"Блюдце, полное чудес (Одиссея "Пинк Флойд")"часть2
-- Издательство Manontroppo выпустило книгу Николаса Шэффнера (Nicholas
Schaffner) "A Saucerful Of Secrets" на испанском языке. Издание
называется "La Odisea De Pink Floyd" и содержит 288 страниц.
Книга
Николаса Шэффнера, вышедшая в 1991 году, хорошо известна среди
поклонников Pink Floyd, в том числе и в России, и считается одной из
лучших книг, написанных о группе. В России она вышла под заглавием
«Блюдце Полное Чудес (Одиссея Пинк Флойд)».
-- Какое-то время, куда бы я не ездил - всегда брал её с собой!
Какое-то время я плотно сидел на Флойдах! Очень интересная группа,
интересная история!
История группы "Пинк Флойд"
Стиль: Classic Symphonic Art- & Space Rock.
Состав исходный: Syd Barrett (vocals, guitars), Roger Waters (bass), Richard Wright (keyboards), Nick Mason (drums). Изменения состава:
1968 год: на втором альбоме вместо Барретта играет David Gilmour (vocals, guitars).
1983 год: уходит Райт. Гилмор теперь: vocals, guitars, keyboards.
1987 год: возвращается Райт, нет Уотерса. В студии с тремя
флойдовцами наиболее активно работают Tony Levin (bass), Bob Ezrin
(keyboards).
1994 год: в основном составе трое тех же, только Гилмор ведет еще и бас.
Хронологические пионеры арт-рока как обособленного жанра рок-музыки.
Дебютный альбом группы стал первым полноценным детищем прогрессивной
рок-музыки, дверь в мир которой частично приоткрыли Beatles на альбоме
1966 года "Revolver". "Трубач у врат зари", вышедший в середине 1967
года — это фундамент, точка опоры для будущих рок-интеллектуалов, полет
мысли и фантазия которых не вмещаются в привычных "массовых" рамках.
Материал был написан первым лидером группы Сидом Барреттом при
внушительной помощи Роджера Уотерса. Но основные идеи все-таки Барретта
— самой трагической фигуры рок-истории. Новые музыкальные горизонты,
открывшиеся ему под воздействием галлюциногенных наркотиков, стоили ему
больше чем жизнь. Умерли от наркотического яда и стали легендами Джими
Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон, Томми Болин и другие. Но Сид
жив и поныне, если состояние, в котором он пребывает, можно назвать
жизнью. Глубочайшие психические нарушения, вызванные регулярным приемом
ЛСД с отроческого возраста, привели к 1968 году к необратимым
изменениям личности. В кратковременные проблески нормального сознания
Сид пишет какие-то стихи, успел выпустить пару сольных альбомов, но
жизнь его, по признанию близких к нему людей, напоминает седьмой круг
ада... Именно ему посвящен диск ансамбля, названного именами двух
давным — давно позабытых джазистов Пинк (Андерсон) Флойд (Каунсил), за
1975-й год.
Но не было тех Pink Floyd, которые у нас есть, не будь в их составе
бас-гитариста с самой обыкновенной техникой игры, но с потрясающими
мозгами — Уотерса. Судя по авторству песен на обложке "Трубача", он
принимал то или иное участие в создании не менее половины из них. Так
или иначе, именно он стал синтезатором бредовых идей одиозного
Барретта. И основа всего гигантского — творческого и коммерческого —
успеха группы лежит на его плечах. Вплоть до 1987 года остальные
участники Пинк Флойд принимали в создании образов лишь косвенное
участие.
Второй альбом "Таинственная летающая тарелка" почти целиком принадлежит
перу Уотерса. Дальнейшее развитие психоделического прогрессива,
заданного революционным дебютом, благодаря Уотерсу способствовало здесь
уже появлению собственно элементов арт-рока. Оба первых диска являются
несомненными шедеврами рок-музыки. Истинный интеллектуал неоднократно
будет возвращаться к ним, к этим истокам, которые так же далеки от
наивности, как иной псевдофлойдовец, утверждающий обратное, от
истинного понимания ценности этого феномена, сумевшего угодить самой
массовой аудитории, оставаясь самим собой. Впрочем, самая глубокая
работа Пинк Флойд пользуется у псевдофлойдовцев наименьшим успехом. И
когда в российской прессе в подробном обозрении всех альбомов группы об
"Animals" говорят, что этот диск даже просто хорошим назвать трудно,
этих критиков жаль двояко. Во-первых потому, что они не понимают сути
"исследуемого" ими объекта и, тем самым, духовно где-то обделены.
Во-вторых, взявшись размышлять на эту тему, они, грубо говоря,
лажаются, и выглядят в глазах истинных ценителей наследия ансамбля чуть
ли не придурками. А это для музыкального критика самое страшное.
Ошибиться может каждый, но называть дерьмом вещь, которую ты просто не
понимаешь, это удар ниже пояса и неискушенному читателю, и самому себе
("Рокка Ролла").
На альбоме "Ummagumma", который наполовину является компиляцией,
останавливаться не будем. А вот номерной диск "More", представляющий
собой музыку и песни к одноименному фильму (soundtrack), оказался
намного слабее. Знакомые темы и интонации здесь совершенно обделены
вниманием со стороны аранжировок — просто набор неплохих мотивчиков.
Впрочем, это был заказ, и если смотреть на сей продукт глазами зрителя,
пришедшего посмотреть этот фильм, то это лучший саунд-трэк 60-х.
Дальнейшее продвижение по пути, проложенному в дебюте, было
неоднозначным до 1973 года. Отменный альбом "Атом, Сердце, Мать", где
Pink Floyd в заглавной 20-минутной пьесе впервые попали в распростертые
объятия классики, с одной стороны (буквально и в отношении LP) показал
явный творческий рост, но с другой — отвлечение в сторону традиционного
балладного блюз-рока. Фантастико-философские тексты "планетарного
мистицизма" потихоньку стали отступать, появилась первая лирика.
Подобная же история произошла и с очередным диском "Meddle". Только
теперь первая сторона пластинки представляла лирическое отступление
перед развернувшимся на второй стороне эпосом в виде 25-минутной сюиты
"Echoes". С высоты сегодняшнего дня очевидно, что ансамбль в те годы
как бы прощупывал почву для мощного спурта. Но тогда, после столь
впечатляющего дебюта, отношение к проектам начала 70х было неровным.
Впрочем, второй саундтрэк группы "Скрытый тучами", на сей раз к фильму
"Долина", выглядел на три головы выше первого эксперимента, и в
музыкальном отношении почти не уступал предыдущим "программным"
альбомам.
Самый значительный период в дискографии Пинк Флойд 1973-1979 годов
знаменуется почти полным отказом от мистики в текстах и обращением
взоров на социальные проблемы сегодняшнего дня. Тогда как музыка стала
еще более футуристической и астральной, сложной и глубокой, с обилием
как арт-роковых, так и психоделических настроений, множеством звуковых
эффектов.
Звездным часом стал 1973 год. Альбом "Темная сторона луны" — шедевр
развитого психоделического арт-рока — до сих пор в пятерке самых
популярных альбомов в истории рок-музыки. Превосходная звукорежиссура
Алана Парсонса, множество эффектов, вызывающих отчетливое визуальное
ощущение происходящего, сложная и глубокая структура композиций при
выраженной мелодике привлекли в стан поклонников серьезного рока тысячи
новых лиц.