История английской группы, занявшей 2-е место (после Led Zeppelin) в
списке «100 величайших исполнителей хард-рока» VH1 и повлиявшей на
многие направления современного металла, началась в 1967 г., когда в
Бирмингеме, промышленном центре, жителей которого не очень жалуют в
Британии, образовалась команда из шести юнцов The Polka Tulk Blues Band
(вскоре – просто Polka Tulk). Вокалист Джон Майкл Осборн, еще в детстве
прозванный Оззи, как сокращение фамилии, а также из-за его любимой
сказки «Волшебник страны Оз» (как-то услышал, что это прозвище ему дали
зэки, когда Осборн попал на энное кол-во суток в тюрьму за учиненный
дебош, и даже успели ему сделать такую татуировку! Если услышите такие
россказни – смейтесь в лицо), и гитарист Теренс Майкл Батлер, он же
Гизер, т.е. Чудак (так он обычно называл всех, о ком говорил), раньше
входили в выступившую всего пару раз группу Rare Breed, а затем дали
объявление о поиске музыкантов для нового коллектива. На призыв
откликнулся гитарист Фрэнк Энтони Айомми. Увидев Оззи, он воспротивился
играть с ним, так как знал этого парня еще с детства и жутко его не
любил, но, по настоянию приятеля, передумал. Этим приятелем был
приведенный им в группу ударник Билл Уорд, с которым они играли в
команде The Rest, переименованной в Mythology и вскоре ставшей
историей. Были еще ритм-гитарист Эрнест Чатауэй, которого сменил Джимми
Филлипс, и саксофонист Алан Кларк, но они были для остальных лишними,
да и звуки, которые Тони извлекал из гитары, им не нравились. В июне
1968 г. группа якобы распалась, а потом соединилась в квартет с более
лаконичным и понятным названием – Earth. Блюз-роковая «Земля» долго
была никому неизвестна, и в декабре Тони перебрался в Jethro Tull на
место Мика Абрахамса. Поиграв там недели три и поучаствовав в
«Рок-н-ролльном цирке» The Rolling Stones (The Rolling Stones’
Rock’N’Roll Circus), он, к счастью, вернулся, а общение с Иэном
Андерсоном пошло лишь на пользу – Айомми понял, что надо писать свои
песни и репетировать по графику, а не когда заблагорассудится. Однако
популярность, а с ней и обеспеченная жизнь все не приходила. И вот
Earth пригласили в один клуб, где кто-то поблагодарил их за сингл,
который они не выпускали, т.е. их приняли за другую группу с тем же
названием. Пришлось даже поиграть что-то танцевальное, но их быстро
прогнали. Не желая путаницы в будущем, ребята принялись подыскивать
новое название. Между тем их менеджером стал Джим Симпсон – бывший
джазовый трубач, а ныне заведующий клубом «Henry’s Blues House» и
организатор гастролей. Сначала ребята просто попросились выступить в
клубе. Джиму они понравились, и он устроил им концерты в Европе, в т.ч.
в Германии. К сожалению, на группу часто не обращали никакого внимания.
Пришлось все время усиливать звук, а однажды Оззи даже вымазался с
головы до ног пурпурной краской. Кстати, в честь Симпсона, который для
ознакомления снабдил их разными джаз-пластинками, они даже записали
демо с блюзом «Song for Jim», не реализованное и по сей день. Благодаря
случаю ребята окончательно переключились на более тяжелую музыку,
которую (еще и с мрачными текстами) тогда, в эпоху хиппи, не играл
больше никто. Они репетировали в студии напротив кинотеатра, где шел
какой-то фильм ужасов, и тут Тони сказал: «Если люди платят за то,
чтобы посмотреть страшное кино, то почему бы не дать им страшную
музыку?» Сказано – сделано. И пусть и раньше были группы, пытавшиеся
играть потяжелее, но то был все же прото-металл. К тому времени Гизер,
поклонник Денниса Уитли, писавшего романы о черной магии, сочинил песню
«Black Sabbath» – по английскому названию фильма ужасов 1963 г.
