В октябре будет уже тридцать лет, как нет в живых Дженис Джоплин.
Кому и о чем говорит это имя? Скорее всего, большинству людей, даже
интересующихся музыкой, не говорит ни о чем или напоминает что-то,
давно канувшее в Лету, а у тех, кому за сорок, возможно, вызывает
обкуренно-алкоголизированные воспоминания бурной молодости времен
раннего застоя, магнитофон «Маяк» и пронзительное «бай-бай, бэйби,
бай-бай»? А ведь именно Дженис Джоплин по сей день считается певицей
номер один в роке, певицей всех времен и народов, к которой по полному
праву (в отличие от многих других) можно применить эпитет «великая». МЕЖДУ НИЧЕМ И ВЕЧНОСТЬЮ Когда в середине семидесятых я впервые услышал Дженис Джоплин, она
мне не понравилась. Тогда мне казалось, что в роке все должно быть или
как у Beatles, или как у Deep Purple, а все остальное не заслуживает
внимания. Спустя несколько лет, уже в более зрелом возрасте, я вновь
услышал записи певицы. Они произвели ошеломляющий эффект: голос,
экспрессия, напор, свобода выражения, убедительность. Было ощущение,
что эта музыка идет из глубин подсознания и разливается в открытом
космосе, заставляя, попут- но, резонировать струны всех родственных
душ. «Нечеловеческая музыка», ? подумал я тогда. Захотелось узнать о
Дженис Джоплин все, ведь прежде я знал о ней только то, что это
«талантливая певица, погибшая в чудовищном мире чистогана и наживы»
(почерпнуто из книги «Музыка бунта» Феофанова, неплохого, в целом,
издания для времен советского «безрыбья»). Стал по крупицам выуживать
информацию, расспрашивал музыкантов, меломанов. Знакомый клавишник из
подпольной группы «Рикки-Тикки-Тави» поведал мне, что Дженис Джоплин ?
это величайшая рок-певица, что по драйву [1] ей равных не было, нет и не будет, а умерла она из-за того, что обширялась [2].
Радиостанция «Голос Америки» тоже внесла свою лепту в мое просвещение.
Помню, одна из их музыкальных передач пришлась на день 8 Марта и была
полностью посвящена женщинам в роке, главным образом Дженис Джоплин. Оказалось, что музыкальное наследие певицы не так велико ? всего
пять «номерных» альбомов (сюда не входят сборники и концертные записи),
что вполне понятно, ведь артистический взлет Дженис составил всего
четыре года ? с 1966 по 1970 год. Ценой немалых усилий мне удалось
записать эти пластинки, они были большой редкостью, потому что не
пользовались особым спросом. Изучив их, я окончательно убедился в гениальности певицы, и сейчас, спустя двадцать лет, продолжаю пребывать в этой убежденности. ДВЕ ИЛИ ТРИ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ Я ЗНАЮ О НЕЙ А в чем, собственно, величие Дженис Джоплин? Довольно нелепый вопрос
применительно к людям искусства, ведь крайне сложно объяснить то, что
воспринимается на чувственном уровне. Но я бы сформулировал ответ
следующим образом. Во-первых, уникальный, узнаваемый из тысяч голос ?
мощный, с диапазоном в три октавы, и абсолютное владение им. Каждая
нота у Дженис звучит каллиграфически точно, упруго, с безупречным
интонированием. Она владела голосом, как Хендрикс ? гитарой: свободно,
без технических и эмоциональных преград, от пиано до фортиссимо, в
любом регистре. Природная обработка голоса делала каждую ее ноту
похожей на цветок с лепестками ? чистый звук, а вокруг ? будто нота
расщепляется на обертоны, призвуки, подсипы, которые обрамляют ее со
всех сторон невероятным многокрасочным венцом. Во-вторых, стиль
исполнения ? страстный, неистовый, бескомпромиссный. Каждое выступление
? как последнее, с полной отдачей, без каких бы то ни было поблажек
самой себе. (Невольно вспоминаются наши попсовые певички, которые
монотонно поют в диапазоне пять-семь нот на невыразительной громкости ?
