ИНТЕРВЬЮ С БОРИСОМ ГРЕБЕНЩИКОВЫМ
- Ф.И.О., профессия, образование?
* Б.Г. (Стрелец, Змея); генералист; живой
человек (пока); ЛГУ, факультет ПМ - ПУ
(формально).
- Тянет ли к прикладной математике?
* Никогда не знал, что это такое. Поэтому не
тянет.
- Какие у тебя любимые поэты, прозаики,
писатели, философы?
* Михаил Булгаков (но только "Мастер и
Маргарита"), Владимир Шинкарев ("Максим и
Федор"), Поль Элюар, Боб Диллан, "ELO",
Лао-Цзы, Чжуан-Цзы, Брюс Ли.
- Какой у тебя любимый скульптор?
* Мы сами и то, что у нас иногда получается.
- Какой у тебя любимый художник?
* Магритт.
- Страна, к которой ты относишься с
наибольшей симпатией?
* То место, где я нахожусь.
- Твой любимый фильм, кинокомедия, режиссер?
* "Yellow Submarine", "Приключения Шерлока
Холмса и доктора Ватсона".
- Когда ты в первый раз взял в руки гитару?
* Первую связную песню "The Beatles" сыграл в
1968 году.
- Каково твое музыкальное образование?
* Приблизительно тридцать лет слушанья музыки
и двадцать лет ее играния. Как правило, от
формального образования творческие органы людей
костенеют. Никогда не хотел этого.
- Кто оказал влияние на твой музыкальный
вкус?
* "The Beatles", А. Вертинский, "ELO",
Б. Окуджава, Д. Боуи, Б. Диллан, М. Олдфилд,
"Humen Life" и любая интересная музыка, которую
я слышу.
- Каких музыкантов ты отмечаешь?
* В.Цой ("Кино"), В.Чекасин, Валя Пономарева.
- Твой хит-парад советских групп с участием
"Аквариума"?
* 1. "Кино".
2. Майк и "Зоопарк".
3. "Странные игры".
4. "Центр".
Музыку "Аквариума" оценивать не собираюсь.
- Твое первое публичное выступление?
* Ночной фестиваль в Юкках (местечко под
Ленинградом) летом 1973 года. Я выступал в
качестве романтического акустического мальчика
с песнями Кэта Стивенса на одной сцене с
"Санкт-Петербургом", старыми "Землянами",
"Манией" и т.д., чем тогда очень гордился.
- Что было до 01.1981, то есть до "Синего
Альбома"?
* Из записей:
"Искушение Святого Аквариума" - Борис и
Джордж, 1973 год - крайне забавный бред.
"Притчи Графа Диффузора" - "Аквариум"
(акустический), 1974 год - милая романтика.
"Менуэт Земледельцу", 1974 год - 4 вещи,
электроабсурд.
"С Той Стороны Зеркального Стекла"(соло),
1976 год - первая запись в приблизительно
нормальной студии.
"Все Братья - Сестры" - Борис и Майк, 1978
год - микрофон в чистом поле и вперед!
- Что такое "Арокс" и "Штер"?
* Рабочие слова из вещи "Поэзия" на альбоме
"Треугольник". Название на бутлеге с первым
вариантом электрической программы 1982-83
годов. Звук там крайне плоский из-за халтурной
работы аппаратчиков, но есть одна забавная
вещь - "Холодное Вино".
- Подробнее о концертах "Арокс" и "Штер",
"Рыбный Завтрак".
* "Арокс" - смотри выше. "Рыбный Завтрак" -
чисто Московская инициатива, о которой я узнал
пост-фактум и который крайне низкого качества.
Но некоторые смешные вещи там есть -
"Пригородный Блюз" Майка, "Ребята Ловят Свой
Кайф", сильный вариант "Дилетанта".
- Какие тебе нужны зрители на концертах?
Каково ваше взаимодействие?
* Слушающие и реагирующие. Энергия, которой
мы обмениваемся с залом и которую генерируем
друг в друге, - это 90% любого концерта. Это
тоже самое, что некоторые особенные моменты в
отношении мужчины и женщины. Каждый, кто
испытал эту радость, поймет, что я имею в виду.
- Когда были начаты опыты с рыбами в океане?
* Смотря, что иметь в виду. Если опыты в
созерцательном, спокойном отношении к миру, то
давно. Если же рассматривать как пример КОАППА,
то тоже давно. Вообще - это символ подруба и
недоруба.
- Твое отношение к "Машине Времени"?
* Люблю слушать, как Андрей поет, потому что
хорошо отношусь к нему и что есть в его голосе.
О том, что с ним происходит - сожалею.