итальянского режиссера Марио Бава с Борисом Карлоффом в главной роли (в
оригинале – «Три лица страха»). Итак, ситуация разрешилась, и в октябре
1969 г. белый свет увидела группа Black Sabbath – источник вдохновения
для многих современных металлистов. Вообще прикольная четверка
собралась. Осборн, происходивший из бедной семьи (как, впрочем, и
остальные), до этого часто воровал и несколько раз попадал в тюрьму, но
решил посвятить себя року, услышав по радио «битлов»; однако петь он
фактически не умел – и голос был грубоват, и вопил он жутко. Батлер
взял в руки бас, но из-за нехватки денег сначала сделал его из гитары,
что делало звучание не совсем таким, как нужно, да и потом в его игре
осталось многое от ритм-гитары. Уорд, по его же утверждению, не мог
сыграть даже простой ритм 4/4 и поэтому не смел называть себя
барабанщиком, а скорее джаз-перкуссионистом. Но самым уникальным был
Айомми. В последний день работы на фабрике по производству листового
металла, откуда Тони решил уйти, чтобы полностью отдаться музыке (тогда
еще в The Rest), ему отрезало почти половину среднего и безымянного
пальца правой руки. Его босс, зная об увлечении парня музыкой, принес
ему в больницу пластинку гитариста Джанго Рейнхардта, потерявшего
пальцы в пожаре, и убедил Тони не отказываться от гитары. Будучи
левшой, тот сначала пытался играть правой рукой, но затем натянул на
гитару сверхлегкие струны, снятые с банджо, а на искалеченные пальцы,
ставшие очень чувствительными, надел протезы из горлышка пластиковой
бутылки из-под моющей жидкости. И эти странные парни должны были
изменить ландшафт современной музыки.
”BLACK SABBATH”(1970).Дела налаживались, и в ноябре 1969 г. ребята за
пару дней и 600 фунтов выдали на-гора свой первый студийник, песни из
которого уже давно звучали по клубам. Они даже не думали, что дела
пойдут дальше этого, а Оззи лишь хотел показать отцу свое имя на
пластинке, которое, кстати, переврали на Осси. (Когда позже он это
сделал, Джек Осборн спросил: «Сынок, а ты точно куришь только
сигареты?») Продюсировал альбом мало кому известный тогда Роджер Бейн –
в будущем маститый звукорежиссер. Запись оставляет желать лучшего: хотя
гитара и бас выделяются, но над вокалом надо работать; что касается
Уорда, то, может быть, он не лучший ударник на свете, но дело свое
знает. В музыке мало разнообразия, да и тексты не являются откровением.
Пара композиций соединены вместе, превращаясь в продолжительные сюиты,
которые на некоторых изданиях идут одним треком. Все записанное
появилось благодаря студийным джемам, из которых потом вырезали
ненужное. С самого начала у группы было несколько фишек. Особенно
этим может похвастаться Тони. Тут и простые, но зловещие риффы, словно
в ответ на фильмы ужасов, и сдвоенные гитарные соло, записываемые так,
чтобы на каждом стереоканале звучание несколько отличалось, и
искаженный саунд, появившийся из-за того, что Тони однажды не мог
извлечь нужные звуки из своего усилителя, ударил его ногой и что-то
сломал. Гизер решил повторять риффы Айомми на басу, а Уорд придумал
следующее: когда гитара с басом играли громче, он стучал тише. Таким
образом, если другие участники рок-триумвирата, т.е. Deep Purple и Led
Zeppelin, играли тогда все-таки хард, с примесью арт-, фолк-,
блюз-рока, то уже на дебютнике музыку Black Sabbath можно местами
назвать настоящим металлом, где упор делается на мощные запоминающиеся
риффы (правда, блюзовые влияния все равно более чем заметны). Кроме
того, темы, характерные для их творчества, популярны в металле и поныне
– дьявол, гнев на мир, неприятие истеблишмента, наркотики. Кстати,
тексты в основном писал Гизер, а Оззи ему иногда помогал. Симпсон
здорово побегал в поисках фирмы звукозаписи, которой стала Vertigo.
Вышел же дебютник группы, не имеющий названия или, если хотите,
названный по первой песне, в пятницу, 13 февраля 1970 г. В США Warner
Bros. издали его лишь в июне. На обложку поместили «Ведьму» Маркуса
Кифа с изображением специально приглашенной на фотосессию женщины –
зеленовато-бледной, словно из могилы, с тенью улыбки на лице.
