Туомас Холопайнен, фронтмен и клавишник группы Nightwish - Я ни о чем не жалею (часть 3)
Nightwish был обвинен в плагиате. Трек "Eva" якобы был очень похож на песню “Whirlpool”. Чем все это закончилось?
Да ничем. Я больше ничего не слышал об этом. Если вы зайдете на
YouTube и послушаете песню, то услышите немного похожие мелодии и хор –
в этом все сходство. Я никогда даже не слышал об этом человеке, об этой
группе, и о песне этой я тоже ничего не знаю. Все это просто смешно.
Возможно, это просто способ PR со стороны автора песни …
Да. Возможно. Зачастую люди ради пиара способны на очень многое.
Ты сказал в одном интервью, что на новом альбоме будут кельтские
инструменты и церковный хор. Почему ты решил использовать кельтские
инструменты на сей раз, и где вы брали для записи церковный хор?
Ну, я люблю ирландск
ую и шотландскую народную музыку, и я люблю звуки их инструментов. Я
просто хотел увидеть, как они зазвучат в музыке Nightwish, потому что
мы всегда на каждом альбоме задействуем новые инструменты, а этих
инструментов мы никогда раньше не использовали, вот я и подумал:
"Давайте наймем музыкантов и посмотрим, что получится". И ведь здорово
получилось! Я думаю, что моменты с хором и кельтскими инструментами -
главные и наиболее красивые части альбома.
Давай поговорим о ваших новых клипах - “Amaranth” и, если я не
ошибаюсь, вторым будет “Bye Bye Beautiful”. Кто был автор клипа на
“Amaranth”и почему в клипе ангел?
Это идея нашего режиссера Antti Jokkinen’а, который также работал над
видео "Nemo". И этот клип основан на одной из наиболее известных
финских картин всех времен "Раненый Ангел" авторства Hugo Simberg’а.
Режиссер сказал: "А давайте возьмем эту картину, и покажем, что было с
ангелом до и после событий, описанных на картине". И я лично думаю, что
это была классная идея. И второй клип, ты права, будет снят на "Bye Bye
Beautiful". Достаточно скоро вы увидите это видео.
Не расскажешь, о чем будет клип?
(смеется) Этот клип шокирует многих! Так что не ожидайте чего-то
характерного для Nightwish в этом видео. Это будет большая самоирония.
Мнения по поводу этого клипа разделятся, но он обязательно шокирует.
Прости за нескромный вопрос, но эта песня адресована Тарье?
Да, это песня – своего, рода прощание с Тарьей. И это не тайна, я
никогда не скрывал, что эта песня адресована ей. Но люди не должны быть
оскорблены песней, потому что мы не руководствовались какой-то
агрессией или негативными эмоциями, когда писали ее. Она не о
ненависти, она, скорее, больше о возможном пути развития событий, о
расстройствах и печали из-за всей этой ситуации, в которой, в конце
концов, виноваты были все.
Насколько я знаю, сначала песня “Amaranth” называлась “Reach". Так
что заставило тебя изменить название и сделать некоторые изменения в
песне (я знаю, что итоговая версия отличается от оригинала)?
Да просто мне не нравился вариант названия и вариант песни вообще.
Сначала это была просто демо-версия, а демки для того и существуют,
чтобы можно было послушать, как все звучит, изменить что-то, если
что-то не нравится, возможно, что-то добавить. Я
мог слушать эту версию и обдумывать варианты. А слово “Reach" не
соответствовало идее песни, да и вообще, мне много чего не нравилось в
треке. Так мы и решили изменить песню в корне и получили в итоге
“Amaranth”.
Чья была идея сделать две версии сингла “Amaranth”?
Я думаю, что этих версий гораздо больше! (смеется) А вообще, все это
придумал лейбл. Мне кажется, это правильная политика – финансовой
стороной занимается лейбл, а группа в стороне от этого занимается
музыкой. Ну а что до двойной версии сингла – я думаю, это здорово,
особенно для коллекционером. Разные обложки, бонусы.
Почему вы также записали некоторые с вокалом Марко?
Голос Марко мы записывали, когда у нас еще не было Аннет. Нам это было
необходимо, чтоб увидеть вокальную линию, как она будет развиваться.
А был ли вариант оставить в группе только мужской вокал- вокал Марко?
