A SAUCERFUL OF SECRETS ПОЛНОЕ БЛЮДЦЕ СЕКРЕТОВ (WATERS/WRIGHT/MASON/GILMOUR)
К концу работы над альбомом, когда Сид исчез со сцены, группа была вознаграждена за постоянные компромиссы в виде коротких поп-песенок и наконец получила возможность создать нечто более монументальное для будущих концертов. Результатом явился 20-минутный инструментал, разделенный на четыре части, которые оставались безымянными до появления первой концертной версии в альбоме "Ummagumma" в 1969 г. Без четкого представления того, где композиторы задумали разделение инструментала на отдельные части, следующее описание может служить лишь приблизительным гидом. Первая часть, под названием "Что-то еще" ("Something Else"), смонтированная на основе микрофонной записи тарелок с близкого расстояния, представляет, по замыслу Давида Гилмора, подготовку к войне. "Синкопированный гвалт" ("Syncopated Pandemonium") является разрезанной и вновь склеенной записью барабанов Мэйсона, на которую наложена запись грубого обращения Гилмора со своей гитарой при помощи микрофонной стойки, -- это, очевидно, изображает само сражение. На восьмой минуте композиции следует плавный переход к "Штормовому сигналу" ("Storm Signal"), представляющему органные шумы, видимо -- последствия битвы. Наконец, "Небесные голоса" ("Celestial Voices") являются реквиемом -- всепоглощающий орган и мечтательный вокал, --любой честно признается, звучат прекрасно. Структура композиции определялась Мэйсоном и Уотерсом -- в бытность свою студентами архитектуры, которые графически представили ее в виде пиков и спадов, таким образом обозначив динамику. Это сочинение проложило путь другим, возможно, структурно более четким композициям, которые через "Atom Heart Mother" и "Echoes" развились в "The Dark Side Of The Moon". До тех пор пока ошибка не была исправлена на компакт-диске, имя Давида Гилмора, автора композиций, на пластинке писалось, как "Gilmore" вместо "Gilmour". Сюита "Saucerful...", сыгранная под названием "The Massed Gadgets of Hercules" ("Массированные приспособления Геркулеса") для записи на Би-Би-Си в июне 1968 г., затем записанная для альбома "Ummagumma" и исполняемая позже в видеофильме "Stamping Ground", входила в стандартную концертную программу до сентября 1972 г., когда, снятая на видеофильме "Live At Pompeii", больше исполняться не стала.
SEE SAW КАЧЕЛИ (WRIGHT)
Еще одна песня Райта, в которой вроде бы играет Сид Барретт. Ее рабочее название "Самая скучная песня, которую я когда-либо слышал, за исключением двух других" вызывает законный вопрос: а какие же были две другие?
JUGBAND BLUES ДЖАГ-БЭНД БЛЮЗ (BARRETT)
Единственная композиция Барретта и его единственный вокал, вошедшие во второй альбом. По первоначальному замыслу Питера Дженнера и Эндрю Кинга эта песня должна была стать следующей пластинкой-синглом, после "See Emily Play" (второй по счету). Песня не является блюзом и не исполняется джаг-бэндом (предшественниками групп "скифл", игравшими на кастрюлях, консервных банках и другой подсобной утвари), хотя Барретт и привел членов Армии спасения в студию "Де Лэйн Ли", чтобы те внесли свой вклад в хаотичную середину композиции. Возможно, лучше и не думать о том, что сыграли проповедники, когда им сказали: "Играйте что хотите", но результатом стал холодящий душу аккомпанемент под шизофренические тексты Барретта, придающий альбому довольно мрачный финал, особенно в виде депрессивных голосов после фальшивого проигрыша. Для версии композиции, записываемой в последний день декабря 1967 г. в студии Би-Би-Си, группа осталась без "технической поддержки" Уильяма Бута, и ей пришлось самой создавать диссонанс в середине песни. Это является единственной композицией, где улавливаются значительные различия в моно- и стереоверсиях, на последней -- больше гитарных проигрышей и отличающиеся от моно вокалы. В вышедшем в Канаде альбоме "A Nice Pair" используется специальная стереоаранжировка, нигде более не звучащая.
