* ummaqumma
аммагамма *
EMI 8 31202 2; первоначально Harvest SHOW 1/2; впервые записан на компакте
EMI CDS 746383 2; выпущен 25 октября 1969 года
Британский хит-парад: No 5; хит-парад США: No 74
Выпущенный через 3 месяца после пластинки "More", этот альбом взял
название от жаргонного словечка, означающего "секс". "Пинк Флойд"
начинает пользоваться другим подразделением фирмы EMI для звукозаписи --
"Harvest", которое по замыслу его основателя Малькольма Джонса должно было
отвечать духу новой прогрессивной музыки "андерграунд". "Харвест" делает
смелый шаг, позволяя группе совместить в альбоме концертную пластинку со
студийной, разделенной на четыре части, представляющие сольные работы
каждого музыканта. Продюсером альбома, в последний раз, становится Нормам
Смит. Это был первый двойной альбом "Харвеста" и первый альбом в истории
компании, попавший в хит-парад. Работа над ним в студии совпала с записью
первой сольной пластинки С. Барретта "The Madcap Laughs", частично
продюсированной Гилмором и Уотерсом.
Первый диск был записан группой на двух концертах -- сначала в
легендарном клубе "Mothers Club" 27 апреля 1969 г., затем -- 2 мая в
Торговой палате Манчестера. Диск-жокей Джон Пил, у которого Ник Мэйсон был
на свадьбе свидетелем, однажды рассказал, что воры залезли к нему в дом и
единственное, что унесли оттуда, была пленка с записью "Interstellar
Overdrive", композиции, планировавшейся к включению в альбом.
За исключением "Grantchester Meadows" и, возможно, финала композиции
"The Narrow/Way", сольный диск стал экспериментом, который провалился или,
по крайней мере, был поставлен преждевременно. Хотя некоторые фрагменты
довольно интересны в первом слушании, второй раз слушать их уже не тянет. В
общем, жалко, что "Пинк Флойд" не решился записать традиционный двойной
альбом, может быть, с сюитами "The Man" и "The Journey", в их полной
версии. Интригующий дизайн альбома, выполненный "Хипнозис", включает
обложку мюзикла "Gigi", которой нет в американском варианте, -- возможно,
из-за проблем с авторскими правами. На обратной стороне обложки изображен
техперсонал группы, включая Алана Стайлза, позже увековеченного в
композиции "Alan's Psychedelic Breakfast", и оборудование, расставленное на
взлетной полосе аэродрома Биггин Хилл. На развороте альбома Роджер Уотерс
запечатлен со своей первой супругой Джуд. На компакт-диске снимки супруги и
аэродрома отсутствуют. Есть мнение, что разделение диска на три сольные
композиции и "Saucerful..." было более связано со стремлением обеспечить
справедливое разделение гонорара, нежели с творческими соображениями.
Первая композиция, записывавшаяся для альбома, но так и оставшаяся
незавершенной, называется "Embryo" ("Эмбрион"). Музыканты пришли в ужас,
узнав, что этот номер был включен в сборник фирмой "Харвест" под названием
"Пикник" (Harvest SHSS 1/2), и настояли на немедленном исключении. Несмотря
на это, после студийной записи на Би-Би-Си в декабре 1968 г. "Embryo"
исполнялась на многих концертах вплоть до конца 1971 г. и сейчас записана в
американском варианте сборника "Works" в формате компакт-диска. Обновленный
альбом "Ummagumma" подвергся радикальным изменениям в 1994 г. и вышел на
двух отдельных дисках (Live: 8 31213 2; Studio: 8 31214 2) в рельефной
обложке. К этому прилагался плакат с изображением лицевой стороны альбома.
Был возвращен снимок аэродрома Биггин Хилл и, кроме этого, появилось еще
несколько снимков, сделанных во время записи альбома, однако оригинальные
портретные фотографии музыкантов изменились. Джуд по-прежнему
отсутствовала, а концертные снимки датировались 1974 г. и позже. Студийный
диск включал слова композиции "Grantchester Meadows", но не включал слова
"The Narrow Way Part 3".
ASTRONOMY DOMINE
АСТРОНОМИЯ ГОСПОДНЯ
(BARRETT)
Гилмор доказал, что он способен заменить Барретта даже в оригинальных
композициях последнего. Краткое соло на органе является единственным
отклонением от оригинала.
