
гастролей группа начала собирать материал для
нового альбома под названием "Ride The Lightning",
который не заставил себя долго ждать: он был
записан в 1984 на родине Ларса Ульриха - в
Копенгагене. Этот яростный и буйный альбом
начинался совершенно неожиданно - с акустической
гитары. Позже эту идею использовали еще 3000 групп.
Несмотря на полное отсутствие интереса со
стороны коммерческих радиостанций, "Ride The
Lightning" стал золотым и около года держался в
Billboard's Top 200. За несколько недель было продано
более 100,000 копий, что для группы подобного типа
явление уникальное.
В 1985 году METALLICA получила
прозвище "Alcoholica" за излишнее пристрастие
членов группы к спиртному. Где-то в Европе был
замечен подросток-фанат в футболке с
изображением обложки "Kill'em All", только вместо
молотка и крови были изображены бутылка и
разлитая водка. Группа по достоинству оценила
сей прикол.
Настоящим шедевром стал альбом
"Master Of Puppets", который вышел за рамки
традиционного трэша из-за своего насыщенного и
мелодичного звучания. Он вышел в 1986 году в том же
Копенгагене и без всякой раскрутки по
телевидению и радио занял 29-е место в
американских и 47-е в английских чартах, а число
проданных копий в одних только США перевалило за
1 миллион. METALLICA вновь потрясла весь музыкальный
мир, хотя в будущем и вернулась к более
привычному пониманию трэша, чего от нее, впрочем,
и ожидали. В середине совместного турне с Оззи
Осборном (под названием "Ultimate Sin") альбом
стал золотым.
Во время вышеупомянутого турне
(26 июня) Джеймс сломал кисть в результате
очередного падения со скейтборда (через год
инцидент повторится), и в течение последующих
выступлений вплоть до полного выздоровления
Джеймс пел с рукой на перевязи, а на гитаре за
него играл Джон Маршалл (в то время у него была
своя группа METAL CHURCH). Ходят слухи, что теперь в
контракты специально для Джеймса включается
пункт "НИКАКИХ СКЕЙТБОРДОВ".
Все шло как по маслу, но в
воскресенье 27 сентября удача впервые
отвернулась от них. Это случилось в 6.15 утра,
незадолго перед рассветом. Два гастрольных
автобуса METALLICA двигались по забытой богом дороге
где-то между Стокгольмом и Копенгагеном. В тот
ранний час дорога была совершенно пустынной.
Мирные скандинавы спокойно спали, когда один из
автобусов вдруг без какой-либо видимой причины
резко занесло и начало кренить набок. Он был
неуправляемым, и катастрофы было не миновать.
Через считанные секунды авто уже лежал на боку в
кювете. В последовавшей за крушением неразберихе
большинство пассажиров перевернувшегося
автобуса смогли выбраться из-под обломков. Те,
что спаслись, отделались легкими ушибами и шоком.
Среди них были три члена группы. Прибыла шведская
полиция, и водитель автобуса был арестован как
виновник происшествия. Позже он был освобожден,
так как расследование показало, что причиной
аварии был гололед на предательском повороте
дороги. Единственной жертвой в катастрофе
оказался один из METALLICA. Так трагически, за эти
несколько ужасных секунд их сказочное везение
сменилось леденящим кровь кошмаром. Погиб
24-летний бас-гитарист группы Клифф Бартон.
"Я видел, как из-под автобуса
торчали его ноги. Помню, водитель пытался
вытащить из-под него одеяло, чтобы им могли
воспользоваться оставшиеся в живых. Тут меня
прорвало: "Не трогай его, твою мать..." Я готов
был убить его. Я не знаю, был ли он пьян или виной
всему был гололед. Я только знал, что он был за
рулем, и Клиффа больше нет" (Джеймс Хетфилд -
1993).
В ночь с 28 на 29 сентября
потрясенная группа избавлялась от этого
"потрясения" самым привычным образом -
алкоголем. Джеймс бил гостиничные стекла и
кричал, давая волю своему беспомощному гневу, а
Кирка и Джона Маршалла так колотило, что они всю
ночь не гасили в комнате свет. В тот же день Ларс,
Кирк и Джеймс улетели назад в Штаты.