* more больше *
EMI CDP 7 46386 2; первоначально Columbia SCX 6346; выпущен 27 июля 1969 года Британский хит-парад: No 9; хит-парад США: No 153
Можно рассматривать мерой репутации группы тот факт, что в самом начале карьеры "Пинк Флойд" получил предложение сочинить музыку к фильму, и то, что музыканты смогли продюсировать звуковую дорожку сами, в то время как звукозаписывающие компании обычно назначали своих продюсеров, относившихся к музыкантам, как к подчиненным. Никто не знает, какие выводы сделали чудаки "андерграунда" из такого поворота событий, -- возможно, они и не заметили, как Гилмор заменил Барретта в альбоме "Piper...", но для музыкантов группы эти изменения были одними из важнейших в их карьере. Обложка альбома "More" (дизайн -- "Хипнозис") представляла собой простой кадр из фильма. Надпись на обложке гласит: "Музыка иэ фильма MORE, написанная и исполненная группой "The Pink Floyd", -- использование определенного артикля "the" перед названием группы намекает на ее определенную известность, которая будет сопровождать музыкантов на протяжении следующей четверти века. "Пинк Флойд" потребовалось всего лишь восемь дней, чтобы связать сюжет, развивающийся вокруг темы хиппи-наркоманов в Ибице, с музыкальным сопровождением; некоторые песни, правда, уже исполнялись ими ранее на концертах. Фильм нельзя назвать большим успехом, и он лишь короткое время продавался на видеокассетах, за исключением Франции, где его до сих пор можно приобрести в системе SECAM, которая несовместима с видеосистемами большинства других стран. Не посмотрев фильм (режиссер Барбет Шродер), трудно сказать, как подходит к нему музыка, хотя названия некоторых композиций говорят о настроении, которое они должны были создать. Как это часто бывает, музыка в фильме сильно отличается от записанной на пластинке, а песня "Seabirds" ("Морские птицы"), которая слышится как фон во время вечеринки, вообще не попала на пластинку. Тем не менее эта композиция вошла в песенник "Пинк Флойд" ("The Pink Royd Songbook" -- Lupus Music/Music Sates, 1976), а ее версия записана на сборнике звуковых дорожек к фильмам ("Moving Soundtracks Vol 1" -- Discues Du Crepuscule TW1122-2).
CIRRUS MINOR ПЕРИСТЫЕ ОБЛАКА (WATERS)
Названная по типу облаков, эта мелодичная композиция представляет собой заимствованную в аудиотеке запись певчей птицы, на которую наложены проигрыши на электрорганах "Хэммонд" и "Фарфиса" Рика Райта, а также спокойный вокал Давида Гилмора. О том, как записывалась песня, рассказывается в документальной передаче "Laying Down Tracks" 3-го канала Би-Би-Си.
THE NILE SONG ПЕСНЯ НИЛА (WATERS)
Здесь "Пинк Флойд" играет "металлический" рок, а кричащий голос Гилмора резко контрастирует с его вокалом в предыдущей песне. "Металлическая мощь" композиции сделала возможным выпуск сингла в Европе (но не в Великобритании), Японии и Новой Зеландии.
CRYING SONG ПЕСНЯ-ПЛАЧ (WATERS)
Альбом быстро уходит и снова возвращается к убаюкивающим интонациям, с оттенком спокойного джаза, благодаря красивому музыкальному рисунку бас-гитары Уотерса.Строчка "Помоги мне откатить камень" -- впервые используемый Уотерсом имидж, который вновь всплывет в альбомах "Animals" и "The Wall".
UP THE KHYBER ВВЕРХ ПО ХАЙБЕРУ
( Можно также перевести "иди в ...", так как "up the Khyber Pass" на лондонском жаргоне "кокни" также означает рифмующееся "up your ass".)