шепчут чего-то.) ЖИЗНЬ В ВИРТУАЛЬНОМ МИРЕ Эпоха Интернета окончательно увековечила имя Дженис Джоплин, дав ей
новую жизнь ? виртуальную. Когда я задал поисковой системе это заветное
словосочетание ? имя и фамилию певицы, она (система) выдала ссылки на
сто двадцать сайтов о ней. О наиболее интересных из них хотелось бы сказать пару слов. Самый основательный, серьезный и подробный сайт ? www.planete.net/smironne/JANIS/JOPLIN/index.html,
международная страница о Дженис Джоплин, созданная, как ни странно, во
Франции. Ее автор, Серж Миронно, тщательно собрал и систематизировал
информацию о жизни и творчестве певицы, и представил ее с помощью
удобного классификатора. Отдельной похвалы заслуживает дизайн. Сайт
разбит на разделы ? диски, книги, видео, тексты песен, составы,
концерты и т.д. Хорошо сделана схема составов, с которыми работала
Дженис, ? в виде дерева с многочисленными ответвлениями, и никто не
забыт ? указаны все музыканты, все ансамбли, с которыми она выступала
начиная с 1961 года. Интересен календарь творческих событий певицы ? по
дням расписаны все концерты (начиная с выступлений в клубах), работа в
студии, участие в фестивалях, посещение различных тусовок с указанием
адреса (из серии «по джоплинским местам»). Но, пожалуй, самое
впечатляющее ? это подборка текстов: здесь собраны все варианты каждой
песни, когда-либо выходившие на ее пластинках (Дженис часто исполняла
одну и ту же песню по-разному, в том числе меняла и слова). Например,
оказалось, что моя любимая композиция Дженис ?Ball And Chain
?существует в трех вариантах, с небольшими расхождениями. Как известно, широкий успех к Дженис Джоплин пришел, когда она
выступала в составе группы Big Brother And The Holding Company, с 1966
по 1968 годы. Этому коллективу посвящен сайт www.bbhc.com.
Он рассказывает, как певица пришла в группу, как нашла в ней идейных и
музыкальных единомышленников, с которыми она создала свой неповторимый
стиль ? жесткий белый блюз с элементами рока и соул. О том, как
сложилась судьба ансамбля после ухода Дженис, чем занимаются его
участники в наше время, также можно узнать на данном сайте. Наверняка тот, кто захочет попасть на какую-нибудь страницу Дженис Джоплин методом «тыка», наберет адрес www.janisjoplin.com.
Действительно, такой сайт существует, но посвящен он только одному
вопросу ? созданию фильма режиссера Джоэла Фридмена «Джоплин». Это
будет уже третья полнометражная картина о жизни Дженис; в главной роли
? поющая актриса Лора Теодор. На роль Альберта Гроссмана, менеджера и
близкого друга певицы, приглашен Рой Шайдер. Что ж, хотелось бы, чтоб
эта его роль стала такой же блестящей, как роль Джо Гидеона в фильме
«Весь этот джаз»? ОНА СЕЙЧАС У СЕСТРЕ, ОНА ПОЕХАЛА К СЕСТРЫ С сестрой Лорой у Дженис были самые близкие отношения, начиная с
детства. Лора была моложе на шесть лет, и Дженис, на правах старшей
сестры, воспитывала ее, водила в школу, учила уму-разуму. Папашка,
любитель поддать, уделял детям мало внимания, проводя все свободное
время в пивных со своими корешами с консервного завода, где он трудился
в качестве старшего мастера. Мамашка, тихая скромная женщина, весь день
работала в регистратуре местного бизнес-колледжа. В итоге, Дженис была
для Лоры и мать, и сестра, и подружка. Покинув в 1960 году родной
Порт-Артур, она регулярно, до самой смерти, приезжала туда, чтобы
повидать семью, особенно Лору, которой она очень любила изливать душу.