- Твое отношение к В.С. Высоцкому?
* Уважаю его дар, но меня тяготит
безысходность, встроенная в сам лад русской
песни: "... И ни церковь, ни кабак - ничего не
свято! Нет, ребята, все не так ..." - сильно
сказано, но меня не устраивает такой подход к
жизни. "Так" никогда не будет, пока в это не
подрубишься. Он, как магнитом, собрал в себе
все, что есть тяжелого, и, естественно, не вынес
такого груза.
- Твое отношение к Д. Леннону?
* Люблю.
- Твое отношение к диско?
* Какая разница - диско, рок'н'ролл, рэггей,
джу-джу, джаз, панк? Форма не бывает хорошей
или плохой. Важно содержание. Мне и "Humen
Lige" тоже нравится, а "Santa Esmeralda" - нет.
Дело не в ритмической структуре.
- Твое отношение к джазу?
* Такое же, как ко всему остальному. Почему
разговор все время идет о ярлыках?
- Твои джазовые опыты?
* Они не имеют отношения к джазу. Скорее уж
это авангард, хотя это такой же ярлык. Просто
другая форма. Мне интересно и порой очень
нравится. "Аквариум" - временное вместилище для
этого.
- Кто сказал: "В этом мире случайностей
нет!" - ты, Макаревич? Кто еще?
* Эта фраза и последний аккорд пес
указывают на то, кому посвящена эта песня. Так
что первый - не я. Но эта фраза верна, и ее
говорят уже несколько веков.
- Что такое сквозная гитара?
* Слай-гитара, пропущенная задом наперед.
"Сквозная" оттого, что звук сквозит.
- Как рождается музыка?
* Она не рождается, она есть и ее только надо
услышать.
- Какая рыба в океане плавает быстрее всех?
* Не скажу!
- Что появляется раньше - стихи или музыка?
* Когда как. Обычно - фраза или одно-два
слова, которые отчего-то правильны. Они быстро
находят свою музыку (обычно) и ждут всего
остального. Иногда приходится ждать долго. А
вообще - главное - не мешать.
- Расскажите о работе в студии.
* Люблю создавать несуществующую музыку. Вам
никогда не приходила в голову мысль, что
"Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band"-
музыка, не имеющая физического существования
(как, например, "не" имеет). Песни из
"Сержанта..." нельзя воспроизвести на сцене без
существенных потерь. Таким делом я люблю
заниматься.
- Почему в "Сыновьях Молчаливых Дней" так
много от "Pink Floyd"?
* Потому что Ляпин любит хорошие роковые
ходы, как Гилмор. Был роскошный вариант, где
соло играет виолончель с фаготом (как два
танка), но он, к сожалению, не записан. Там бы
вы не усмотрели сходство с "Pink Floyd".
- Ты и Восток. Когда? Почему? Зачем?
* Сначала Харрисон. Интересно, что это такое.
Потом - любимый мною человек Дао Дэ-Цзин. Но я
продолжал врубаться в Индию, потом постепенно
подрубился в дзен, и потом опять прямо вышел к
Дао Дэ-Цзин. Жизненно необходимая для меня и
крайне необходимая для меня вещь. Мое
взаимодействие и понимание окружающей среды
вполне выражается в этих терминах. Зачем?
Потому что верно, то есть не единственно
верное, но меньше шелухи. Фрипп хорошо сказал:
"Рок-музыкант имеет дело с энергиями огромной
мощности и интенсивности. Рано или поздно его
начинает интересовать, откуда она берется".
- Если снова начать?
* Смотри песню "25 к 10".
- Считаешь ли ты себя умным?
* Нет. Но многие другие бывают даже часто
глупее меня.
- Твои отличительные черты?
* Желание соответствовать Дао. Смотри Дао
Дэ-Цзин.
- Твое отношение к материальным ценностям?
* Некоторых мне не хватает, но не настолько,
чтобы обращать на это внимание. Вообще-то, они
доставляют удовольствие. Но могут стать шорами
на глазах, как впрочем и все остальное. За
неимением их отношусь к ним положительно.
- Твое хобби?
* Хобби возникает при наличии основной
работы. У меня такой нет. Я генералист и ко
всем видам человеческой деятельности отношусь
ровно, с удовольствием.
- Твое отношение к бессловесным тварям?
* Уважаю их и стараюсь у них учиться.
- Твое отношение к Петербургу?
* Я воспитанник этого города. Другого не
мыслю - город света и мрака. Мечтаю о том,
чтобы отделить его светлую компоненту от темной
и там жить.
- Самая замечательная историческая личность?
* Человек, изобретший швейную машину.
- Историческая личность, внушающая тебе
отвращение?