CAREFUL WITH THAT AXE, EUGENE
ОСТОРОЖНЕЙ С ЭТИМ ТОПОРОМ, ЮДЖИН
(WATERS/WRIGHT/GILMOUR/MASON)
Отличное исполнение популярной концертной композиции, которую до этого
времени можно было купить и послушать только на второй стороне пятого по
счету сингла "Пинк Флойд" -- "Point Me At The Sky" ("Укажи на меня в
небе"). Крик Уотерса, всегда более впечатляющий на концерте, чем в записи,
пробирает не хуже страстей из фильмов серии "Ужасы Хаммера".
SET THE CONTROLS FOR THE HEART OF THE SUN
УСТАНОВИТЕ КУРС НА ЦЕНТР СОЛНЦА
(WATERS)
Хотя и вдвое длиннее, эта версия не намного отличается от оригинальной
из альбома "Saucerful...", разве что темп помедленнее, средняя часть
растянута, да и добавлен органный проигрыш Райта в стиле "восточные
сладости".
A SAUCERFUL OF SECRETS
ПОЛНОЕ БЛЮДЦЕ СЕКРЕТОВ
(WATERS/WRIGHT/GILMOUR/MASON)
В оригинальных версиях альбома "Ummagumma". по крайней мере в США,
указано разделение композиции на следующие части: "Something Else";
"Syncopated Pandemonium"; "Storm Signal" и "Celestial Voices", хотя в более
поздних тиражах, в том числе в формате CD, этого разделения нет. Подробное
объяснение отдельных частей дается в альбоме.
SYSYPHUS (PARTS 1 - 4)
СИЗИФ (ЧАСТИ 1 - 4)
(WRIGHT)
Инструментал Рика Райта во второй части альбома назван в честь героя
греческой мифологии царя Сизифа, построившего Коринф и приговоренного в
загробном мире вечно закатывать гигантский камень на вершину горы, откуда
тот каждый раз скатывается обратно (чувство, очень напоминающее попытки
раскрыть историю раннего "Пинк Флойд"). Вина Сизифа заключалась в том, что
он заманил в ловушку бога смерти Танатаса, таким образом избежав
собственной кончины и сделав невозможной кончину других. Часть 1
представляет собой мистически звучащий синтезатор и металлические барабаны
тимпани; часть 2 можно было бы принять за классическую фортепианную сонату,
если бы Райт не извлекал диссонансные звуки, пробегая руками по клавишам.
Часть 3 является довольно экспериментальной, и в этом ее единственное
достоинство; наконец, часть 4, открываемая песней птицы, концентрируется
вокруг мелотрона Райта и переходит в музыкальную тему первой части.
Мало кто слышал "Sysysphus" в концертном исполнении, хотя в феврале
1970 г. она прозвучала на довольно известном концерте в бирмингемском "Таун
Холле", когда группе пришлось играть экспромтную программу в связи с
отсутствием грузовика с аппаратурой.
GRANTCHESTER MEADOWS
ГРАНЧЕСТЕР МЕДОУЗ
(WATERS)
Начинающаяся еще с одной песни птиц, эта простая композиция Уотерса
рассказывает о живописных окрестностях Кембриджа, где он и другие будущие
"Флойды" резвились в отрочестве (Гилмор любил плавать в реке Кам). История
о жаворонках, лисах и зимородках прекрасно описывает природу сельской
Англии летом. Вот между динамиками с жужжанием пролетает муха, и Уотерсу
удается шлепнуть ее свернутой копией критического ревю. В групповом
варианте, исполняемом под названием "Daybreak", части сюиты "The Man",
орган Райта играет центральную роль. Как "Daybreak", композиция была также
записана на студии Би-Би-Си в мае 1969 г. -- тогда вместо органа
использовалось фортепиано.
SEVERAL SPECIES OF SMALL FURRY ANIMALS GATHERED TOGETHER IN A CAVE AND
GROOVING WITH A PICT
НЕСКОЛЬКО ОСОБЕЙ МАЛЕНЬКИХ ПУШНЫХ ТВАРЕЙ, СОБРАВШИХСЯ В ПЕЩЕРЕ И БАЛДЕЮЩИХ
ВМЕСТЕ С ПИКТОМ
(WATERS)
Совершенно противоположной по стилю является композиция Уотерса, на
которую позднее Рон Гисин в своем альбоме "As He Stands" написал пародию
"То Roger Waters Wherever You Are" ("Роджеру Уотерсу -- где бы ты ни был").
