Е.Г. - Вы в "Арии" уже пять лет… Артур Беркут: - - Пять? А такое впечатление, что уже пятнадцать.
Е.Г. - Изменилось ли что-то в вас за эти пять лет в этом коллективе? Артур Беркут:
- За собой проследить этого не могу. Даже не могу понять, о чём говорят
те люди, которые пишут на сайт, которые задают какие-то вопросы о
творчестве. Этого оценить не могу, потому что это происходит настолько
само собой, что у меня даже нет времени оглянуться и спросить: а что же
я сделал? Как это спел? Нет такого, чтобы мог остановиться и сказать:
м-да, вот это было ничего, а вот этот альбом хороший.
Е.Г. - Ваш самый яркий эпизод в "Арии", который вы ни за что бы не променяли? Артур Беркут:
- Это концерты, которые были в Москве в Лужниках. Они были очень
здорово сделаны и подготовлены на высоком профессиональном уровне. Я
много собираю DVD и смотрю выступления различных групп, постановку
сцены, и как интересно пытаются сделать там. Так вот, анализируя это,
считаю, что ничем наши выступления не отличаются от самых лучших. Это,
действительно, яркое воспоминание.
Е.Г. - Когда экспромт на сцене получается легко, а когда трудно? Артур Беркут:
- Всегда по-разному. Мне кажется, всё зависит от звучания, от баланса,
от контакта с публикой. Публика везде разная. Некоторые люди идут на
что-то, некоторые меньше идут на то, а делают другое лучше, т.е.
некоторые поют больше, некоторые больше кричат.
Наверное, во
всех аспектах, когда какая-то группа выступает на концертах очень
долго, они знают в любой момент, что нужно сделать, если зал осел,
просел или успокоился. Залы бывают очень интересные. Иногда настолько
сильно принимают, аплодируют по цепи, и потом вдруг всё заканчивается,
останавливается - и полная тишина.
Так случилось, что в одной песне я был за кулисами, и вдруг
устанавливается в зале полная тишина. А зал огромный, и надо было
как-то выводить его из этого состояния. Выйти на сцену я тоже просто
так не мог. Мне пришлось бросить на сцену лавку, чтобы она разбилась.
Со всей дури, чтобы привлечь хотя бы внимание. И только после этого всё
восстановилось и пошло нормально. Надо было обязательно что-то сломать.
Вот это и был экспромт. Не во всех залах так происходит. До бросания
гитар мы не дойдём, но думаю, что лет через десять дойдём до этого.
Е.Г. - В своё время вы много "снимали" музыки. На каком этапе это становится вредно? Артур Беркут:
- Наверное, вредно становится тогда, когда начинаешь просто копировать
что-то. Это всё равно внутри каждого человека. Есть такие люди, которые
снимают и даже думать не хотят о чём-то своём, а добавляют какие-то
конкретные рифы с западных групп. А есть люди, которые могут на время
отодвинуть этот ансамбль. Самые хорошие вещи всё равно остаются, но
оседают не для того, чтобы их снять конкретно, а просто для того, чтобы
понять дух этой группы.
Надо остановиться тогда, когда думаешь:
нет-нет! При написании песни получается в ноль песня, которая была до
этого. Это опасно для творчества.
Е.Г. - Какова роль музыкального образования для профессионального музыканта? Артур Беркут:
- Честно говоря, очень большая. Я считаю, что для тех людей, которые
говорят о том, что не надо учиться - просто совершенно слепая
отговорка. Обязательно нужно получать образование. Обязательно нужно
учиться музыкальной грамоте, нужно познать элементарные азы. Иначе
просто придёт такой момент, когда музыкант просто ударится о стену лбом
и поймёт, настолько он туп. Без этого ни в коем случае нельзя, и не
надо игнорировать это с самого раннего детства.
Не надо
слушать: вот этот - самоучка… Да, есть какие-то самородки, которые, в
конце концов, всё равно придут учиться в любом случае. Потому что
просто не хватает элементарного знания внутри человека, у которого даже
есть талант. Да, он есть, но его нужно развить, и для этого необходимы
просто элементарные знания. Они помогут дать таланту большой толчок.
Е.Г. - Вы считаете, первичным должно быть музыка или слово? Артур Беркут:
- Для меня легче работается, когда есть вначале музыка, а слова уже
потом. У меня было очень много вариантов в жизни, когда были слова,
причём слова не очень хорошие. Нельзя под них было работать.
Когда человек пишет стихи, он подразумевает какую-то одну свою
картинку. Таким образом он пытается мне навязать тему. И,
соответственно, тема начинает ломаться. Одни стихи об этом, вторые - о
том, третьи - о том. И отсюда та нить, которая появляется и которую
музыкант должен вести, начинает рваться. Этого нужно опасаться. Мне
больше нравится сочинять сначала музыку, а потом уже вносить в неё
какие-то слова, попросив при этом провести какую-то свою идею.
Е.Г. - Как вы относитесь к утверждению, что настоящий рок-музыкант сочиняет и музыку, и слова? Артур Беркут:
- Смотря какую. Если какие-то бардовские вещи, в которых просто музыка
и ритм не имеет какого-то определённого концертного настроя, - тогда,
действительно, да. Можно и музыку на слова, и слова на музыку, и слова
написать и отдельно. Всё зависит от характера музыки.
Я пробовал сочинять музыку и слова одновременно. И у меня это очень плохо получалось. Я бы сказал, просто отвратительно.