Композитор
Эдуард Ханок, по собственному утверждению, совсем недавно принадлежал к
касте Пугачевой. Поссорила же его с российской мегазвездой
небезызвестная <теория волны>. Однако Ханок уверен, что со
временем Алла Борисовна будет гордиться тем обстоятельством, что теорию
волны придумал не кто-то там, а выходец из ее тусовки. <Она простит
все мои вольности>, - убежден композитор.
<Теория
волны> уже издана в Киеве отдельной книгой <Пугачевщина>,
публикуется в американских и израильских газетах. В конце этого года
г-н Ханок будет делать доклад по данному вопросу на Международной
музыкальной конференции. А через пять лет, возможно, будет готова и
диссертация - первая в истории российского шоу-бизнеса. ШОУ-БИЗНЕС СВЕТЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ И ТЕОРИЯ ВОЛНЫ
- Эдуард Семенович, вы еще в прошлом году грозились вновь выйти на большую российскую эстраду. Получилось?
-
Фактически я уже вышел на Россию, потому что почти каждый день по
российскому телевидению показывают клип на мою песню <Тик-так
ходики> в исполнении группы <Балаган Лимитед>.
- Согласно теории волны, ваше появление в России с какой-либо волной соотносится?
-
Возможно. Но дело в том, что теория волны больше касается исполнителей
и авторов-исполнителей. То есть тех людей, которые находятся на первом
этаже работы с публикой. Непоющий композитор всегда стоит в тени и,
соответственно, теория волны к нему в этом варианте не применима. Ведь
если я даже и выхожу попеть с аккордеончиком, я не становлюсь от этого
певцом. Я просто проверяю на публике свои песни.
- И как прошла проверка <Самурая>? Ведь в прошлом году вы прочили этой песне большое будущее.
-
Я не отказываюсь от своих слов. Но не следует спешить. Ведь, например,
та же <Малиновка> шла к своей цели года три. И даже песня
<Потолок ледяной> поначалу тоже не имела никакого успеха. И
только когда Эдуард Хиль сделал с оркестром шик
арную версию, песня мгновенно вспыхнула.
Вообще, я сейчас
делаю ставку на три свои песни: <Тик-так ходики>, <Мой
золотой> на стихи Ларисы Рубальской (записала восходящая звезда Катя
Лель) и <Самурай>, которого исполняет Володя Асимов из группы
<На-На>. В <Самурае&
gt; сильный подтекст. Там по сюжету вместе пьют русский и японец, и у
японца не укладывается в голове, что страна может быть такой большой!
Сегодня, когда страна развалена, этот подтекст вызывает очень сильную
ностальгию. Возможно, поэтому песня особенно нравится военным, ибо
возвращает их во времена СССР, когда они служили на Дальнем Востоке.
ГПТУ, ОБЕДЕННЫЕ ПЕРЕРЫВЫ И ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ
- Еще недавно вы говорили, что покончили с композиторством и ваше призвание - лишь теория волны. И вдруг снова сочиняете песни!
-
В действительности я не собирался уходить из композиторов. Но меня
<затравила> определенная часть публики, говорившая: <Не надо
заниматься этой фигней! Пишите лучше песни!> Ведь если вы
занимаетесь каким-то необычным делом, к которому п
ублика еще не готова, доказать свою правоту очень трудно. Вы начинаете
нервничать. И я сказал:>Пошли вы все со своими советами! Не надо мне
никаких песен!> В результате получилось именно то, о чем я
подсознательно мечтал: закончив работу над книгой
, я занялся песнями.
Второй момент. Публика обвиняла меня в
том, что я - творческий импотент, поэтому и занимаюсь всякой ерундой.
Не буду спорить. Тем более, что многие поднялись именно на волне
непризнания. И я, написав в 83-м году <Лягу-прылягу> и переехав
из Бре
ста в Минск, действительно надломился. Но тогда же мое любопытство
начало потихоньку трансформироваться в новую для меня профессию - за
последующие восемь лет я и сформировал так называемую ТЕОРИЮ ВОЛНЫ.
