Олег «Белый» Шевченко - профессиональный звукорежиссер и саунд-продюсер, признан одним из лучших звукорежиссеров Украины.
Сотрудничал в качестве саунд-продюсера с группой «Green Grey»,
фестивалем «Таврийские игры»; с группой «Вопли Видоплясова» - как
звукорежиссер и директор коллектива. Три с половиной года назад Олег
создал свою студию «White Studio (Records UA)», на которой работает над
созданием новой концепции звучания и параллельно записывает альбомы
отечественных и зарубежных исполнителей: «Med Heads», «Тол»,
«Мандри», «Green Grey», «Платина», «Юркеш», Катя Чили, MJ Кувалдин,
«Квадраджесима», «Red Cardell» и многих других (всего около 20
альбомов).
Полтора года назад, собрав своих старых друзей, он создал свою группу
под названием «White». Музыканты принимали участие во многих
фестивалях, которые проходят в Украине - «Мазепа-фест», «Тарас Бульба»,
«P0K-CJ4», «Пикейные жилеты», и на байк-слетах. Клипы группы «White»
«Кинь тачку» и «Miсто снів» крутились на М1. Сейчас на «EnterMusic»
идет клип «Бий Першим». Не только в Киеве, но и в регионах на местных
станциях (в том числе и на херсонском телевидении) можно увидеть их
работы.
Дебютный альбом группы называется «Бий Першим» (на диске 12 песен и 4
клипа). Сейчас музыканты готовят концептуальный клип на пятую песню «За
тобою тінь» и в начале года намерены выпустить второй альбом. 30
сентября Олег «Белый» в рамках концерта, проводимого djuice, был в
Херсоне. Сам не выступал - работал за пультом (хотя в качестве
концертного звукорежиссера практически уже не ездит).
Олег, каким ветром Вас занесло в Херсон?
У меня уже который альбом записывает группа «Mad Heads XL» (сейчас я их
саунд-продюсер), мы сотрудничаем на протяжении 10 лет, нас связывают
тесная дружба. И мне интересно иногда поездить с ними, «вызвучить» их
на больших площадках. Меня это вдохновляет, бодрит, поэтому я с
удовольствием принимаю участие в таких мероприятиях.
Вы часто позволяете себе ездить на гастроли с группами или это право принадлежит только «Mad Heads»?
В случае с «Mad Heads» - исключительная ситуация. Я не являюсь
концертным звукорежиссером группы, так получилось, что у них нет
звукорежиссера, и я их выручаю. Хотя была масса предложений поехать с
разными звездами в качестве концертного звукорежиссера, тур-менеджера.
Но так как я занялся своим проектом «White» и своей студией
звукозаписи, мне просто на это не хватает времени. Сейчас на студии
идет 10 проектов, и очень трудно совмещать их с поездками, потому что
каждая поездка - это огромная потеря времени, физических и моральных
сил.
Интересно, от каких предложений приходилось отказываться? Было
интересное предложение от Таисии Повалий и Коли Баскова проехаться по
России. Но, во-первых - это не моя музыка, и дело даже не в деньгах.
Иногда, слава Богу, можешь позволить выбирать то, что тебе нравится.
Мне с «Mad Heads» интересно, потому что я знаю эту музыку, я люблю эту
музыку - это живая музыка, это рок-музыка, это мне близко. Работать с
поп-исполнителями не то что не мое... Мне скучно. Не могу себе
позволить поехать с Гариком Кричевским, хотя мы дружим, у него живой
состав. Недавно Юлия Тимошенко предлагала ездить с ней в качестве
директора звука, но включать один или два микрофона - не по мне, этим
могут заняться молодые, начинающие ребята.
Я люблю, когда много инструментов, много ручек -от этого получаю
удовольствие. Помню, у меня на «Таврийских играх» было два огромнейших
пульта и полностью забито 80 каналов ручек. На одном пульте был Таркан
(он приехал без своего звукорежиссера), на другом - наши исполнители. В
принципе, все через мои руки прошли. Это было именно то удовольствие,
которое может получить настоящий звукорежиссер - там ручки, все
работает, прямой эфир на центральном телевидении. В этом по-настоящему
и заключается работа. Сейчас я езжу редко, хотя проехал в свое время
столько...
Когда мы с «ВВ» работали, бывало и по 20-25 концертов в месяц, и
переезды: Киев - Москва -Сыктывкар - Алма-Ата -Улан-Удэ - Питер -
Арангельск... И все это живьем, все быстро, все оперативно. Мы пришли к
состоянию автоматизма: у меня два года музыканты вообще не ездили на
настройки звука. Я приезжал с техником, понимал, что нужно сделать, и
знал, как это делается - и у нас не было абсолютно никаких проблем.
Какой процент успеха исполнителя зависит от звукорежиссера? По
статистике 70% успеха зависит от звука. Каким бы исполнитель ни был,
когда нет звука - это провал. Визуализация по свету менее важна, но
все-таки она нужна как поддерживающий фактор.
Поэтому, если есть толковый светотехник, толковый звукорежиссер,
плюс качественный артист - вот это можно назвать полноценным
качественным шоу. Но у нас почему-то к профессии звукорежиссера
относятся как к чернорабочему. Это очень неправильно: звукорежиссер -
звучит гордо, это постановщик, это художник по звуку, от его рук многое
зависит. Как в анекдоте, помните: в студии сидит звукорежиссер, и
какая-то звезда поет в микрофон. Он поднимет ручку на пульте - есть
звезда, убирает - нет звезды. Есть звезда - нет звезды... Мне
приходилось три или четыре раза «вызвучивать» президента Кучму. И,
признаюсь, я тоже так стоял и думал: «Есть президент - нет президента».
