В этом году легендарная херсонская группа «Криголам» отметила свое 25-летие. Дата солидная, не все группы
мирового уровня доживают до столь почтенного возраста. Тем приятнее, что музыкальные долгожители живут
рядом с нами.
Почитатели творчества «Криголама» за четверть века успели узнать о группе практически все. Тем же, кто паче
чаяния, пропустил эту страницу херсонской музыкальной жизни, вкратце напомним основные вехи их
творчества. Родилась группа в клубе села Корсунка, херсонским же коллектив стал в 1990-м. Выступали в клубах,
на улицах, немного поездили по фестивалям и даже результаты имеются: дипломанты «Червоної рути», третье
место на «Перлинах сезону». В этом году мощно выступили на фестивале
«кРок у майбутнє», и хоть лауреатами не стали, жюри их заметило, и все
как один утверждали, что если бы была возможность определить не трех, а
четырех лауреатов, «Криголам» был бы среди них. И под занавес года - юбилейный сольный концерт в ДКС.
Стиль своей музыки музыканты «Криголама» определяют как progressive
rock – рок с элементами фолька, регги, блюза. Но все же любой коллектив
- это, прежде всего, люди. За долгую историю через горнило «Криголама»
прошло десятка два серьезных музыкантов и очень много «однодневок».
Сегодня в группе играют и поют «четыре с половиной» человека. Дробное
число оттого, что вокалист Константин Голубов в группе хоть и давно, но
периодически: то есть, то нет. Постоянный состав - это барабанщик
Алексей Вундервальд, бас-гитарист Андрей Муковня, вокалист Артем
Демченко и, конечно же, лицо, идеолог, автор текстов и музыки, гитарист
и вокалист Владимир Демченко, наш сегодняшний собеседник. Известный как
рок-музыкант, в миру Владимир человек серьезный: преподаватель и
научный работник (занимается украинской лингвистикой), автор трех
монографий. Последние 10 лет работает старшим научным сотрудником
отдела организации научной работы Херсонского юридического института.
- Владимир, многие почему-то считают, что музыка- удел молодых, а людям серьезным не пристало скакать по
сцене с гитарой...
- ...и я чувствую на себе взгляды типа «и он туда же!» или «сколько уже можно?». Но считаю, что, сколько хочется,
столько и можно, да и по публике все видно. Бывает, объявляют коллектив - и проносится вздох разочарования.
Тогда надо сразу уходить. А когда тебя приветствуют громче, чем других, то понимаешь, что недаром этим
занимаешься.
- Что Вам не дает бросить музыку? Уж точно не прибыльность этого дела...
- С деньгами это вообще не связано. Некоторые рокеры стали попсовиками, стали деньги зарабатывать,
переключаясь на другой стиль. Эту тему сразу отбросим. А что помогает... Когда в молодости начинают
заниматься таким творчеством, то первые мечты - чтобы девушки смотрели, чтобы слава была. И у меня такое
было. Но постепенно честолюбивые мечты уходили, а любовь к музыке оставалась. Значит, те, кто музыку
бросает, изначально не были настоящими музыкантами, музыка не шла у них из души, от сердца. У нас в группе
играло очень много людей, из них буквально двое-трое в той или иной мере еще занимаются музыкой. Все
остальные уже забыли тот музыкальный инструмент, на котором играли. Значит, это было просто поверхностное
увлечение.
- Найти стоящих музыкантов сложно?
- Людей очень тяжело найти. Это же любительский уровень, плюс провинция. Но нынешний состав у нас очень
удачный. Я считаю, что каждому музыканту должна нравиться музыка, которую он играет, а не он сам себе
нравиться.
- Провинциальная и столичная музыка сильно отличаются?
- Никакой разницы между провинцией и столицей нет. Даже в Херсоне есть люди, которые играют покруче
киевлян. Проблемы не в технике, не в инструментах и не во внешнем виде.
Вот сейчас так вышло, что и «Паруса», и «Янсэн Кукансэн» остались без
репетиционной базы. Рыскают по городу, ищут - невозможно найти место.
Те
же проблемы и в Киеве. Столица опережает провинцию по одной-двум группам типа «Океан Эльзы» или «ВВ»,
которые уже раскручены, работают на коммерческой основе и стали частью попкультуры.
- С чего начался «Криголам»? С желания играть? С концепции?
- Рок-музыка - это уже концепция. Тем более, 25 лет назад. Собрались мы в 1983 году, но я все эти песни и
раньше играл, и даже год жил в Киеве - в 1981 -м. Начать там не сложилось - значит, не судьба (я вообще-то
фаталист). Так и уехал. А если бы я попал кому-то в руки - это была бы бомба: в Киеве в то время даже
русскоязычная рок-музыка была прорывом, а у меня в то время и украиноязычные песни были. Но - не попал. А
может, Киев тоже не то место... В общем, случайно собрались мы в сельском клубе втроем и играли первые
аккорды рок-музыки. Правда, тогда мы назывались по-другому - «Посторонним В.». Классное название, до сих
пор нравится. На первом концерте 23 февраля спели пять песен. Через год состав поменялся, стал более
стабильным, и назвали мы себя «Ледокол», по названию одной из песен, да
и к рок-музыке такое название больше подходит. А в газете «Ленінський
прапор» название наше переводили всегда как «Криголам». Мы не
возражали. Так и пошло.
- Украинские тексты Ваших песен - это профессиональный интерес?