Рисованный фон представляет водяную мельницу Мейплдарем на Темзе в виде
неуютного домика с красноватыми деревьями вокруг, на ближайшем из
которых сидит ворона. Внутри пластинки, по инициативе лейбла, был
перевернутый крест с мрачным стихотворением в прозе. Все это вкупе
привело к тому, что некоторые СМИ нарекли ребят чуть ли не
представителями дьявола на земле, да и рок вообще многие стали называть
«дьявольской музыкой». 1) «Black Sabbath». Дождь в начале – это на
самом деле искажение записи жарки яичницы на сковороде. Иногда слышны
раскаты грома, а вдалеке мерно звонит колокол. Стихотворение на обложке
(«Still Falls the Rain») является прекрасной прелюдией к этой одной из
самых мрачных композиций за всю историю группы, а то и металла вообще
(недаром вокалист Godsmack Салли Эрна назвал ее «the darkest song
ever»). Вот откуда потянулись щупальца дума! Неожиданно вступает
жесткая ритм-секция – медленные ударные, умиротворяющий бас, мрачно
риффующая гитара, повторяющая три ноты. Тони использует интервал
тритон, еще со средних веков называемый «дьявольским». Его считали
крайне оскорбительным и даже запрещали, веря, что такие звуки могут
вызвать Сатану, а сейчас им пользуются многие рок-группы. В
определенный момент гитара начинает отрывисто ныть (те же три ноты) под
еле слышный бас и глуховатые барабаны, а голос Оззи выражает
неподдельный страх. Герой видит «фигуру в черном» – ответственного за
конец света дьявола, который с улыбкой подбивает людей на неблаговидные
поступки и готовит для них адский огонь, – но он «избранный» и должен
противостоять Сатане. Согласно легенде, Батлер хотел почитать
что-нибудь о черной магии и взял книгу у Осборна; и вот ночью он
проснулся, ощутив чье-то присутствие, и увидел в комнате темную фигуру,
тут же растворившуюся в воздухе; он бросился к шкафу, где стояла книга,
но она исчезла. Гизер рассказал об этом Оззи, который и написал текст к
готовой музыке. Впечатляют крики «О нет!», после чего музыка опять
утяжеляется, а гитару эффектно сопровождает пульсирующий бас. После
двух куплетов темп через какое-то время ускоряется, Оззи поет о том,
что дьявол желает довести дело до конца, а люди в страхе бегут. Строка
«Это ли конец, мой друг?» намекает на слова «Это конец, мой друг» («The
End» The Doors). С очередной порцией криков «Нет!» музыка становится
быстрее и тяжелее, переходя в заключительное соло с отлично завывающей
гитарой, выражающей сочувствие человечеству и словно иллюстрирующей
бегство героя от Сатаны. В конце жесткая ритм-секция делает несколько
этаких пулеметных очередей – видимо, бегство не удалось. Как переводить
название этой вещи, а заодно и группы, вопрос, конечно, интересный.
Шабаш здесь не при чем («черный шабаш» – это вообще оксюморон), а речь
идет о дне отдыха, который может быть субботой (у евреев), воскресеньем
(у христиан), а то и пятницей (у мусульман). Однако будем переводить
«Черная Суббота», тем более что такое понятие есть в иудаизме: если
Тиша Бе-Ав, традиционный день скорби по разрушенному Иерусалимскому
храму, приходится на субботу, которая и называется «черной», то его
переносят на воскресенье. 2) «The Wizard». От мрачного дума
переходим к тяжелому, но более оптимистическому блюзу типа «Чем мы хуже
Led Zeppelin?». С паузами звучит губная гармоника, на которой Оззи
неохотно играл по просьбе Тони, а затем ее сопровождают риффы гитары
под мощные барабаны и плотный бас. Через некоторое время гитара звучит
на фоне быстрых ударных, но затем все повторяется заново – правда,
недолго. Возникает отличный риффинг, один из самых запоминающихся на
альбоме, Уорд выводит замысловатый рисунок, а Осборн поет о чародее,
который своей магией прогоняет зло и делает счастливыми людей,
встречающихся ему на пути. Некоторые посчитали, что речь идет о
человеке, снабжавшем ребят наркотиками, но на самом деле это Гэндальф
из «Властелина колец». Гармоника периодически возвращается в
инструментальных частях, исполняя соло. Впоследствии Оззи, уже начав
сольную карьеру, даже взял себе прозвище Чародей (или Колдун – если
считать его не добрым, а злым ). 3)
«Behind the Wall of Sleep». Начинается эта вещь, запоминающаяся менее
всех остальных, с полуминутного инструментала «Wasp», в котором гитара
периодически солирует в блюзовом духе, жужжа, как оса. Вскоре после
изменения гитарного саунда появляется Оззи. Вокал записан по-разному на
двух каналах, что создает ощущение, будто поют двое. В песне говорится
о страшном суде, приснившемся герою песни, к которому обращается
Осборн. Нечто подобное действительно привиделось во сне Гизеру.
Название напоминает о рассказе Лавкрафта «Beyond the Wall of Sleep».
После второго куплета идет более жесткий риффинг, Оззи поет о том, что,
лишь обратившись в труп, можно победить угрызения совести, а затем
следует небольшая инструментальная часть, в которой гитара солирует под
ритм, задаваемый басом и барабанами, и реприза «Wasp». Если вокальные
фрагменты звучали мрачновато, то здесь появляется оптимизм. Из
последнего куплета мы узнаем, что герой проснулся после кошмара и
увидел сияющее солнце. Постепенно остаются одни ударные, которые
затихают. 4) «N.I.B.» Еще до того, как умолкают последние звуки
предыдущей темы, нарастает звук баса. Этот инструментал также имеет
собственное название – «Bassically» (не опечатка, а каламбур – «В
основном бас»). Затем возникает отличный риффинг – сначала искаженный
басовый под еле слышные барабаны, потом гитарный под более громкую
ритм-секцию. Первые четыре ноты риффа взяты из композиции Cream
«Sunshine of Your Love». Оззи восклицает «О да!» и начинает рассказ о
Люцифере, полюбившем земную женщину. Вот такая необычная песня о любви!