Если
бы не возникла эта новая для меня профессия, я, может быть, просто
спился бы. А так наоборот: бросив пить и курить, я ушел с головой в
работу и все эти восемь лет продержался очень шикарно - я зарабатывал
потрясающие деньги именно на теории волн
ы! Потому что вместо того, чтобы выступать с концертами, я устраивал
свои творческие встречи где угодно - в ГПТУ, техникумах, в обеденные
перерывы в магазинах. И рассказывал о нашей эстраде - от Эдиты Пьехи до
Аллы Борисовны. А затем, чтобы загладить рез
кое впечатление, напевал вместе с залом все свои популярные песни. У
меня была высочайшая оплата!
- Каким же образом вы зарабатывали <потрясающие деньги>?
-
Очень просто! Тогда платили не за популярность, а за образование.
Поэтому за свои гэпэтэушные или магазинные встречи я получал в три раза
больше, чем, например, Пугачева за концерт! Ее разовая ставка была -
девятнадцать рублей. За сольный же концер
т Алла Борисовна получала две ставки, плюс пятьдесят процентов за
<мастерство>, то есть в результате выходило сорок семь рублей
пятьдесят копеек. Об этом она сама рассказывала в <Комсомольской
правде> в 85-м году.
- Так получали все звезды?
-
Нет, почему же? Скажем, Кобзон, Хиль или Магомаев, имеющие высшее
музыкальное образование, сдавали не эстрадные программы, а романсы,
песни народные и советских композиторов. Ставка у этих певцов была -
двадцать семь рублей. Сольный концерт стоил у
же девяносто рублей. Меньше всего платили ВИА.
СБЕРКАССЫ И ПЕСЕНКИ НА ЗАКАЗ
- А чем вы занимались дальше?
-
Когда страна развалилась, и в магазинах и ПТУ концерты уже не
проводились, я нашел новый способ зарабатывать - сберкассы. Дело в том,
что существовало такое правило: один раз в месяц все филиалы сберкасс
закрывались и в главной сберкассе района про
исходила техническая учеба. Явка была строго обязательна. А в качестве
разрядки приглашали юристов, артистов, сексопатологов и т.д. Когда я со
своими выступлениями дошел до сберкасс Иркутска - а до Магадана было
еще далеко, - почувствовал, что устал. И в
месте с Николаем Третьяковым начал заниматься организацией концертов.
Например, именно мы первыми пригласили в Минск Шафутинского. А вот
концерт Пугачевой с Киркоровым мы так и не смогли провести. Но в этом
нашей вины нет, поскольку одна фирма, пообещав нам тридцать тысяч
долларов для организации этого концерта, дала лишь три тысячи - с
такими деньгами приглашать Аллу Борисовну с Филиппом было рискованно. К
тому же, я понял, что это занятие не для меня. И начал писать песни по
заказу. Это было тоже очен
ь прибыльное дело. Например, на слова Владимира Некляева я написал
песню для торгового дома <На Немиге>.
- Но официально вы нигде так и не работали?
-
Почему же? Некоторое время я был советником по культуре фирмы
<Батывля>. И признателен ее главе Василию Невмержицкому за
возможность жить по-человечески. Кроме того, благодаря ему я смог на
<Славянском базаре-96> сделать совместно с поэ
тессой Ларисой Рубальской презентацию ее альбома <Прекрасная
дама>. А также провел на высоком морально-материальном уровне свой
авторский концерт, совпавший по времени с присвоением мне звания
народного артиста Республики Беларусь.
ЗОЛОТОЙ ФОНД
-
Эдуард Семенович, но если не принимать во внимание эти песни на заказ,
настоящих песен, которые и сделали вас знаменитым, на самом-то деле
было, что называется, раз-два и обчелся...
