"Блюдце, полное чудес (Одиссея "Пинк Флойд")"часть3
Поиск новых идей в период
творческого расцвета продолжал занимать доминирующее положение в
создании произведений, чему немало была удивлена восторженная публика.
Если "Dark side" нес в себе прогрессив на достаточно жесткой
хард-роковой базе, то очередной диск 1975 года явился его полной
темповой и структурной противоположностью. Сверхмедленный, астральный,
мрачно-холодный с преобладанием классически-клавишных тем в длинных
эпических композициях. Если у слова Doom "отобрать" его металлическую
приставку, то лучшего обозначения стилистики "Wish you were here", чем
Doom-art, не придумаешь. Единственное произведение жанра подобного
рода. Уникальный шедевр.
Вышедший в начале 1977 года "Animals" представляет единое
концептуальное произведение: гротескное царство животных, подвергшееся
проекции основных человеческих недостатков, присущих всем, в том числе
сильным мира... "Человек-собака", "Человек-свинья" и "Человек-овца"
соответственно изображены в пьесах "Dogs", "Pigs", "Sheep". Отсутствие
пауз между композициями на протяжении всей программы только на руку
задуманной концепции. Сторона "А" целиком принадлежит "Собакам" —
таинственно-напряженная атмосфера нагнетается на протяжении почти 20
минут. Целый спектр музыкальных идей, тем, неожиданных решений кроется
под поверхностью одной из самых глубокомысленных пьес ансамбля. Вообще,
музыкальное действие "Животных" развивается по восходящей: от
астрального и медленного арт-рока в "Dogs" через ускорение темпа и
развитие более скоростных аранжировок в "Pigs" до взрыва-кульминации в
"Sheep", где Пинк Флойд продемонстрировали фантастическую технику из
области крутейшего металлического прогрессива. Такого обилия
"закрученных" аранжировок, удивительного звукоизвлечения (что само по
себе является искусством), сложнейших инструментальных партий и
удивительного драматического вокала, собранных в одной программе,
нелегко отыскать в истории жанра.
Рок-опера и поставленный по ней фильм "Стена" с полуторачасовым
звучанием снова оказался для слушателей сюрпризом, полным
неожиданностей. Саунд совершенно новый, необычный, равно удаленный от
всех столь разных между собой предыдущих программ, и одновременно сразу
узнаваемый "флойдовский". Концепция похожа: место человека в
современном обществе, о "стенах" между людьми, которые необходимо
разрушить. В музыкальном отношении, как и положено рок-опере —
разноплановая работа, но большее внимание уделяется лирике, собственно
концепции. Неожиданно много вокальных номеров под "чистое" фортепиано.
Среди других нововведений — привлечение детского хора. Программа стала
последней в ряду революционных флойдовских шедевров, хотя аранжировок,
собственно "игрового" арт-рока, тут меньше, чем на предыдущих альбомах.
Так или иначе, музыкальная стилистика альбома "Стена" стала как бы
"пиком" творчества группы, потому что все последующие диски выдержаны
именно в подобной манере, а к экспериментам музыкантов больше не тянуло.
Несомненным провалом, жалкой пародией на "Стену" стал очередной
долгожданный проект "The final cut" с чрезмерно политизированными
текстами, браться за которые вообще неблагодарное дело, так как нет
ничего более спорного, чем политика. Пальба из пушек, взрывы, крики —
этакий Bathory 70-х. Но музыки нет: чтение стихов под ритм-гитару с
маниакально-однообразным подвыванием группы девиц. Все "новаторство"
этого проекта заключено в приглашении бэквокальной группы, модной в
царстве поп-музыки. К сожалению, эта традиция закрепилась и в
дальнейшем.
После неудачного 1983 года сольную карьеру начинает Уотерс, даже не
подозревая, что оставшиеся музыканты осмелятся без него
"эксплуатировать" легендарное название. Это, однако, к полному
изумлению всех, произошло. В 1987 году организация под названием Pink
Floyd юридически была перерегистрирована в Pink Floyd-1987-Ltd с
участием Гилмора — третьего лидера ансамбля, Мэйсона и Райта. И хотя
Гилмор просто случайно оказался вне дебютного альбома 1967 года (а
именно он учил играть на гитаре Барретта, и группа планировалась как
квинтет), последнее слово на суде, к которому прибег Уотерс по поводу
авторских прав, осталось за Ником Мэйсоном — единственным абсолютно
неизменным участником всех проектов группы. Результат его решения Вам
хорошо известен. Мы имеем в коллекции еще два полновесных альбома,
пусть и не шедевров, но отличного качества, особенно последний. Портят
общее впечатление девицы, теперь уже постоянно привлекаемые для
бэк-вокальных партий и в студии, и на неподражаемые шоу Пинк Флойд.
Впрочем, наверное, кому как. Поклонники Supermax наверняка в восторге.
Сольная карьера Уотерса во всех отношениях уступает сохранившимся Пинк
Флойд. Основное внимание в его работах уделяется текстам, тогда как
аранжировок катастрофически мало. Два обособленных диска Ричарда Райта,
как и соло-проекты Гилмора (см. David Gilmour), отличает высокое
качество музыкального материала и внимательное отношение к аранжировкам
— отличны обе работы. Ник Мэйсон же для дисков, выпущенных под его
именем, лично написал не более 10% материала, так что это амбициозная
формальность. Дискография:
1967 — "Piper At The Gates Of Dawn" 1968 — "A Saucerful Of Secrets" 1969 — "More" 1969 — "Ummagumma" 1970 — "Atom Heart Mother" 1971 — "Meddle" 1972 — "Obscured By Clouds" 1973 — "The Dark Side Of The Moon" 1975 — "Wish You Were Here" 1977 — "Animals" 1979 — "The Wall" (2CD) 1983 — "The Final Cut" 1987 — "A Momentary Lapse Of Reason" 1994 — "The Division Bell" Дискография Richard Wright-solo: 1978 — "Wet dream" 1984 — "Zee: Identity" 1996 — "Broken China" Дискография Roger Waters-solo: 1984 — "The pros and cons of hitch hiking" 1987 — "Radio KAOS" 1992 — "Amused to death" Дискография Nick Mason-solo: 1981 — "Fictitious sports" 1985 — "Profiles" Дискография Syd Barrett-solo: 1970 — "The madcap laughs" 1970 — "Barrett" 1989 — "Opel" (recorded 1971 with Waters & Gilmour)