Оказывается, врагу рода человеческого ничто (или хоть что-то)
человеческое не чуждо, и это изменило его в лучшую сторону. В более
лиричном припеве ударные цокают, словно бубенцы тройки, а голос Оззи
становится особенно трогательным. Гитара в сольной части с фирменным
дублированием звучит весьма эмоционально, отображая чувства Сатаны.
Завершаем еще одним гитарным соло и громким «бамц!». Остается вопрос о
сокращении в названии. На самом деле это слово «nib», т.е. «острие
пера». Именно на него, по мнению Оззи, была похожа борода Билла, из-за
чего тот даже получил прозвище Нибби. В конце концов название
прилепилось и к песне, а чтобы всех запутать, сделали якобы сокращение.
Получилось в духе Led Zeppelin – совершенно безотносительно к
содержанию. Поскольку поклонники эту историю с бородой
не знали, то мозговали сами. Самым популярным вариантом стал Nativity
In Black («Рождество в черном цвете» – вот почему кто-то даже решил,
что Люцифер полюбил Деву Марию) – такую расшифровку на концертах в
составе Black Sabbath давал Дио, и два трибьюта, посвященных группе,
вышли под этим названием. Еще один вариант от фэнов – Name In Blood
(«Имя, запятнанное кровью»). Некоторые оригиналы додумались даже до
Nuns In Bondage («Монашки, практикующие садомазохизм»). 5) На разных
дисках под № 5 присутствует одна из двух песен с первого демо-сингла
группы. Так бывало часто, когда альбом выпускали по обе стороны
Атлантики. Английская версия содержала «Evil Woman (Don’t Play Your
Games with Me)» – кавер на композицию американской группы Crow,
ритм-энд-блюз на тяжелой основе. Уорд громко ударяет по тарелкам,
Айомми выдает блюзовые аккорды, слышны медные духовые, а потом бас
начинает выдавать повторяющийся рифф, дублируемый гитарой. Оззи, вокал
которого здесь звучит менее эмоционально, обращается к женщине,
являющейся, по мнению его героя, воплощением зла. Она обманывала его, а
теперь хочет, чтобы он признал своим ее ребенка, но ему эти игры уже
надоели. Соло, в котором гитару сопровождает все тот же басовый рифф,
вышло неплохим, но коротким. Заканчивается песня быстрым диминуэндо. На
американской версии, из-за проблем с авторскими правами, была уже
«Wicked World» – собственная вещь ребят, идея сочинения которой
принадлежала Симпсону. Записывали ее явно позже и, вероятно, с
аппаратурой похуже, что сказалось на качестве звука. Билл стучит по
хай-хэту, присоединяются солирующая гитара и пульсирующий бас. Со
сменой мелодии вскоре появляется Оззи, поющий о «злом мире», где
постоянно происходят войны, обыкновенные люди вынуждены тяжким трудом
зарабатывать себе кусок хлеба, а политикам наплевать. Для США песня
была смелой – тут есть намек на Вьетнамскую войну и строки о полетах на
Луну, на которые тратятся большие деньги, в то время как люди где-то на
Земле умирают от болезней. Пронзительный вокал искажен так, будто идет
из телевизора, и чем-то напоминает Иэна Андерсона. Композиция не так уж
плоха, но и не особо интересна. Запоминается лишь середина, в которой
гитара неожиданно начинает играть в несколько восточном духе, а бас
замедляется и стихает, а затем гитара недолго воет в одиночку. Этот
выражающий сочувствие вой есть и в конце. Когда в 1996 г. фирма
Castle Records издала ремастированный каталог Black Sabbath, в дебютник
включили обе вышеуказанные композиции, поставив «Wicked World» в конце. 6)
«Sleeping Village». Под акустическую гитару слышится варган (играет
Бейн) – популярный у азиатов щипковый инструмент (пластинка с
металлическим язычком), который прижимают к зубам. Оззи поет всего
несколько строк: «Солнце красное встает, спит село, петух поет. Средь
ветвей бриз дует нежный, на душе так безмятежно» (перевод мой).
Атмосфера создается потрясающая, и можно было эту часть сделать
побольше, но появляется жесткая ритм-секция и начинается
продолжительный инструментал «A Bit of Finger» (как воспоминание Тони о
покалеченных пальцах) с несколькими изменениями темпа, а также
неплохими гитарными риффами и соло. Под гитарный вой переходим к
последнему треку. 7) «Warning». Пульсирующий бас, вскоре
сопровождаемый эмоциональной гитарой, говорит о начале самой длинной
композиции не только на этом альбоме, но и на всех остальных. Это еще
один кавер (последний у группы, если не считать «Blow on a Jug») – на
этот раз на вещь группы The Aynsley Dunbar Retaliation, выпустившей ее
на сингле в 1967 г. Что интересно, ударник Эйнсли Данбар, позднее
побывавший в Journey и Whitesnake, окажется и в группе Оззи Осборна.