Ни в коем случае!!! Этого никогда не произошло бы с нами, мы никогда
даже не думали об этом, и я не хочу, чтобы люди думали, что мы можем
даже рассматривать такой вариант. У нас был женский вокал на протяжении
11 лет, и это визитная карточка группы. Я не могу даже вообразить
Nightwish с мужским лидирующим вокалом.
А мы сможем услышать когда-нибудь эти песни в исполнении Марко?
Я не знаю, возможно, что мы выпустим их, как бонусы к синглам.
На новом альбоме есть песня, которая сильно меня удивила - “Sahara”.
Почему вы решили спеть о пустыне Сахара? Вокал на этом треке очень
нехарактерный для Nightwish …
Да, это что-то арабское или северно-африканское… Эта песня
полностью основана на сне, который я видел. Там нет никакого тайного
смысла. Это просто сон о парне, который бродил по пустыне Сахара. Это
просто сон.
И вообще, что вдохновляет тебя на написание песен?
Сочинять песни для меня – это способ убежать от реальности. Я
просто пишу песни о вещах, которые действительно меня интересуют, о
глубоких эмоциях. Я пишу песни для того, чтобы, так сказать,
высвободить демонов, которые сидят у меня в голове. (смеется)
Насколько новый альбом отличается от “Once” (предыдущий альбом – прим.ред.)?
Оба альбома очень эмоциональны. Некоторые гов
орят, что этот альбом что-то совершенно другое, отличное от того, что
мы сделали прежде. Но я должен не согласиться, я не думаю, что они
разные. Хотя, конечно, здесь есть свои крайности и нововведения, и
вокал тоже поменялся, но идеология музыки и дух остались.
А что ты скажешь о процессе записи? Я знаю, что на сей раз вы записывались в известной Abbey Road Studios…
Вообще, мы использовали четыре разные студии. Мы сначала работали в
трех финских студиях, а затем мы поехали в Лондон в Abbey Road Studios,
чтобы записать оркестр и кельтские инструментыв.
Ты следишь за событиями в “лагере” Тарьи Турунен? Ты слышал ее последние работы?
Да, вообще, не очень слежу. Я только слышал, что она делает сольный
альбом, который скоро уже выходит, и я обязательно послушаю, что у нее
получилось. Но вот чтобы следить за ее жизнью… такого нет.
В одном из интервью ты сказал, чтобы приготовиться к концерту, тебе
нужно 5 минут побыть одному, чтобы собраться. Что ты делаешь в эти 5
минут?
Я никогда не волнуюсь перед выходом на сцену, но я действительно
нуждаюсь в этих 5 минутах. Я перечитываю сет-лист, пытаюсь найти
необходимое настроение, думаю о том, что будет происходить следующие
два часа шоу, думаю о песнях и пытаюсь сконцентрироваться. Да, еще
обязательно выкуриваю сигарету.
Когда мы можем ждать Nightwish с концертом в России? Все ждут, когда же вы снова приедете…
Я лично очень расстроен, что мы не заехали в Россию во время тура в
поддержку "Once". Я не знаю почему. Но мы будем определенно стараться
приехать к вам снова. Я думаю, в следующем году. Каждый раз, как мы у
вас играли, публика принимала нас очень тепло. Я бы с удовольствием
вернулся к вам…
Ты сказал, что вокал – твой “самый страшный кошмар на сцене”. Почему это?
Я не люблю петь, и я не очень хорош в этом деле. Но я был должен делать
это в течение нескольких лет прежде, чем мы взяли Марко. Так что меня
это немного напрягало, и я никогда больше не буду петь! (смеется)
Насколько я знаю, этой осенью Spinefarm records собираются переиздать 5
ваших предыдущих альбомов. Там будет что-то новое? Какие бонусы можно
ожидать?
Лично я об этом узнал где-то дня два назад. Я даже не знал, ч
то они собираются переиздавать наши прошлые работы. Я вообще понятия не
имею, что они там делают (дружный смех) Это все наш лейбл, они обычно
не оповещают группу о том, что происходит.
Если б ты мог изменить что-нибудь в истории Nightwish, чтобы ты изменил?
А ничего бы не стал менять. Мне дороги все наши повороты судьбы, все
наши решения, взлеты и падения, ведь все это привело нас к тому, что мы
имеем сейчас. Мы учились на своих ошибках. И я даже не знаю, что бы я
хотел изменить.