(MASON/WRIGHT)
Единственная композиция в истории группы, написанная в соавторстве Мэйсона и Райта, вылилась в этот двухминутный инструментал с гипнотическим ритмом барабанов Мэйсона, удачно дополняемым авангардными отрывистыми аккордами на пианино и резаным мелодичным рисунком игры Райта на органе. Название песни, стоящее сальных шуток из кинофильмов серии "Продолжай, доктор", ассоциируется у хиппи с перевалом Хайбер, соединяющим Пакистан и Афганистан и долгое время служившим источником мистического вдохновения, а также военной напряженности. Переходом пользовались многие завоеватели Индии в прошлом, включая персов, греков, татар, Александра Македонского и англичан, которые превратили переход в ключевой пограничный пост.
GREEN IS THE COLOUR ЛУЧШИЙ ЦВЕТ - ЗЕЛЕНЫЙ (WATERS)
Переплетение звуков дудочки, пианино и шепчущего вокала Гилмора придают этой песне, с туманными словами, фольклорный оттенок. Песня была использована под выразительным названием "The Beginning" ("Начало") как первая часть сюиты "The Journey" ("Путешествие") и плавно переходила в композицию "Careful With That Axe, Eugene". В такой комбинации обе композиции были исполнены во время последней записи "Пинк Флойд" в студии "Би-Би-Си Радио 1" в мае 1969 г., незадолго до выпуска звуковой дорожки фильма. Кроме этого, они исполнялись в 1970 г. для концертной передачи "In Concert" и оставались в концертной программе вплоть до середины 71-го г., после чего их сменила композиция "Echoes".
CYMBALINE СИМБАЛАЙН (WATERS)
Когда слышишь лирику вроде "будет ли рифмоваться последний куплет..." (а он не рифмуется!) или "ваш управляющий и агент сидят на телефоне и продают цветные снимки журналам", начинаешь понимать Уотерса, находящегося под давлением музыкальной индустрии, во власти которой он оказался со своим ремеслом. Эта тема будет много раз повторяться на протяжении его карьеры, а указанная выше композиция также известна под другим именем -- "Nightmare" ("Ночной кошмар") -- так она называлась, когда исполнялась как часть сюиты "The Man" ("Человек"). Скорее всего, что первое название взято из пьесы Шекспира "Cymbeline". хотя почему именно, непонятно. Райт исполняет еще одно соло на органе в стиле "восточные сладости". В альбоме Гилмор поет несколько иную версию текста, который был написан Уотерсом первоначально для фильма. Эта композиция также исполнялась в студии Би-Би-Си в мае 1969 г. и стала для поклонников "Пинк Флойд" одной из любимых на концертах, где музыканты играли ее в удлиненном варианте, вплоть до исключения из концертной программы в конце 1971 г.
PARTY SEQUENCE ЭПИЗОД НА ВЕЧЕРИНКЕ (WATERS/WRIGHT/GILMOUR/MASON)
Инструментал продолжительностью в одну минуту состоит из звучания восточного тростникового духового инструмента, наложенного на энергичные ударные Мэйсона. Композиция претендует название "самой короткой" в студийном арсенале "Пинк Флойд".
MAIN THEME ГЛАВНАЯ ТЕМА (WATERS/WRIGHT/GILMOUR/MASON)
Открывающий композицию шум тарелок может быть творческим продуктом не только Мэйсона, но и Уотерса, так как в те времена это было одним из любимых времяпрепровождении последнего на сцене. Вскоре шум перерастает в повторяющуюся музыкальную фразу на бас-гитаре, дополняемую нежным переплетением органа Райта, ударников Мэйсона, гитары и синтезатора. Включенный на непродолжительное время в концертную программу в 1970 г., этот номер был растянут на одном памятном выступлении до 14 минут. На компактдиске имя Мэйсона исключено из списка авторов композиции.
IBIZA BAR БАР В ИБИЗЕ (WATERS/WRIGHT/GILMOUR/MASON)
Та же мелодия, что и в "Песне Нила", но исполняемая в чуть (но лишь в чуть) более легком настроении.
MORE BLUES БОЛЬШЕ БЛЮЗОВ (WATERS/WRIGHT/GILMOUR/MASON)
А это на самом деле блюз, причем намекающий на центральную роль в его написании Гилмора, несмотря на коллективное авторство музыкантов.