Герой песни вспоминает о первой встрече с той, кто отвергла его любовь
и собирается уйти (вероятно, к другому). В тот день солнце застили
темные тучи, море волновалось, выл ветер, однако он не обратил внимания
на это предупреждение. Первое соло получилось коротким, но зато
органичным. Вторая сольная часть, называемая «This Time is a Subject of
Dispute» (можно действительно спорить о ее целесообразности), более
сумбурна, поскольку сюда свалили в кучу разные импровизационные куски
(говорят, на самом деле тема длилась минут 35). Сначала все инструменты
звучат вместе, но выделяется гитара; постепенно ритм замедляется, но
потом начинается вполне приличный инструментал в несколько неторопливом
темпе; в конце концов остается одна гитара, на которой Айомми «пилит»
довольно долго – сначала это раздражает, но затем он играет вполне
нормальную мелодию; немного лиричности, немного жесткого риффинга,
немного воя, однако все равно затянуто и криво слеплено. Наконец к
риффующему Тони присоединяются его товарищи, а Оззи заканчивает рассказ
– опечаленный герой видит, как уходит его любимая. «Бамц!» – и
композиция завершается. Альбом, считаемый многими определяющим для
тяжелого металла в целом, вскоре занял 8-е место в Великобритании и
23-е – в США. Критики не понимали, что на их глазах творится история, и
разносили новых звезд в пух и прах (за музыку, за тексты, за
«сатанизм»), в нью-йоркской газете «The Village Voice» альбом назвали
«худшим из всего, что есть в контркультуре на пластинке», но успех был
невероятно большим, ребята выступали на фестивалях, открывали концерты
Pink Floyd, побывали в Европе. Осборн на сцене принимал образ этакого
сумасшедшего колдуна и прыгал как лягушка, что контрастировало с
серьезной музыкой, которую они играли. Многие невзлюбили группу еще
до выпуска дебютника, а группа оккультистов, считая ребят «своими»,
даже предложила им сыграть на церемонии в Стоунхендже. Получив отказ,
те пригрозили, что проклянут «ненастоящих сатанистов». Оззи отнесся к
этому серьезно и попросил отца, работавшего на металлургическом заводе,
сделать ему крест. Эти предметы, освященные для того, чтобы отгонять
злых духов, надели на себя все «блэк-саббатовцы», с тех пор никогда их
не снимая, что выглядело несколько странно, когда песни были о не самых
вроде бы христианских вещах. Однако сатанистской группа никогда не
была, черной магией они, вопреки слухам, не занимались, а образы зла в
их песнях лишь предостерегали от подобных вещей, а не призывали к их
совершению.
“PARANOID”
(1970).Выпустив свой эпохальный, пусть и не лишенный недостатков
дебютник, ребята понимали, что нужно пользоваться моментом. К
сожалению, многочисленные выступления – неизменное следствие
появившейся славы – приводили к большим нагрузкам. Расслаблялись
сначала с помощью спиртных напитков, но и наркотики были не за горами.
Из-за «сатанистской» славы группе не позволили давать концерты в
Америке, где совсем недавно Чарльз Мэнсон ( человек, про которого
группа System Of A Down написала песню A.T.W.A) со своей бандой
устроил кровавую резню, в которой погибла Шэрон Тейт, жена Романа
Поланского. Однако Симпсону удалось организовать для ребят концерт на
базе ВВС США, после чего они приступили к записи второго альбома,
продолжавшейся пять дней в двух лондонских студиях. Многие вещи
придумали еще во время записи первенца, поэтому «между первой и второй
перерывчик небольшой». Продюсером опять стал Роджер Бейн, вновь
подчеркнувший звучание гитары, однако в целом саунд, хоть и немного
улучшившись, по-прежнему грязноват, ударные звучат как-то далеко, а бас
иногда пропадает. Причины этого были понятны в случае с дебютником
(нехватка времени и средств), но почему вновь то же самое? Пластинка
получилась гораздо менее блюзовой и более тяжелой за счет упора на
риффы, а отсюда более ровной и в то же время разнообразной, чем
дебютник. Продолжительных импровизаций практически нет, а грубоватый
голос Оззи улучшился и стал эмоциональнее. В композициях все время
меняется темп, что является, помимо всего прочего, результатом
увлечения Led Zeppelin (особенно от них тащился Билл Уорд). Что
касается текстов, то в них повествуется о серьезных проблемах
современности, многие из которых были, скажем так, запрещенными темами,
и именно Black Sabbath мы должны благодарить за мрачность современного
металла, потому что другие группы, исследовавшие в то время тяжелую
сторону музыки, были не столь пессимистичны. В Великобритании альбом
вышел 18 сентября 1970 г., а в США – в январе следующего года. 1)
«War Pigs». Именно с этой песни начинаются классические вещи группы,
построенные по принципу «тихо – громко – тихо – громко». Медленно
стучат барабаны, играет бас, мрачно подвывает гитара, затем слышна
сирена, предупреждающая о воздушном налете, а вдалеке вроде бы звучат
выстрелы. Начинает мощно риффовать гитара, причем долгие паузы эффектно
заполняются сначала лишь тихими ударными, а потом и голосом Оззи.