Она представляет собой различные магнитные записи, проигрываемые с разной
скоростью и в разных направлениях. В светлые дни граммофонных пластинок
возможно было, пожертвовав диском и иглой проигрывателя, выявить такие
странности, как повторение фраз Уотерса "Принесите обратно мою гитару" или
"Это было достаточно авангардным, не правда ли?", а также барабанную дробь
ладошками по столу и едва различимое "Спасибо" в левом канале. На
определенной скорости можно было также услышать декламирование неважнецких
стихов, придуманных на месте, с еще худшим шотландским акцентом. Жаль, что
компакты лишают новое поколение поклонников "Флойд" радости издевательства
над виниловыми дисками. Несмотря на циркулируемые слухи, Гисин не принимал
участие в записи этой песни. К счастью для любителей концертов группы,
последняя ни разу не исполняла эту композицию "вживую", хотя "декламирующий
шотландец" Уотерса иногда появлялся во время исполнения удлиненного
варианта "Embryo".
THE NARROW WAY
(PARTS 1 - 3)
УЗКАЯ ДОРОЖКА
(ЧАСТИ 1 - 3)
(GILMOUR)
Первые две части -- инструменталы, причем первая исполняется на
акустической гитаре с наложением глиссандо и высоких нот электрогитары, а
вторая представляет собой значительно более "тяжелое" сочетание электронных
гитар, переходящее через тянущуюся ноту на синтезаторе "Муг" в третью часть
- довольно приятную песню, где Гилмор демонстрирует свой талант в области
ударных. Гилмору было довольно трудно сочинять слова для песни, и он
обратился за помощью к Уотерсу, который отказал. Его проблема была,
возможно, предзнаменованием дилеммы, в которой он оказался позднее, приняв
на себя лидерство группы.
Первая часть исполнялась под названием "Baby Blue Shuffle in D Major"
на студии Би-Би-Си в декабре 1968 г., а третья часть-- под собственным
именем, как часть сюиты "The Journey", записанной для Би-Би-Си в мае 1968
г.
THE GRAND VIZIER'S GARDEN PARTY
(PART 1 ENTRANCE;
PART 2 ENTERTANTMENT;
PART 3 EXIT)
ВЕЧЕРИНКА В САДУ У ВЕЛИКОГО ВИЗИРЯ
(ЧАСТЬ 1 - ВХОД;
ЧАСТЬ 2 - РАЗВЛЕЧЕНИЕ;
ЧАСТЬ 3 - ВЫХОД)
(MASON)
Возможно, что Мэйсон схитрил в первой и третьей частях, попросив
Линду, которая была в то время его женой, сыграть короткое соло на флейте
для обеих частей. Линда была профессиональной флейтисткой, для которой Рон
Гисин писал музыку. Вторая часть представляет собой упражнения на ударных
инструментах, в том числе с электронными эффектами, некоторые из которых,
как и большинство барабанных соло, очень длинные, но не такие протяженные,
как Турецкая империя, где великий визирь был главным официальным лицом. * zabriskie point
высота забриски *
(Высота в Долине смерти, США.)
EMI CDP 7 94217 2; первоначально MGM 2315 002; выпущен в марте 1970 года
Третий по счету проект "Пинк Флойд" для кинематографа, в этот раз
для фильма Микеланджело Антониони, был не таким успешным, как два
первых. После двухнедельной работы в студии большинство из написанного было
отвергнуто по причинам "слишком грустно" или "слишком сильно". В результате
Антониони использовал музыку "Грэйтфул Дэд", а также легендарных Роско
Холкома и Джона Фахи и только четыре музыкальных фрагмента "Пинк Флойд".
Студийные же пленки группы оказались выпущенными пиратским способом, хотя
их названия: "Oneone", "Fingal's Cave" и "Rain in The Country" являются
скорее фантазией пиратов, чем музыкантов "Пинк Флойд". Еще одна композиция
-- "The Violent Sequence" ("Жестокий эпизод"), которая должна была
сопровождать сцену беспорядка в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса и
жестокость полиции, позднее появится на пластинке "Dark Side...".
Конечно, музыка в фильме отличается от той, что мы слышим в альбоме,
включая инструментал без названия, продолжительностью примерно минуту,
которого на пластинке вообще нет. Видеокассета с фильмом в Великобритании
не выпускалась.