Поэтому неудивительно, что именно Лора стала автором одной из наиболее
достоверных книг о жизни Дженис Джоплин, а с приходом высоких
технологий ? официального сайта в Интернете www.officialjanis.com,
созданного и поддерживаемого семьей и Фондом наследия Дженис Джоплин.
Наиболее интересны здесь воспоминания Лоры о юности Дженис, о
становлении ее личности, об источниках вдохновения, которыми были в музыке ? Бэсси Смит [3], а в жизни ? философия битников [4].
Эти два влияния сохранились у нее до конца жизни, Бэсси Смит была
неизменно любимой певицей, а от битников она не отошла даже в разгар
движения хиппи, хотя испытала влияние и этой философии.1(обратно к тексту)
- Драйв - ритмическая интенсивность (в джазе); в более широком смысле
означает «нечто захватывающее», независимо от ритма, темпа и т.д. 2(обратно к тексту)
- Ширяться ? применять наркотики для внутривенного введения;
«обширяться» ? допустить передозировку (сленг наркоманов, хиппи и
музыкантов). 3(обратно к тексту) - Бэсси Смит (1894?1937) ? выдающаяся американская блюзовая певица, прозванная «Императрицей Блюза». 4(обратно к тексту)
- Битники ? представители молодежного движения США, предшествовавшего
хиппи; идеологами его были писатель Джек Керуак и поэт Аллен Гинсберг. КОСМИЧЕСКИЙ БЛЮЗ Постепенно мы подошли к сайту www.janisjoplin.net,
он же «Kozmic blues page» (название по одноименному альбому 1969 года).
Это лучший, на мой взгляд, сайт из всех, посвященных певице, которые
мне удалось изучить. Его главное отличие ? он сделан с невероятной
любовью к Дженис. Я не знаю, кто такие Len и Anna, указанные как
хозяева сайта, но чувствуется, что это люди, фанатично увлеченные
историей Дженис Джоплин. Им удалось собрать огромное количество
второстепенных, на первый взгляд, но очень важных для поклонников
певицы фактов, документов, писем, плакатов, газетных статей, сувениров,
рисунков, автографов и прочих вещей, имевших отношение к ее жизни.
Именно здесь самая полная подборка фотографий ? около 600, среди
которых редкие дубли известных снимков, включая те, где она сидит в
гримерке со своим любимым ликером «Southern Comfort». Есть ноты
нескольких песен. Много приведено смешных случаев, например, как в
марте 1970 года она была оштрафована за сквернословие со сцены во время
концерта. Гостевая книга сайта содержит интересный опросник, где каждый
называет любимую песню из репертуара Дженис. Я с удивлением обнаружил,
что Ball And Chain не назвал никто; наиболее часто упоминают Piece Of My Heart. На сайте приведены и все документы, связанные со смертью певицы, ?
рапорт дежурного полицейского, протокол вскрытия, заключение
патологоанатома, свидетельство о смерти, завещание. Кстати, число,
которым оно датировано ? первое октября 1970 года, ? наводит на
размышления, ведь умерла Дженис четвертого октября. Официальная версия
о причине смерти ?случайная передозировка героина. Через три дня после
составления завещания? Так случайная ли? Кстати, последнюю волю
покойной исполнили досконально. Тело Дженис было кремировано, а пепел
развеян вдоль Стин-сон-Бич в Калифорнии, недалеко от Сан-Франциско.Вечный Вудсток Компьютер, Интернет и формат MP3 ? это революция. Та самая, о которой мечтали бескомпромиссные рокеры шестидесятых Меняется все в наш век перемен. Приход высоких технологий, появление
домашних компьютеров и Интернета в корне изменили жизнь российского
меломана-рокера. Теперь любой вопрос находит свой ответ после нехитрой
последовательности действий ? ввели интересующее вас имя, и перед вами
пласт информации, для собирания которой по крупицам в прежние годы
требовался не один год и не одна общая тетрадь. Юным рокерам неведомо
то время, когда с замиранием сердца переписывали на пленку с трудом
добытый на одну ночь диск (как правило, в обмен на перепись другого, не
менее ценного диска), одновременно перенося все выходные данные с
конверта и обложки в собственный архив. Имело значение все ? состав,
продюсер, студия, звуко-режиссер, названия и авторы композиций, фирма,
год выпуска. Наиболее фанатичные поклонники успевали переснять обложку,
пуская в ход дешевый фотоаппарат «Смена 8М». Ну а если конверт содержал
еще и тексты песен, то бессонная ночь была гарантирована. Сейчас это уже в прошлом. Выходные данные, фотографии, тексты, все,
что угодно, ? в вашем распоряжении за секунды, стоит лишь «кликнуть»
мышью на соответствующую ссылку. Меломаны получили такое окно в мир, в
том числе и рок-н-ролльный, о котором еще недавно не могли и мечтать.