Мелодика очень напоминает «Behind the Wall of Sleep» с предыдущего
альбома, а поется здесь о «свиньях войны» – коррумпированных генералах,
которые не беспокоятся о «пешках», посылаемых на смерть, а сами при
этом находятся в безопасности в своих бункерах. Это песня о любых
войнах, поскольку о Вьетнаме, как утверждает Осборн, они ничего не
знали, но идея композиции появилась после концерта на базе. С
изменением мелодики ритм-секция показывает отличную слаженную игру, а
Оззи весьма эмоционально говорит о современных политиках, которые
отсылают на войну бедняков, а сами наживаются. Что же, мало что
изменилось с тех пор и, вероятно, никогда не изменится, поскольку
процент сволочей велик во все времена. В воющем гитарном соло
чувствуются нотки осуждения, а бас и ударные вносят свою лепту. В
последнем куплете, по музыке полностью повторяющем первый, повествуется
о Судном дне, в который Бог отправляет всех вышеупомянутых гадов в ад к
Сатане, хотя они и падают на колени и просят прощения. В заключительном
соло, названном «Luke’s Wall» (так Тони увековечил имена двух членов
дорожного персонала группы – Джеффа Лукаса по прозвищу Люк и Спока
Уолла), искаженная гитара сначала звучит помрачнее, прямо-таки в духе
современного дума. Отличный инструментал, где ничего ни прибавить, ни
отнять. В конце музыка – точнее говоря, сама запись – неожиданно
ускоряется (как на грампластинке, на которой скорость переставили с 33
до 78 об/мин), а потом внезапно прерывается. Кстати, именно по первой
вещи хотели сначала назвать альбом, но звукозаписывающая компания
воспротивилась из-за продолжающейся тогда Вьетнамской войны, а ведь
группа должна была отправиться с концертами в США. Осложнений никто не
хотел, поэтому название поменяли, однако осталась обложка Маркуса Кифа,
на которой присутствует размытое и растроившееся (от слова «трое»)
изображение выходящего из мрачного леса человека с пластиковым свиным
рылом, держащего меч и щит. Также еще хотелось бы отметить влияние этой
композиции на творчество Metallica, а именно на альбом «Master of
Puppets». Тема войны явно отразилась в «Disposable Heroes», а слова
«death’s construction» из первого куплета попали в заглавную вещь.
Вероятно, можно обнаружить еще какие-то детали. 2) «Paranoid».
Нечто, совершенно противоположное тому, что мы только что услышали.
Если первая песня была длинной и в основном медленной, то теперь мы
имеем нечто небольшое и быстрое. Таких вещей менее 3 минут у Black
Sabbath очень мало (в основном это инструменталы). Эта штучка с
прото-спид-металлическим звучанием первоначально была просто филлером,
поскольку сочинили ее буквально за 15 минут в самую последнюю очередь,
чтобы заполнить место на пластинке. Тем не менее, песня стала настоящим
хитом (4-е место в Великобритании в качестве сингла) и заняла 13-е
место в списке «500 величайших рок-песен всех времен» журнала «Rolling
Stone», хотя ничего особенного в ней вроде бы и нет. Видимо, импонирует
здесь именно простота. Так как Black Sabbath испытывали влияние Led
Zeppelin (особенно их первого альбома), то неудивительно, что неплохой
риффинг этой вещи взят из «Dazed and Confused», да и несколько задорный
темп тоже характерен больше для «Дирижабля». Лирический герой –
неудачник, который явно не может приспособиться к реальной жизни. Он
одинок, постоянно ходит смурной, ничто не делает его счастливым, он не
знает любви, и люди думают, что он спятил. Говорят, ребята даже не
знали, что такое «параноик», но Гизер, которого так часто называли
другие, посчитал, что слово звучит круто. Однако по тексту видно, что
слово не совсем подходит. Заглядываем в «Большой энциклопедический
словарь» и находим, что паранойя – это «психическое заболевание,
характеризующееся стойким систематизированным бредом (преследования,
ревности, изобретательства и др.)». Впрочем, греческое слово «paranoia»
означает «умопомешательство» и в этом случае действительно к месту.