Аннет как-то сказала, что она надеется дать Nightwish шведских положительных эмоций. Как думаешь, у нее получилось?
О, да!!! Я думаю, что она один из наиболее открытых, положительных
и ярких людей, которых я когда-либо встречал. Так что она определенно
привнесла некоторый свет в нашу группу. Она балансирует целую команду,
и это очень и очень хорошо.
Участники Nightwish открыты для сайд-проектов? Например, Марко
преуспевает с Tarot и с Brother Firetribe … Это не вредит Nightwish?
Нисколько! У нас полно свободного времени. У каждого есть небольшой
сайд-проект, и каждый может делать все, что хочет, вне Nightwish. А
Tarot – это отдушина Марко, ему очень нравится играть там, это, так
сказать, для души. Я тоже ездил в турне с одной финской группой, но
Nightwish всегда был и остается для нас приоритетом.
Какая песня с нового альбома далась тебе легче, а какая труднее всего?
Создание длинного эпика всегда самое легкое для меня, я не знаю почему.
Создавать “The Poet And The Pendulum”, “Sahara”, “Seven Days To The
Wolves”, “Meadows Of Heaven” было очень легко. Большинство
неприятностей было с такими песнями как “Amaranth” и “Cadence Of Her
Last Breath”. Там мы делали, потом переделывали, потом снова что-то
меняли, в общем, пришлось повозиться.
Туомас 1997 года и Туомас 2007 года – это два разных человека или
нет? Что изменилось в тебе за последние 10 лет и что осталось прежним?
Я тот же самый парень, каким был десять лет назад. Возможно, я стал
даже более скромным, и самооценка понизилась. И еще одна важная вещь,
которая изменилась во мне - я стал более циничным относительно вещей,
которые со мной происходят. Появилось какое-то легкое безразличие. Но
теперь я стал немного побаиваться людей. Смотря на ми
р и его события, стать циником очень легко.
Когда ты основал Nightwish, ты думал, что тебя ждет такой оглушительный успех?
Нет! Это одна из странностей Nightwish, потому что мы никогда не
стремились к чему-нибудь подобному. Мы никогда ничего не ждали. Ни один
из нас никогда не хотел быть рок-звездой. Nightwish был сформирован
только для того, чтобы играть музыку с друзьями, чтобы хорошо проводить
время. И все участники строили совершенно разные планы на будущее,
которое и с музыкой-то не было связано. Все получилось само собой,
когда хобби превратилось в постоянную работу. Я думаю, именно поэтому
мы все до сих пор дружим.
Ты сказал, что лучшим концертом Nightwish был последний концерт с
Тарьей Турунен. А есть ли какие-нибудь концерты, за которые тебе
стыдно?
Нет. Таких нет. У нас не было плохих концертов, мы никогда не срывали
шоу из-за того, что напились или налажали. И я надеюсь, что такого
никогда не будет.
Nightwish и Children of Bodom открыли финскую металлическую сцену миру.
Что ты чувствуешь теперь, когда множество групп пытаются следовать за
вами? Ведь для многих молодых музыкантов вы своего рода идолы.
Это льстит. Когда мы начинали, у нас тоже были идолы, я говорю о
Stratovarius, Amorphis, Sentenced. Они были перед нами, они
протаптывали дорогу на металлический рынок. Если мы сделали то же самое
для нынешнего поколения музыкантов, то это очень здорово.
Вы были в России уже 4 раза. Какой из приездов запомнился тебе больше всего?
Да, пожалуй, что все 4 раза и запомнились. Когда мы были в России -
в Москве и Санкт-Петербурге – это было просто фантастически. Совершенно
сумасшедшая публика. Такое я видел, пожалуй, что только в Южной
Америке. Такие приемы очень ободряют группу и заряжают положительной
энергетикой.
И в заключение, несколько слов вашим русским поклонникам…
Да!! Я сейчас говорю от всей группы - мне стыдно, что мы вот уже
несколько лет не можем доехать до России. Но мы обязательно исправимся
к следующему году. Мы все ждем возвращения в Россию, потому что каждый
наш концерт у вас был по-настоящему классным! Ждите…
Беседовала Ksenia "Wolfin" Хорина
Вопросы также составляли Blindman, Bonez
Перевод с английского - Alfred Gendor
10 сен 2007