-
Возможно. Я могу назвать все свои основные песни: <Потолок ледяной,
дверь скрипучая>, <Разговоры-разговоры, слово к слову тянется>
(Мария Пахоменко), <Бiля млына - калына> (пели <Самоцветы>
и орали все дискотеки), <А я го
ворю <весна>, говорю> (исполняли Миронов, Кобзон и Богатиков),
<То ли еще будет>, <Журавлик> (Алла Пугачева), <Ты моя
надежда> (<Песняры>), <Малиновка>, <Я у бабушки
живу>, <Завiруха> (<Верасы>), &
lt;А я лягу-прылягу> (<Сябры>), <Здравствуй, чужая
милая> (Александр Солодуха). А написать композитору из Беларуси
двенадцать песен, которые знала бы вся страна - дело нешуточное.
- Но, Эдуард Семенович, авторство <Чужой милой> принадлежит же не вам, а Аркадию Северному. Разве не так?
-
История этой песни на самом деле начинается еще в 50-х годах. Ее
исполнял Николай Щукин. Этот вариант песни написал украинский
композитор Горчинский. Почти тридцать лет назад я сделал свою версию
этой песни. И предложил ее Валерию Ободзинскому, но что-то у него не
получилось. В 92-м году я совершенно случайно показал ее Саше Солодухе,
и песня сработала.
Однажды
на какой-то тусовке один человек предложил: <Хочешь я сделаю тебе
неприятное? Познакомься: это автор песни <Здравствуй, чужая
милая>. И Горчинский устроил мне в буквальном смысле разнос! Но дело
в том, что он так и не понял одной вещ
и: композитор имеет право сочинить музыку на любой текст. Я, например,
могу написать новый гимн Советского Союза, <Подмосковные вечера>
или <Пусть всегда будет солнце>. Другой вопрос:
нужно ли это? Я ведь б
уду выглядеть просто смешно! А поскольку старая версия песни
<Здравствуй, чужая милая> сумасшедшей популярности не имела, я,
ничем не рискуя, сочинил новый вариант. Так что Аркадий Северный, при
все моем огромном к нему уважении, никакого отношения к этой песне не
имел.
СВЕТЛАНА ХАНОК
- Вы своей дочери Светлане большое будущее прочите?
-
Едва появившись на эстраде, она в буквальном смысле взорвала
общественное мнение, поскольку, будучи по своей природе певицей
статичной, родила две в полном смысле популярные песни: <Молитва>
и <Незнакомка>. Назовите мне имена молодых пе
виц, кроме Алеси и Светланы, чьи песни знает вся Беларусь? Впрочем, я
постоянно удивлялся, почему никто не вкладывает в Светлану деньги? А
потом понял: она певица 60-х годов, поскольку ее имидж соответствует
именно этому времени, тогда певицы тоже стояли не шолохнувшись. Сегодня
же на арену выходят чаще имиджевые, чем голосовые исполнители. Может
быть, и можно было бы раскомплексовать Светлану. Но для этого надо, как
сказал Игорь Крутой, вложить в исполнителя сто-двести тысяч долларов.
Ведь исполнителя надо элементарно раскручивать - платить за записи,
клипы, радио- и телеэфиры и т.д.. Если же нет денег, тогда эта тема
исчерпана. Светлане, к сожалению, никто финансово так и не помог.
Однако к счастью, она очень спокойно относится к этому вопросу, поско
льку давно уже собирается ехать за границу, где будет учиться по
совершенно иной специальности. К тому же, у нее все еще впереди, ведь
на этой неделе ей исполнилось всего лишь двадцать лет. И я, пользуясь
случаем, поздравляю ее с этим знаменательным собы
тием.
ЮРИЙ АНТОНОВ
-
Самый громкий скандал, связанный с вашей теорией волны, вызван вашими
высказываниями в адрес Юрия Антонова. Даже новосибирская газета как-то
привела одну вашу цитату: <Я человек будущего. Я открыл законы, по
которым развивается эстрада. А Пугачева кто такая? Бандерша советской
эстрады. Или Антонов - пел он, пел про крышу дома своего, вот крыша-то
у него и поехала>. И рядом - овет Антонова: <Ханок? Разве можно
его воспринимать серьезно? Он же просто сумасшедший! Поэтому на него и
в суд до сих пор никто не подал>. До суда тогда действительно не
дошло, хотя г-н Антонов и грозился. То есть дело закончилось мировой?