Соло звучит несколько странно, но в контексте песни эффектно, так как
здесь звучит пропущенный через что-то бас, искаженный звук которого
напоминает бензопилу. Популярность сингла, вышедшего еще до второго
альбома, даже вышла группе боком во время выступления в Ньюкасле, где
пришлось утихомиривать пьяную публику, полезшую на сцену и учинившую
погром. Оззи сказал, что был потрясен таким отношением, когда зрители
хотели просто дотронуться до них, а не слушать их песни, и заявил, что
в таком случае синглы им лучше вообще не выпускать. Синглы, конечно,
еще были, но выходили они у группы сравнительно редко, чтобы люди
покупали целые пластинки. 3) «Planet Caravan». Совершенно необычная
вещь, своей психоделичностью похожая скорее на Caravan (думаю, название
в связи с этим выбрано не случайно). Возможно также, что здесь Тони
вспомнил о трех неделях, проведенных с Jethro Tull. Тихо играют гитара
и бас, а их сопровождают словно звучащие из-под воды бонго – деревянные
барабаны, используемые в африканской и кубинской музыке. Голос Оззи
пропущен через усилитель «Лесли», создающий неповторимый эффект
нахождения в акваланге или скафандре и искажающий его до
неузнаваемости, из-за чего некоторые решили, что поет вовсе не Осборн,
а, например, Уорд. В композиции говорится о космическом путешествии, а
упоминание «кроваво-красного ока великого бога Марса», вероятно,
означает, что астронавты покинули Землю из-за постоянно идущих на ней
войн. Можно также представить, что речь идет о двух влюбленных, которые
смотрят на звезды и представляют себе, что летят в космосе, а Марс
упомянут просто так. В джазовом соло, в звучании которого чувствуются
восточные мотивы, Тони показал, что он умеет издавать из гитары и
нежные аккорды, на протяжении всей композиции он играет на синтезаторе,
а под конец еще и на фортепьяно. Заканчивается эта вещь диминуэндо,
словно герои песни улетают от нас. Хотя многие поклонники Black Sabbath
подавляющим большинством игнорируют «Межпланетный караван», неплохой
кавер на нее сделали Pantera на альбоме «Far Beyond Driven». 4)
«Iron Man». Начинается эта классическая вещь с глухого размеренного
барабанного стука. Следом раздается гитарный рев и жуткий искаженный
роботоподобный голос («Я – железный человек!»), явно повлиявший на
такой вид вокала, как гроулинг. Затем появляется простой, но отличный
риффинг – один из самых известных в истории металла, ставший для
начинающих рок-гитаристов основным для изучения. О его популярности
может также сказать то обстоятельство, что его постоянно «поют» Бивис с
Батхедом. Эмоциональный голос Оззи, эффектно растягивающего звуки,
рассказывает нам фантастическую историю, которую Гизер сочинил,
отталкиваясь от названия, придуманного Осборном. Суть такова: некто
отправляется в космическое путешествие и попадает в будущее, где видит
конец света; он хочет предупредить всех в своем времени, но на обратном
пути проходит через магнитное поле и его тело становится стальным;
монстру, который не может говорить, никто не доверяет, и в гневе он
обрушивается на весь свет, приводя его к тому самому концу, который он
видел в будущем. На этот сюжет группа даже хотела сочинить целую
рок-оперу, но дальше этой композиции дело не пошло. Медленный темп
вызывает в голове картину идущего робота, а Уорд отлично лупит по
тарелкам. В небольшой сольной части ритм ускоряется, а продублированная
гитара играет под отлично пульсирующий бас. После еще одного куплета
звучит очередной инструментал – гитара ревет, потом сочувственно
стонет, а ударные напоминают скачущих лошадей. Кстати, новая версия
«Железного человека», которую можно услышать на альбоме «Reunion»,
получила «Грэмми». 5) «Electric Funeral». С первых же секунд
вырисовывается мрачная картина. Ревущее «вау-вау» гитары, звучащей
будто под водой, сопровождается тяжелым басом и медленным стуком
ударных. Голос Оззи звучит весьма мощно, только непонятно, почему он
слегка гнусавит. Он поет о ядерной войне и ее последствиях –
разрушенных зданиях, радиации, сходящих с ума выживших людях, буйстве
разных банд типа Ангелы Ада. В общем, погребальная песнь, прекрасно
описывающая конец западной цивилизации. После первой вокальной части
начинают быстро стучать барабаны, к ним присоединяется гитара, потом
одинокий риффинг знаменует начало новой части – более быстрой. Слова
«Электрическое погребение» зловещим голосом повторяют Гизер и Билл.