Что Вас привело к созданию собственной студии? К ней я шел долго, ибо,
когда начал заниматься своей музыкой, столкнулся с тем, что нигде не
могу нормально записаться. Я попадал в какой-то тупик: то, что я хочу,
или технически нельзя сделать, или не позволяли люди, которые плохо
разбирались в технике. Так возникла цель создать свою студию (это было
лет 10 назад). Я отошел от музыки, чтобы сделать студию, а потом уже -
свою группу.
Легко ли начинающему музыканту из провинции записаться в Вашей
студии? Легко. Если у музыкантов есть желание и стремление, преград
вообще не существует. Мы всегда выслушиваем всех молодых музыкантов,
относимся с уважением. Я патриот своей страны и очень заинтересован в
том, чтобы у нас процветала нормальная живая музыка, а не то, что мы
сейчас видим - попсу махровую, которая под фанеру поет. Музыканты
приезжают со своим материалом, мы оцениваем, смотрим. Если понимаем,
что группа слабая, четко указываем пальцем на недостатки, и
впоследствии через какой-то промежуток времени они могут учесть все,
что им сказали, повторить попытку - и мы запишем. Иногда приезжают
молодые исполнители, которые сразу понимают, чего они хотят, как это
должно выглядеть и тогда - нет проблем.
Вы уже работали с херсонскими группами? По-моему, еще нет. Но, надеюсь,
будем. Есть договоренность о записи диска фестиваля «Крок у майбутне»,
где будут представлены «Юркеш», «Горгишели» и три херсонские группы -
«Паруса», «Фабула» и «Ежики смеются». Посмотрим на их уровень.
Надеемся, что все будет хорошо. На «White Studio» будет записано по
одной песне участников (возможно, и Алана Силсона - сейчас
ведутся переговоры), в следующем году будут записаны победители и гости фестиваля.
На этом сотрудничество с «Кроком у майбутне» и закончится? Есть
договоренность об участии группы «White» в фестивале - нам это
интересно. Мы позиционируем себя не только как рок-группа, которая
играет на инструментах, но и как шоу-группа, которая создает шоу. Я бы
с удовольствием поучаствовал в качестве члена жюри. У меня уже есть
опыт - помогу, посодействую, чтобы все было честно, справедливо и
объективно. Это очень важно.
Много ли у нас толковых начинающих групп?
Немного. По одной простой причине: у них нет доступа к нормальной
информации, но самая больная и самая банальная причина - нехватка денег
для хороших инструментов, хороших репетиционных баз, хорошего пиара и
хорошей записи. Мы много групп теряем по этой причине.
Собственно, все сводится к нашей отвратительной экономике, с одной
стороны... ...ас другой стороны -естественный отбор? Он есть, поэтому
групп и мало. Выживают две-три-четыре-пять групп, а если бы с
экономикой было все в порядке, выживало бы сто. И рынок был бы насыщен,
и все бы шло своим чередом, и не было бы понятия «формат», которое
существует сейчас у нас на радио, телевидении.
С этим пресловутым «форматом» можно бороться?
Формат не должен существовать, должны быть разные стили, разные жанры
музыки для разных людей, и доступ должен быть одинаковым для всех.
Должно быть одинаковое количество джаз-станций, рок-станций, потому что
музыка вся популярна, в разной степени. Но она должна быть доступна. У
нас же доступна только поп-музыка с красивыми девочками в красивом
нижнем белье. Борьба идет уже давно, у нас появляются качественные
группы, они уже начинают качественно звучать, обрастать
пиар-директорами, менеджерами, продюсерами. Но наш человек, славянский,
не привык к рок-музыке - она для него чужда.
Почему отворачиваются от нашей рок-музыки? Потому что она
неправильно звучит, не ложится на ухо - в отличие от западной, где
себестоимость альбома миллион долларов («Limp Biskit», «Linkin Park»,
«Korn» - это все миллионные бюджеты). А не звучит потому, что денег
меньше. Живая музыка, особенно рок-музыка - дорогое удовольствие. Самое
сложное - рок-музыку писать, потому что музыка импульсивная, очень
жесткая, много инструментов, она должна быть очень хорошо по динамике
выдержана.
Наш человек еще к такому не привык. Но эта музыка сейчас начинает
адаптироваться у нас, с какими-то элементами этники (много групп
использует это). Наверное, выровняется этот баланс. Сейчас у нас
появляется несколько альтернативных телевизионных каналов нормальной
музыки, где крутится все без исключения, и это уже приятно. Эту
тенденцию я наблюдаю в Киеве, думаю, что еще несколько лет - и уже люди
начнут понимать, что происходит: фанера - не фанера, хорошо - плохо.
Уже многие (даже те, кто не любит рок-музыку) говорят, что надоело то,
что идет на М1. У нас же европейская страна, хорошие, красивые, умные
люди.
Почему у нас не должно быть качественно и хорошо - так, как везде в
Европе? Мы заслуживаем этого, мы мощные. А рок - это музыка души, она
идет от сердца, она исполнена живьем, это эмоции.