* Хосе Лопес де Агуэйра.
- Видел ли ты летающую тарелку?
* Видел огромное количество радующих душу
вещей, и это - в том числе.
- Могут ли саморазборки, навеянные этими
вопросами, послужить темой для творчества?
* Разобрать можно часы. Попробуйте разобрать
яблоко. Я не собираюсь.
- Что бы ты подарил любимому человеку, если
бы был всемогущ?
* Радость (через подруб).
- Чему ты в последний раз радовался?
* Любви и миру, в котором живу.
- Что бы ты сделал в первую очередь, если бы
стал обладателем миллиона рублей?
* Стал бы обладателем массы технических
устройств, приносящих радость - синтезатор,
звукозапись, видео и т.д. Избавился бы от траты
большого количества времени и употребил бы его
лучше. Облегчил бы жизнь своим друзьям.
- Хочешь ли ты быть великим и почему?
* Величие - не должность, а ощущение
сопричастности движению мира. Хотеть этого -
самонадеянность. Это есть или нет. И вообще,
смотри "Песни Вычерпывающих Людей".
- Твоя мечта?
* Общий подруб. Приносить радость.
- Каково твое истинное лицо - в жизни или на
сцене?
* И там, и там, и вообще в массе мест. Всю
свою жизнь я избавляюсь от ложных лиц и ложных
имен. Так что этот вопрос бессмысленный.
- Планы?
* Нет времени заниматься этой бедой. Слишком
занят более важными делами.
- Каким человеком ты себя считаешь?
* Пока еще живым.
- За что ты любишь жизнь?
* За то.
- Чего ты хочешь добиться в жизни?
* Принести собой максимальную радость.
- Каково твое отношение к стимуляторам?
* Могут помогать. Но чаще мешают из-за
неумеренности людей. Так же, как и материальные
ценности. Пользоваться можно, а распускать
себя, чтобы они пользовались тобой - глупо.
- Любимый цвет, цветок, запах, звук?
* Все.
- Твое отношение к молодежи?
* Если молодость - это относительная
незагруженность штампами мышления, то крайне
положительно. Если это энергия - то тоже. И то,
и другое не очень-то имеет отношение к
физическому возрасту. Есть старики в 15 лет, и
есть юноши в 80 лет.
- Что такое взрослое создание, человек?
* Несущий ответственность за свои действия,
что бы он ни делал. Как правило - то, что
называется взрослостью вокруг нас, это
закостенелая глупость, нежелание воспринимать
вещи, которые не были с трудом вбиты им в
голову.
- Счастлив ли ты?
* Да. Во всяком случае, до теперешнего
момента. Что будет потом - не знаю, ибо не
обладаю даром предвидения. Но первые 29 лет и
10 месяцев - безусловно ДА!
- Твое отношение к советским панкам?
* Битники, хиппи, панки... их дело. Главное -
не ломать друг другу кайф ни при каких
обстоятельствах (понимая серьезно это). Не
навязывать свою волю другим.
- Твое отношение к любви. Да и есть ли она?
* Простите, а что есть еще? Ради этого,
вернее, посредством этого живу всю жизнь. Это
единственно действующий метод.
- Твое отношение к дружбе? Что такое друг?
* Понятие, сильно подверженное извращению.
Что это? Есть люди, которых я люблю и которые
любят меня. Пресловутая "мужская дружба" - это,
судя по всему - похлопывание по плечам,
распитие вместе водки, скупая мужская слеза в
сочетании с острым комплексом неполноценности
по отношению к женщинам. Отсюда - недоверие к
ним, доходящее до боязни. Внеполовая
разновидность гомосексуализма, прикрывающаяся
высокими словами. Ведет к преступлениям против
себя и человечества. Люди живут, чтобы
радоваться друг другу и всему остальному. Любое
деление на "друзей" и "недрузей" усугубляет
раскол.
- Что бы ты сделал, если бы был директором?
* Записывал бы свою и чужую музыку, выпускал
бы ее для людей. Сделал бы творчество более
доступным и для творцов и для публики.
Насильственные рамки приводят к болезненным
результатам: выхолащиванию так называемой
"официальной культуры" и ущербности
"неофициальной".
- Каким ты себя видишь в 40...50 лет?
* Не вижу. Вероятно из-за плохого зрения.
- Возникает ли когда-нибудь желание жить как
все?
* Слишком уж нелепо живут. Не лучше ли
наоборот?
- Что ты можешь сказать о нашей беседе?
* Тупой допрос с идиотскими вопросами.
Категория: О наших | Добавил: Older (15.05.2007)
| Автор: Журнал Ленрок-клуба "РОКСИ"
Просмотров: 864
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]