Рок-энциклопедии, справочники, биографии, ноты, иллюстрированные книги
? все эти традиционные предметы вожделения рокера стали общедоступны.
Домашний компьютер снял все преграды на пути того, кто хочет получить
информацию, хотя, в то же время, убрал он и хорошо знакомый опытным
меломанам азарт самого поиска. Исчез ореол «избранности», возникавший
вокруг каждого, достигшего заветной цели. Теперь любой, кому не лень,
может сам писать на музыкальные темы. Достаточно лишь найти нужный сайт
в Интернете, перевести, добавить молодежного сленга и ? готово (кстати,
именно так и пишут авторы одной популярной московской газеты). Другое достижение современных технологий ? возможность брать из
Интернета музыку в формате МР3. Произведения практически всех
маломальски заметных групп и исполнителей можно найти в Сети. Похоже,
сбывается мечта бескомпромиссного поколения рокеров шестидесятых годов,
которые не хотели, чтобы на их музыке кто-то зарабатывал деньги. Сейчас
все идет к тому, что звукозаписывающие фирмы могут оказаться не у дел.
А зачем они нужны, если музыканты будут запускать создаваемые ими
произведения сразу в Интернет? Диски и кассеты непременно уйдут в
прошлое по мере роста мировой компьютеризации, а меломаны будут ловить
кайф в бездонном виртуальном пространстве, устроив себе в нем вечный
Вудсток. Формат МР3, заложивший основы подрыва деятельности фирм грамзаписи,
показал, что даже в сжатом виде музыкальные файлы могут обладать
хорошим качеством воспроизведения. Сейчас уже многие меломаны
отказываются от традиционных компакт-дисков, переходя на музыкальные
CD-ROM?ы, которые, занимая столько же места на полке, вмещают в себя
музыки в пять-десять раз больше, причем практически без потери
качества. Если все будет развиваться по нарастающей, то и CD-ROM?ы
скоро станут не нужны. Для прослушивания музыкальных произведений будет
достаточно зайти на соответствующий сайт в Интернете и запустить нужный
файл. Кстати, место на полке, которого сейчас так не хватает
меломанам-коллекционерам (большинство из них жалуются, что диски уже
некуда складывать), освободится полностью. Правда, непонятно, чем оно
будет занято, ведь книг, скорее всего, тоже не будет в эпоху всеобщей
интернетизации. Но это только прогнозы, сейчас же мы являемся свидетелями
становления новой, виртуальной системы хранения и передачи музыкальной
информации. А ее потребителям, меломанам всех мастей, можно дать только
один наказ: «Рокеры! Целеустремленней осваивайте новые знания; глубже
изучайте компьютерные технологии; в этом ? наш успех построения
музыкального Универсума».
СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР Нельзя обойти вниманием и российский сайт ? janis.newmail.ru/index.html.