Хотя тема песни несколько напоминает «War Pigs», здесь и музыка, и
стихи мрачнее. Конец тоже похож – после Судного дня души злых людей
отправляются в ад. Медленное окончание диминуэндо звучит так, словно и
сами музыканты спускаются в преисподнюю. 6) «Hand of Doom». Начало
сделано в блюзовом духе – тихо играет бас, тихо присоединяются ударные
и гитара. Оззи на этом фоне звучит особенно громко, хотя голос он не
повышает. Зато когда музыка утяжеляется, усиливается и голос. После
пары переходов от более тяжелого звучания к тихому появляется неплохой
риффинг, а Оззи еще более пронзительно продолжает обращаться к парню,
который вернулся из Вьетнама и, не способный приспособиться к
реальности, подсел на наркотики – героин и ЛСД («кислоту»). Странно
слышать эту вещь от людей, которые сами в будущем должны были познать
пучину наркотической зависимости. По теме, образам и переходам от
лирике к тяжести (словно символ вкалывания героина) эта вещь очень
напоминает композицию «Heroin» The Velvet Underground 1967 г. Риффы
постоянно меняются – они режут воздух, проникают в мозг, вспарывают
сознание. Небольшое гитарное соло с некоторым налетом Востока
сопровождается громким стуком барабанов и тихим басом. Затем музыка
возвращается к началу, а Оззи поет о том, что ничто не может спасти
беднягу и ему суждено умереть. Заканчивается песня затихающим басом.
Кстати, есть мнение, что дум-металл был назван именно по этой
композиции, хотя несогласные с этим считают, что все началось с альбома
Candlemass «Epicus Doomicus Metallicus». 7) «Rat Salad». Первый
инструментал группы, сделанный отдельным треком и появившийся на свет
как результат вдохновения от «Moby Dick» сами знаете кого. Даже
структура его точно такая же. Получилось, впрочем, как-то неярко. Воет
гитара, постепенно вступают бас и ударные, которые периодически выходят
на передний план. Гитарная линия является джазовой импровизацией на
тему соло из предыдущей композиции. Ударные начинают вести быстрый
ритм, а затем мы переключаемся на их соло, длящееся всего секунд
пятьдесят. Затем вновь присоединяется гитара и вскоре все
заканчивается. Что касается странного названия, то в контексте всего
альбома мне кажется, что «салат из крыс» – это вполне может быть то,
что люди едят после ядерной войны. Инструментал был настолько известен,
что братья Ван Халены хотели даже в его честь назвать свою группу (Rat
Salade). 8) «Fairies Wear Boots». Сравнительно тихо риффует гитара,
звук которой разведен по двум каналам. Присоединяются спотыкающиеся
ударные, гитара усиливается, а потом солирует под пульсирующий бас и
никуда не спешащие барабаны. Уже название этого вступительного
инструментала, звучащего больше минуты, а именно «Jack the Stripper»
(вместо Джека-Потрошителя имеем Джека-Стриптизера), говорит о том, что
вещь будет несерьезной. Наконец появляется отличный риффинг, а Оззи
решает поведать нам о том, к чему может привести увлечение
психоделическими средствами. Его герой возвращается как-то домой и
видит, как феи (или эльфы) в ботинках танцуют с гномом. Такое вроде бы
приключилось с Гизером на самом деле. Никакие бритоголовые, с которыми
у группы было столкновение после злополучного концерта в Ньюкасле,
здесь не при чем, хотя об этом говорят многие источники и сами
«блэк-саббатовцы». Видимо, это объяснение пустили в оборот, чтобы люди
поменьше ассоциировали группу с наркотиками. Эмоциональное гитарное
соло, в конце которого вновь повторяются мотивы «Джека», отлично
сопровождается басом и барабанами. В последнем куплете мы узнаем о том,
что герой отправился к доктору, который сказал ему: «Сынок, ты зашел
слишком далеко, ведь ты только то и делаешь, что куришь и видишь
глюки». И причем здесь скинхеды? В таком случае, «Snowblind» с «Vol 4»
повествует о горнолыжниках. В любом случае, песня показывает, что у
ребят было чувство юмора. Многие современные группы страдают именно его
отсутствием, что, впрочем, нельзя считать недостатком. Это просто
констатация факта. Заканчивается композиция еще одним гитарным соло,
постепенно затихающим. Это аутро явно повлияло на еще одну композицию
Metallica – «For Whom the Bell Tolls». Прослушайте и сразу заметите
сходство. Что же, классика классикой, но для полного счастья чего-то
все-таки не хватает. Тем не менее, именно «Параноик» занял первое место
в чартах Великобритании, став самым коммерчески успешным и известным
диском Black Sabbath. Такого успеха не удастся повторить ни одному
другому их альбому, а его влияние на современные металлические команды
ощущается до сих пор. В США пластинка добралась только до 12 места,
зато хит-парад не покидала целых 65 недель, а к началу 1995 г. стала
четырежды «платиновой». Последовали турне по Америке и Европе, в
результате которых популярность коллектива еще увеличилась, а
мастерство исполнения возрастало. В январе 1971 г. группа выступила в
лондонском Royal Festival Hall. Вместе с тем жизнь в дороге продолжала
время от времени вызывать стресс, который приходилось снимать не самыми
полезными для здоровья средствами. Поначалу наркотиками увлеклись Оззи
и Билл, однако позднее на них подсели и Гизер с Тони.