QUICKSILVER РТУТЬ (WATERS/WRIGHT/GILMOUR/MASON)
Если бы музыка могла "мерцать", то так бы можно было описать ее состояние в этом инструментале, который лег в основу композиции "Sleeping", части сюиты "The Man". Некоторые электронные звуки напоминают эффекты "On The Run" пластинки "Dark Side...".
A SPANISH PIECE ИСПАНСКАЯ МЕЛОДИЯ (GILMOUR)
В фильме она доносится из радиоприемника, играющего в баре, а псевдоиспанские фразы произносятся Дэвидом Гилмором.
Еще один короткий инструментал, авторство которого на компакт-диске ошибочно приписывается только Уотерсу и Райту. Гитара Гилмора звучит с нарастающей интенсивностью, и мы слышим альбомный дебют его неподражаемого стиля игры.
* the massed gadgets of auximines массированные приспособления окзимена *
(Исполнялось только на концертах)
Здесь необходимо остановиться на концертах "Пинк Флойд" в 1969 г. Под общим названием "The Massed Gadgets Of Auximines" группа исполняла две сюиты: "The Man" ("Человек") и "The Journey" ("Путешествие"), каждая занимавшая по времени целую сторону диска и состоявшая из нескольких фрагментов, некоторые из которых были более известны под другими названиями, а некоторые были новыми композициями, никогда не записывавшимися. Несмотря на то что идея выпуска нового альбома с этими сюитами была отвергнута по причине заимствования большого количества материала с предыдущих пластинок, сюиты можно с уверенностью считать предвестниками композиций и альбомов "Atom Heart Mother", Echoes" и "The Dark Side Of The Moon". Если есть желание узнать авторов некоторых композиций - загляните в соответствующие альбомы. Сюита
"The Man"
состоит из:
DAYBREAK РАССВЕТ
Исполнение группой композиции "Grant-Chester Meadows".
WORK РАБОТА
Судя по пиратской радиотрансляции записи концерта из Голландии, во время исполнения композиции музыканты занимались на сцене плотничеством. Мелодия с оттенком джаза, соло на тромбоне, скорее всего исполненное Риком Райтом, и гитарное соло Гилмора в стиле "тяжелый металл". Студийная версия "Biding My Time" ("Ожидая подходящего момента") вышла единственный раз в сборнике "Relics".
AFTERNOON ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ
У музыкантов перерыв, технический персонал разносит на сцене чай. Роджер Уотерс позже повторит этот номер в концертном турне "Radio KAOS".
DOING IT! ДЕЛАЯ ЭТО!
Короткое соло на ударных.
SLEEPING СОН
В основном клавишный инструментал, схожий с "Quicksilver". В начале композиции музыканты "спят" на сцене под запись дыхания.
NIGHTMARE НОЧНОЙ КОШМАР
Композиция "Cymbaline".
DAYBREAK РАССВЕТ
Инструментальная реприза. Сюита
"The Journey"
состоит из:
THE BEGINNING НАЧАЛО
Композиция "Green Is The Colour", переходящая в ...
BESET BY CREATURES OF THE DEEP ОСАЖДЕННЫЙ ТВАРЯМИ ГЛУБИН
Композиция "Careful With That Axe, Eugene".
THE NARROW WAY УЗКАЯ ДОРОЖКА
Групповое исполнение того, что затем станет сольной композицией Давида Гилмора в альбоме "Ummagumma".
THE PINK JUNGLE РОЗОВЫЕ ДЖУНГЛИ
Композиция "PowR. Toe H.".
THE LABYRINTHS OF AUXIMINES ЛАБИРИНТЫ ОКЗИМЕНА
Инструмектал, построенный на центральной части композиции "Interstellar Overdrive".
BEHOLD THE TEMPLE OF LIGHT ПОСМОТРИТЕ НА ХРАМ СВЕТА
Еще один инструментал.
THE END OF THE BEGINNING НАЧАЛО КОНЦА
Часть под названием "Celestial Voices" композиции "A Saucerful Of Secrets".