- Была у нас программа русскоязычная плюс несколько песен на украинском. Мы на улице в Новой Каховке
несколько концертов делали: просто выставляли аппарат и играли концерт. Люди собирались, и я помню их
расширенные глаза: еще и на украинском? Но я не просто филолог, я
считаю себя патриотом. Это идет из души, из глубины. Да и в институте
мы пели фольклор на концертах. В начале 90-х увлекались фольк-роком,
фольк-джазом, есть пара альбомов, самодельных, конечно, в такой
стилистике, как потом Руслана показала (кстати, мечтаю подарить Руслане
коллекцию своих альбомов). Это было очень давно - в 1991 году записали
альбом «Піснi великого Чорногуза» - чистый фольк-рок. А когда я
перебрался в Херсон, в 1990 году, полгода помучался без музыки, а потом
постепенно стал знакомиться с местными музыкантами. Когда мы с ребятами
решили сделать группу, они предложили петь только украинские песни, и
окончательно остановиться на названии «Криголам», а не «Ледокол». Так
что это не только мои идеи.
- Нет ли у Вас ощущения, что сами прошли тот путь, который впоследствии прошла украинская музыка?
- Мне многие говорили, что я не вовремя родился. Родись я позже, может, сейчас был бы на волне. Но все равно
ниша, которую мы занимаем, не занята до сих пор. Единственное, кто был
близок к этому - «Брати Гадюкіни», и то они музыку стилизовали
специально.
- На что Вы надеялись, посылая в 1986-м свои записи на конкурс журнала «Аврора»?
- У меня недавно мысль промелькнула, что тогда легче было попасть на
какой-то фестиваль. Может, время такое было - демократия, глоток
свежего воздуха. Да и понтов таких со стороны столичных групп не было.
Тогда мы
вдвоем с барабанщиком свой альбом украиноязычный сделали за одну ночь. Это было бешеное вдохновение, и
альбом вышел на одном дыхании. Мы назвали его«Круїз», а сейчас называем
«Подорож до Аврори». Его и сейчас можно слушать. Недавно на
радиостанции «Промінь» ставили самопальные записи украинских групп того
времени, и две песни попали из «Круїза». Я послушал –не хуже, чем у
других.
- У Вас есть свой фан-клуб?
- Настоящего нет, но, наверное, он формируется. Я был приятно удивлен,
когда парень из Киева написал, что они слушают наши записи: «Считайте,
что мы ваши фаны». Мы продолжаем общаться, они пытались даже
организовать нам выступление в столице, но сейчас это тяжело. Есть несколько поклонников в Чернигове. Вот
так, по чуть-чуть. Еще был очень удивлен, когда в Херсоне на нас приходили 16-17-летние. Я раньше считал, что
наша музыка для более взрослых слушателей, умеющих мыслить и слышать слова. Но поскольку мы пытаемся в
музыке оставаться на современной волне, то и молодежь, которая «музыку хавает», тоже получает удовольствие.
- Часто выступаете в других городах?
- Многие музыканты считают, что мы много ездим. И мы этого хотим, но организовывать концерты, пробивать
некому, у нас продюсера не было никогда, а я сам не умею. Выезжали мы, в основном, на фестивали. Были в
Запорожье, Донецке, Севастополе, Киеве, Николаеве. Но мечту хотя бы раз в месяц выезжать с сольным
концертом, выступать где-то в клубах в разных городах не оставляем. Например, в Полтаве, потом в Харькове, и
обязательно - во Львове. Это моя давняя мечта. А вот в Херсоне пытаемся раз в год сделать сольный концерт,
хотя это все тяжелее и тяжелее. Сольными концертами мы гордимся - в городе никто столько, сколько мы, не
делает. Причем каждый раз - новая программа. Мы живем настоящим, а не тем, что было.
- В составе «Криголама» есть еще один человек с фамилией Демченко. Кто он и как попал в группу?
- Это мой сын Артем. Он сам напросился. Когда-то пришел на репетицию: «А можно я попробую петь?» Нам как
раз и нужен был фронтмен. Раньше было так: сам поешь, сам себе
подыгрываешь, а сейчас уже музыка намного сложнее. Да и я понял, что
голос у меня не особо (хотя на всех записях мой голос, но на сцене -
это совсем другое дело). Так что Артем вовремя подвернулся. Я сначала
скептически к этому отнесся, но постепенно стало больше и больше
нравиться.
- Как сын воспринимает папу-музыканта?
- Очень хорошо. Я не навязывал ему, какую музыку слушать, все как-то само собой получилось. Самое главное -
сын папы не стесняется, даже гордится, и это приятно, конечно.
- Каковы планы на ближайшую пятилетку - до следующего юбилейного концерта?
- Озвучу планы на год: уже готова блюзово-джазовая программа с вокалисткой, в стиле Нино Катамадзе. Хотим
сделать демо-запись, с этой музыкой попробовать выступить в ночных клубах. Делаем немецкую программу с
рабочим названием «GluckStrahl» (луч счастья). Хотя сама идея родилась
давно, но как-то она забывалась. Можно сказать, что фестиваль «кРок у
майбутнє» нас к этому и подтолкнул.
- Кстати, участие в этом фестивале дало что-то ощутимое?
- Приятное чувство, что мы выступили. Причем, было два выступления - в «Юбилейном» в мае нам очень
понравилось (вот если бы в таком месте сделать сольный концерт!), а на набережной еще и познакомились с
другими музыкантами. Хотя я считаю, что там, где есть рок-музыка, конкурса как такового быть не может.
- И напоследок, главный итог 25-летней деятельности группы «Криголам».
- Я понял, что все это будет продолжаться и дальше. Еще не так давно я думал, что еще лет пять и - все. Но
проходит лет пять... Какое бросить, наоборот, зажигает. А главный итог - любимая женщина появилась в моей
жизни только благодаря музыке.
Источник: http://Херсон маркет.-27.11.2008 |