-
Во-первых, под этими словами я не подписываюсь. Ибо они написаны по
принципу: слышал звон, да не знаю, где он. Я Антонова не оскорблял!
Ведь я не сказал, что он кретин или дурак. Я лишь воспроизвел фразу,
подслушанную у народа: <Антонов крышей д
ома своего накрылся и по Каштановой-Абрикосовой пошел...> Кстати,
этот скандал оказал ему услугу: благодаря ему Антонов отменил один свой
концерт в Минске, который и так пришлось бы снимать, поскольку на него
не были проданы билеты. Ведь так же не быв
ает: выступил в ночном клубе, дал концерт в тысячном зале, а третье
выступление отменил якобы потому, что Ханок его оскорбил. Если бы это
соответствовало действительности, то он бы отменил все концерты.
Мало
того: я перед Антоновым потом извинился - в оперном театре во время
награждения премиями года. Но извинился не потому, что провинился, а
потому, что от меня не убудет. Пусть ему будет от этого легче. Я же не
сказал, что я не прав и что отрицаю з
акон волны!
Мне
больше импонирует отношение ко мне Киркорова. Я, как-то встретившись с
ним в узком проеме в зале <Россия>, подал ему руку. Но Киркоров
ответил: <Пошел ты на!..> Мне это нравится. Он - заводной и
беспардонный человек, пославший уже мно
гих. Но с другой стороны: он делает концерт <Сюприз для Аллы> и
как режиссер включает в него две мои песни. Антонов так никогда бы не
поступил, потому что он желчный и злобный. От того, что его
популярность обрушилась, он теперь ненавидит весь мир!
Точно
так же как Киркоров, справедлива и Алла Борисовна: несмотря на наши
сложные отношения, в январе этого года в телевизионной версии
<Избранное> она исполнила моего <Журавлика>, причем с
блестящей новой аранжировкой. И когда мне возраж
ают, что она это сделала потому, что ей, вроде бы, не хватает песен, я
отвечаю: в ее репертуаре сотни песен. Она не включила в
<Избранное> ряд достойнейших песен, рядом с которыми
<Журавлик> просто меркнет. И мне приятно, что для нее творческ
ий процесс оказался важнее, нежели наши личные отношения. Я уверен: вы
будете иметь возможность убедиться в том, что наши отношения с
Пугачевой и Киркоровым нормализуются.
- А каковы вообще причины вашего конфликта?
-
Дело в том, что журналисты, беря у меня интервью, никогда мне не давали
их вычитывать и сводобно трактовали мои мысли. Так, например, в
<Свободных новостях> вышло интервью под заголовком: <Алла
Пугачева - ноль, Филипп Киркоров - бездарь>
;. Хотя в тексте была совершенно иная по смыслу фраза: <Алла
Пугачева - ноль в сравнении с Барбарой Стрейзанд, Уитни Хьюстон и
другими признанными звездами эстрады>. А, скажем, в Киеве вышла
статья под заголовком <Алла Пугачева - бандерша советс
кой эстрады>. Но не я придумал это слово - <бандерша>, а
журналисты. Киркоров же в ответ заявил следующее: <Ницше - дурак,
Ханок - дерьмо, а я - человек интеллигентный>. Правда, кто-то потом
ответил ему: <Так как давно доказано,
что Ницще далеко не дурак, отсюда
вытекает, что Ханок далеко не дерьмо, а Киркоров - человек далеко не
интеллигентный>. То есть журналисты каждый раз без меня меня женили.
Единственная польза от этого: они делали сенсацию, а я получал
известность. Правда, скандальную. Но есть мнение, которое я разделяю,
что лучше иметь скандальную известность, чем никакую.
|