METALLICA была на грани распада, но
через несколько недель запоя члены группы
приняли решение продолжать работать, ибо
поступить иначе - значит предать Клиффа. В
поисках замены они нашли Джейсона Ньюстеда (Jason
Newstead), который был горячим поклонником METALLICA и
Клиффа Бартона. Он за несколько дней выучил весь
репертуар группы и, когда на прослушивании у него
спросили, какую песню он хотел бы исполнить, он
ответил: любую. Из пяти кандидатов, оставшихся
после прослушивания, он подходил лучше всех.
Джейсона пригласили в местную забегаловку "Tommy
Joint" (в связи с чем ее имя навсегда вошло в
историю), где, посовещавшись, и сообщили ему свое
решение. Услышав "Добро пожаловать в METALLICA",
Ньюстед испустил вопль радости, потрясший весь
ресторанчик.
Уже на первом концерте в новом
составе всем стало ясно, что Джейсон не копирует
Клиффа, а привносит в старые песни свой
собственный стиль и это у него неплохо
получается.
В 1987-м в старом добром гараже
Ларса был записан "The $5.98 E.P. - Garage Days Re-Revisited" -
виниловый диск с всего пятью песнями (это были
песни, первоначально исполненные группами DIAMOND
HEAD, BUDGIE, KILLING JOKE и THE MISFITS в обработке METALLICA). Его
целью было познакомить публику с новым
бас-гитаристом (в предисловии на обложке
пластинки его в шутку назвали не J. Newstead, а J. Newkid,
т.е. Дж. Новый Парнишка).
В сентябре 1988 года METALLICA делает
очередной шаг к мировому господству - выпускает
концептуальный "...And Justice For All". Альбом
занимает 6-е место в "Billboard" и остается в нем 4
недели. После выхода 4-го альбома группа изменила
своим прежним обещаниям не делать видеоклипов.
Их первым клипом стал "One" (ну, эту песню
знают все!).
В феврале 89-го METALLICA уже
претендовала на приз "Грэмми" в категории
"хэви метал/хард-рок". Многие предсказывали
их победу, но приз достался JETHRO TULL. Группа
спокойно восприняла поражение и добавила на
обложку альбома наклейку с надписью "Grammy Award
LOSERS" ("ПРОИГРАВШИЕ "Грэмми"). В
следующем году METALLICA все же получила этот приз, и
хотя победа была бесспорной, во время вручения
Ларс сказал: "Спасибо JETHRO TULL за то, что не
выпустили новый альбом в этом году", намекая на
незаслуженное поражение METALLICA в 88-м. Музыкальная
Индустрия поняла намек, и на METALLICA стали сыпаться
награды.
Турне, последовавшее за выходом
4-го альбома, длилось более двух лет и называлось
"And Justice For All". На концертах на глазах у
восторженной публики взрывалась и разлеталась
ко всем чертям статуя свободы (ого!).
В 1991 году вышел
головокружительный успех METALLICA - альбом
"Metallica", он же 5-й альбом, он же "Черный
альбом", он же безымянный, он же "The Snake", -
который зафутболил группу в суперлигу рока.
Неразбериха с названием альбома связана с тем,
что оно, видимо, написано черными буквами на
черном фоне (ха-ха!). Обложка компакта
представляет собой репродукцию картины "Негры
ночью грузят уголь" небезызвестного Малевича
(шутка!). А если серьезно, то на абсолютно черном
фоне написано слово "Metallica" и нарисована
змея. Сама группа относится к этому вопросу
демократично: "...называйте, как хотите...".
12 августа 1991 года состоялся
релиз, и мир превратился в настоящий дурдом.
Некоторые магазины открывались в 00 часов 01
минуту, чтобы первыми начать продажу. За первую
неделю в одних только США было продано 600,000 копий,
а общее число продаж в Штатах перевалило за 7
миллионов! Альбом "Metallica" дебютировал на
первом месте в "Billboard" и слез с него только
через месяц.
