Е.Г. - Вы
сказали, что выросли до того, чтобы играть в камерных залах. Как вы
понимаете этот рост? Неужели играть в малых залах сложнее, чем на
стадионах? Дмитрий Варшавский: - Когда выступление
происходит в тысячном зале, камерном по меркам рок-музыки, то
практически у каждого слушателя есть возможность услышать каждую ноту,
которую играешь со сцены. На стадионе немножко по-другому: там больший
энергетический посыл, наверное, исходит. И там нет такой детальной
слышимости, как в камерном зале. Вот это я и имел в виду. Потому что
нюансы, исполнение, мастерство публика может оценить только в камерном
зале.
Конечно, у меня своя планка, сам представляю, как это должно быть. Если
бы это не отвечало моим требованиям, значит, было что-то другое.
Естественно, такая же реакция у публики. Ещё ни разу не было, чтобы
концерт "Чёрного кофе" оставил кого-то просто равнодушным. Люди в
восторге уходят и говорят, что такого концерта они ещё никогда в своей
жизни не слышали. Это дословно, что я слышу практически каждый день, в
любом городе после концерта. Это неудивительно. Потому что очень
серьёзная работа была проведена за эти годы. Сейчас это работа над
звуком ежедневно - нюансы, которые всё и решают.
Наверное, есть ещё какие-то коллективы, которые хорошо владеют
инструментами и имеют приличную публику. Но, как показывает практика,
никто так профессионально всё это не сумел озвучить на концерте. Там
очень много работы, и каждый малейший нюанс выходит. Это не просто взял
гитару, включился в усилитель - и всё заиграло! Нет. Тут нужны и
специальные гитара, усилитель и куча разных настроек мельчайших. И так
с каждым инструментом. С бас-гитарой и барабанами. Всё вместе это и
даёт общее звучание. Е.Г. - Дмитрий Львович, вы предпочитаете Fender Stratocaster? Дмитрий Варшавский:
- Stratocaster - это то, на чём в основном играю. Это самая лучшая
гитара, которая у меня была. После этого ещё ничего в гитарном треморе
не произошло. Она самая музыкальная гитара и в то же время самая
сенсуальная, потому что на ней можно сыграть очень качественно. У неё
самое певучее звучание.
Но иногда я использую Gibson на записи.
Но на концертах всегда использую Stratocaster. Он является основной
гитарой на всех моих альбомах. Это единственная гитара, на которой я
хочу играть.
Я играл на Stratocaster разных лет. Они начали выпускаться в 1954 году.
Уже больше 50 лет. За это время нюансы, звучание у него менялись.
Остановился на гитарах 1971-1972 годов. Они больше всего подходят для
моей музыки. У меня несколько таких инструментов. Е.Г. - Когда и по какому случаю вы впервые взяли в руки гитару? Дмитрий Варшавский:
- Впервые взял в руки гитару, когда мне было лет 10. Обычную
акустическую за 7-50 рублей Ленинградской фабрики. Первые аккорды мне
показали где-то на лестнице. Тогда в нашем дворе было две или три
гитары, и одна из них была моя. В это время я уже учился в музыкальной
школе, поэтому ноты мне были знакомы. Дальше уже сам стал вставлять
какие-то ноты, аккорды.
А первую электрогитару я сделал сам.
Мне было лет 13. Она, конечно, отличалась очень сильно от Stratocaster,
скажем так. Тогда я даже не имел представления, какая должна быть
электрогитара. Когда её включил в ламповый магнитофон, который тогда у
меня был, она зазвучала именно так, как должна была звучать, это было
большим для меня потрясением. Е.Г. - Вы никого не собираетесь ничему учить. Но как бы вы для себя определили необходимость учения? Дмитрий Варшавский:
- Учением нужно всегда продолжать то, что уже открыто. Самому можно не
успеть, если всё начать с нуля. Поэтому естественно, что нужно
почерпнуть как можно больше того, что уже открыто, и дальше
развиваться. В этом и есть смысл учения. Продолжать то, что уже освоили.
В области гитары вряд ли возможно обойтись без учения, основываясь
только на таланте. Есть эволюция. Появился какой-то гитарист, который
продвинул гитару на один шаг дальше, потом следующий продвинул её ещё
дальше и т.д. Если кто-то решит пройти весь путь заново, то вынужден
будет начать путь первого гитариста, когда только ещё появилась
электрогитара. Так же и в любом другом деле.