HEART BEAT, PIG MEAT
РИТМ СЕРДЦА
(WATERS/QILMOUR/MASON/WRIGHT)
Инструментал, построенный на органе и ударных, написан для титров в
начале фильма. В альбоме звуковой дорожки можно также услышать чей-то
диалог и струнную классическую музыку.
CRUMBLING LAND
ОБВАЛИВАЮЩАЯСЯ ЗЕМЛЯ
(WATERS/GILMOUR/MASON/WRIGHT)
Эта композиция длиннее киноверсии, но в пиратской записи можно
услышать еще более длинный студийный вариант. Слова песни в исполнении
Гилмора и Райта кажутся связанными с сюжетом фильма.
COME IN NO.51, YOUR TIME IS UP
НОМЕР 51 - К БЕРЕГУ, ВАШЕ ВРЕМЯ ВЫШЛО
(WATERS/GILMOUR/MASON/WRIGHT)
Еще один вариант композиции "Careful With That Axe. Eugene",
использованный в конце фильма и сопровождающий замедленные съемки
взрывающегося здания. Крик Уотерса -- один из его лучших. * atom heart mother
мать с атомным сердцем *
EMI 8 31246 2; первоначально Harvest SHVL 781; впервые записан на компакте
EMI СОР 7 46384 2; выпущен 10 октября 1970 года
Британский хит-парад: No 1; хит-парад США: No 55
Записанный "Пинк Флойд" в студии на Эбби-роуд с Аланом Парсонсом в
качестве инженера звукозаписи и Норманом Смитом, "продвинутым" до
главного продюсера, "Atom Heart Mother" стал первым в истории
звукозаписывающей компании "Харвест" альбомом, занявшим высшую строчку в
британском хит-параде. Трудно вообразить, что настолько радикальная музыка
могла завоевать первое место в хит-параде в те времена, да и вообще,
произойдет ли такое когда-либо еще. "Atom Heart Mother" (Harvest Q4SHVL
781) стал первым альбомом группы, записанным для новой квадрофонической
(четыре канала звучания) аппаратуры. Это было довольно своевременным шагом,
"Пинк Флойд" уже использовал квадрофонические и даже шестиканальные эффекты
в своих концертах с 1969 г. Квадрофония фактически используется группой до
сегодняшнего дня. Обложка альбома до сих пор известна больше, чем его
музыка. Главная звезда на обложке -- недоумевающая корова по кличке
Лалабель III. фотография сделана "Хипнозис" с единственной целью --
получить обложку, не имеющую смысла и никак не связанную с музыкой. На
переизданном в 1994 г. альбоме добавлено еще несколько снимков рогатой и к
тому же значительно улучшено качество звука.
ATOM HEART MOTHER
(FATHER'S SHOUT; BREAST MILKY; MOTHER FORE; FUNKY DUNK; MIND YOUR THROATS
PLEASE; REMERGENCE)
МАТЬ С АТОМНЫМ СЕРДЦЕМ
(ПАПИН КРИК; ГРУДОЧНО-МОЛОЧНЫЙ; ПЕРЕДНИЙ ПЛАН МАТЕРИ; МУЗЫКАЛЬНЫЙ НАВОЗ;
БЕРЕГИТЕ ВАШИ ГЛОТКИ, ПОЖАЛУЙСТА; ПОВТОРНОЕ ПОЯВЛЕНИЕ)
(MASON/GILMOUR/WATERS/WRIGHT/GEESIN)
Соавтором и аранжировщиком этой композиции продолжительностью в одну
сторону пластинки является Рои Гисин, с которым Уотерс уже записывал песню
к фильму "The Body" ("Тело"). Рон монтировал также первоначальные записи
группы, попросившей его сделать "что-нибудь великое". В инструментовке
Гисин использовал виолончель,звучащую в композиции "The Body", десять
инструментов медной духовой группы и хор из двадцати человек. Когда
управлять таким большим количеством музыкантов в студии стало для него
сложно (а классические исполнители -- невероятно сложная публика в таких
обстоятельствах), функции дирижера были переданы Гисином Джону Олдиссу.
Гисин до сих пор считает, что изданная версия ненамного лучше
демонстрационной записи, и хотел в свое время побольше поработать в студии.