Безусловно, в нем слышна
коммерческая "нотка", тем не менее его
восприняли все: и старые преданные друзья METALLICA, и
новое поколение меломанов, и критики. Один
критик, обалдевший от лирической баллады "Nothing
Else Matters", сказал (и это чистая правда, я лично
проверял на своей мамуле), что METALLICA -
единственная хэви метал-группа, которую может
слушать добропорядочный взрослый человек, не
чувствуя при этом, как его коэффициент
интеллекта неудержимо стремится к нулю.
Успех был обусловлен
гениальными текстами (которые все критики очень
любят цитировать) и сильной музыкой, а также тем,
что дела группы стал вести новый продюсер Боб
Рок.
Став наиболее влиятельным
представителем жанра, METALLICA к 90-м годам смогла
изменить рамки самого жанра. Некоторые старые
поклонники группы отреагировали на мелодичный
метал как на "попсу", но от группы не
отвернулись. Как сказал сам Ларс Ульрих,
"попса" - от слова популярный, METALLICA
популярна - значит "попса". Это заявление
просто убило всех ценителей тяжести и
ненавистников презренной "попсни". Так или
иначе, "Metallica" стал самым известным альбомом
среди не-METALLIстов. На сегодняшний день во всем
мире продано 15,000,000 (пятнадцать милли000000нов!!!)
копий. Billboard Top 200 он не покинул и по сей день.
Турне, которое последовало за
Черным альбомом, побило все рекорды по
продолжительности: за 3 года группа дала 3 сотни
концертов в 37 странах мира. 8 августа 1992 года это
победное шествие по миру прекратилось в связи с
тем, что Джеймса поджарило пиротехникой во время
исполнения песни "Fade To Black" в Монреале (это,
кажется, где-то в Канаде). Перед самым концертом
специалисты по пиротехнике сообщили об
изменениях в расположении всех этих адских
хлопушек и огнеметов, но забыли предупредить, что
новая пиротехника не отменяет старую и рвануть
должно сразу со всех сторон. Ничего не
подозревающего Хетфилда обожгло 4-метровым
пламенем. Вся левая часть музыканта "слегка"
обгорела, после чего длинные волосы пришлось
состричь.
В 1993 году появился известный
лишь немногим "Live Shit: Binge & Purge" - со вкусом
сделанная подборка концертных записей (live): 3 CD + 3
видео + буклет (а точнее талмуд из 72 страниц) + пара
плакатов + пропуск за кулисы + чуть ли не ключи от
квартиры, где деньги лежат. Это настоящий клад
для истинного поклонника. Огромную ценность, на
мой взгляд, представляет буклет, в который вошло
гораздо больше того, что стоило показывать
посторонним людям: личные факсы и т.п. Все это
сокровище стоит $ 89.95, но для проекта такого
класса это не много. Закончив "Live Shit...",
группа почувствовала, что впервые за карьеру
METALLICA им необходимо отдохнуть друг от друга,
почувствовать себя чем-то иным, нежели одной
четвертой группы, и насладиться плодами своего
труда.
Они вернулись к работе в конце
апреля 1995 года. Джеймс написал около 30 песен, и
пора было уже начинать их записывать. Чтобы не
обречь себя на "пожизненное заключение" в
студии, METALLICA записала первые 14 из них (ровно
столько влезло на один компакт-диск) и выпустила
в 1996 году под названием "Load". Этот альбом
пришлось ждать целых 5 лет, и за это время METALLICA
подрастеряла часть своих поклонников. Группа в
очередной раз ошарашила всех: на этот раз
неожиданной сменой имиджа (все члены группы
постригли свои распрекрасные волосы) и сменой
направления (альбом явно смещен в сторону
альтернативного рока). По поводу смены
направления METALLICA Джейсон Ньюстед сказал, что оно
всегда оставалось неизменным - вперед. А ведь он в
чем-то прав.
Оставшиеся 13 песен вышли на
альбоме "Re-Load", его с нетерпением ждали
многие поклонники группы, вера которых в кумиров
изрядно пошатнулась. И, судя по всему, не зря. Те
счастливцы, кто смог его услышать, говорят о
возвращении METALLICA такими, какими
их знали.
|