Сделан он достаточно фессионально, со знанием дела, ссылка на него есть
даже на официальном международном сайте. Хорошо представлены биография
и дискография певицы; особо удалась создателям страничка «FAQ»,
состоящая из наиболее частых вопросов и ответов на них. Единственное, в
чем не могу согласиться с авторами, так это в том, что фильм «Rose» не
имеет отношения к Дженис Джоплин, ведь именно она послужила прототипом его главной героини. Неплохо постарались меломаны в Польше ? польский сайт www.arcana.com.pl/music/janis.html
значительно превосходит по качеству многие западноевропейские. Особенно
хорошо подобраны фотографии, их немного, но все очень выразительные. НЕ ЗАРАСТЕТ НАРОДНАЯ ТРОПА Скорее всего, никто никогда бы не услышал о городе Порт-Артур, штат
Техас, если бы в нем не родилась Дженис Джоплин. Жители этого
небольшого городка, обозначенного далеко не на всех картах США,
находящегося, если говорить нашим языком, в бомонтском районе
хьюстонской области, свято чтят память певицы. Ей посвящена отдельная
страница на сайте города ? www.portarthur.com/janis/index1.html.
Из нее можно узнать об открытии музея Дженис, установке памятника, о
проведении ежегодного музыкального фестиваля памяти Дженис Джоплин.
Приводится даже подробная карта, как найти Порт-Артур и проехать к
нему. Из прочих сайтов о певице заслуживают внимания www.geocities.com/hollywood/5312 ? сайт «Life & Time», содержащий интересные фотографии и плакаты, прикольные документы, письма; www.rockhall.com
? сайт Зала славы рок-н-ролла, где можно найти страничку Дженис,
рассказывающую о состоявшемся в 1993 году заключении певицы в эту
священную обитель; довольно неплохи страницы Дженис Джоплин в музыкальных энциклопедиях ? www.allmusic.com и www.rollingstone.com. АГОНИЯ И ЭКСТАЗ То, что жизнь Дженис должна была оборваться очень рано, было
заложено в самой ее природе. Алкоголь, наркотики, свободная любовь,
работа на эмоциональном надрыве ? все это не могло не сыграть свою
роковую роль. Дженис Джоплин была из тех, кто не знал рационального и
существовал на чувственном уровне. «Она пронеслась через свою жизнь,
давя на газ и не обращая никакого внимания на красный свет», ? писал А.
Галин [5]. Иногда я думаю: что было бы, если б Дженис Джоплин не умерла? Как
сложилась бы ее судьба, что бы она делала сейчас? Вижу два возможных
пути. Первый. Она продолжает выступать и записывать диски до середины
семидесятых, затем исчезает на несколько лет. В это время проходит
курсы лечения от алкоголизма и наркомании. В восьмидесятые она вновь
появляется, но уже в новом, более респектабельном имидже, а музыкальный
стиль меняется в сторону коммерческого поп-рока. В этом образе ?
уважаемой всеми «бабушки» рока, вроде Тины Тернер, ? она и существует,
записывая раз в 4?5 лет по альбому и выступая иногда с концертами.
Второй путь. Она выступает до середины семидесятых, затем исчезает
практически навсегда. Ведет затворнический образ жизни, наподобие Греты
Гарбо, лишь изредка давая интервью и появляясь на приемах. Думаю, что
второй путь был бы более вероятен. Трудно представить себе Дженис
Джоплин в современном бездуховном шоу-бизнесе, где музыка
подстраивается под вкусы публики, причем не самой взыскательной, и
выхолащиваются основные ценности рок-искусства. Она полностью
принадлежит тому времени, той эпохе «власти цветов» и «занятий любовью,
а не войной», которая вряд ли уже повторится в нынешнем рациональнофм и
попсовом мире. Поэтому, когда вас охватит отчаяние от очередного наступления по
всем фронтам армии киркоровых, апиных и стошневских, пойдите в
ближайший супермаркет, возьмите бутылку «Southern Comfort», распейте ее
дома, одновременно врубив на полную мощь Ball and Chain, окунитесь в виртуальную бездну вечнозеленого наследия Дженис и забудьте на время
Категория: О зарубежных | Добавил: Older (06.03.2008)
| Автор: Александр Осипов
Просмотров: 909
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]