Этого же хотела и группа, но время и деньги не позволили им эту роскошь. Во
время дебюта композиции в феврале 1970 г. в Париже Роджер Уотерс представил
сюиту, как "The Amazing Pudding" ("Удивительный пудинг"). Такой она и
оставалась до исполнения в Парижском театре Би-Би-Си в сентябре для
радиотрансляции "In Concert". Когда "Пинк Флойд" спросили о названиях
композиций, которые они собирались исполнять в программе, группа стала
быстренько просматривать газету и в результате заимствовала заголовок
заметки о женщине с "атомным кардиостимулятором".
За этим последовали другие концерты, вместе с оркестром и хором и без
них, на которых исполнение композиции занимало от 14 до 30 минут, включая
премьеру "оркестровой" версии на фестивале в Басе, где Рон Гисин покинул
зал посередине исполнения. Публика и знатоки тем не менее были под
впечатлением, после чего "Пинк Флойд" стал первой и единственной
рок-группой, выступившей на престижном фестивале классической музыки в
Монтре.
Для любознательных -- различные части композиции начинаются в 5'19",
10'09", 15'25", 17'44" и 19'45" соответственно, хотя на компакт-диске 1994
г. отдельно не индексируются, как на оригинале, -- по крайней мере для
слушателей с аппаратурой, способной показывать упомянутое индексирование.
IF
ЕСЛИ
(WATERS)
Обманчивая простота первых строчек и несложный аккомпанемент
акустической гитары оставляют слушателя совершенно неподготовленным к
следующим далее образам одиночества и сумасшествия. Для сведущих это было
первым признаком проявления чувства вины Уотерса, связанное с уходом Сида
Барретта из группы. Хотя группа никогда не исполняла "If" на концертах (за
исключением вышеупомянутой радиотрансляции Би-Би-Си "In Concert"),
композиция была выпущена, на сингле в США и континентальной Европе. В 80-х
гг. Роджер Уотерс "воскресил" ее для концертных туров "Pros & Cons" и
"Radio KAOS".
SUMMER' 68
ЛЕТО 68-го
(WRIGHT)
Хотя Райт всегда утверждал, что сочинение стихов никогда не приносило
ему радости, тем не менее он признается, что эта песня о "случайной" ночи
любви воплощает его действительные чувства. Так это или не так, но это
единственная композиция с пластинки, ни разу не исполнявшаяся на концертах.
Проигрыш на медных духовых инструментах на самом деле исполняется на
синтезаторе; Райт поет, а Гилмор подпевает.
FAT OLD SUN
СТАРОЕ ТОЛСТОЕ СОЛНЦЕ
(GILMOUR)
Гилмор написал эту очень "английскую" песню, как продолжение
"Grantchester Meadows". Начиная с церковных колоколов и кончая нежной
акустической гитарой и приглушенными ударными композиция является идеальным
сопровождением для самого "сладкого" вокала его карьеры. Песня была
записана для двух шоу "In Concert" на Би-Би-Си в 1970 г. и октябре 1971 г.
и стала регулярным концертным номером в 70 -- 71 -х гг.
ALAN'S PSYCHEDELIC BREAKFAST
(RISE AND SHINE; SUNNY SIDE UP; MORNING GLORY)
ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЙ ЗАВТРАК АЛАНА
(ВСТАВАЙ И СИЯЙ; СОЛНЕЧНОЙ СТОРОНОЙ ВВЕРХ; УТРЕННЕЕ ТОРЖЕСТВО)
(WATERS/MASON/GILMOUR/WRIGHT)
Тринадцать минут дурачества, названные в честь Алана Стайлза -- одного
из технических работников "Пинк Флойд", голос которого можно слышать в то
время, как он исполняет свой нехитрый утренний ритуал. Один из органных
проигрышей позже станет мелодической основой композиции "Profiles"
("Профили") с одноименного сольного альбома (второго по счету) Ника
Мэйсона. Между инструментальными проигрышами Стайлз умывается и жарит
бекон. Такие немузыкальные звуки станут фирменным знаком почти каждого
альбома "Пинк Флойд", правда, не в таком количестве, как в этой композиции.
Во время единственного в истории концертного исполнения этого номера в
шеффилдском Сити Холле в декабре 1970 г. музыканты готовили пищу и
заваривали чай прямо на сцене. Звук воды, капающей из крана, завершающий
композицию, продолжался до бесконечности на отдельной "канавке"
оригинальной виниловой пластинки. Временное подразделение инструментала на
части: 4'29" и 8'18".Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename=""
Content-Type: application/octet-stream