“MASTER OF REALITY” (1971). Вскоре после записи второго альбома ребята
уволили менеджера Джима Симпсона, хотя именно он и раскрутил их до
статуса звезд. Сделать это им посоветовали Патрик Михан и Вилф Пайн –
эта парочка менеджеров сказала, что Джим со своими обязанностями не
справляется, да и платит им мало. И действительно – зарабатывали они не
очень много, а концерты были расписаны на полгода вперед. Тем не менее,
вот так распрощаться с человеком, практически вытащившим их «из грязи в
князи», было, на мой взгляд, неэтично. Пригласив «блэк-саббатовцев» на
встречу, прохвосты подали лимузин, отвезли ребят в шикарную гостиницу,
а потом в клуб на ужин с шампанским. В общем, пообещали богатую жизнь,
которая парням, вышедшим из бедноты, и не снилась. Видимо, именно
благодаря этому Оззи смог наконец жениться на некой Тельме Райли, став
отчимом ее сыну Эллиоту. Джим с тем, что его кинули, мириться не
захотел и подал в суд за нарушение условий контракта, однако судебное
разбирательство длилось несколько лет. Тем временем назрел вопрос о
третьем альбоме. На этот раз записываться решили в Лос-Анджелесе,
однако теперь это растянулась на несколько месяцев. Причиной были
постоянные концерты и не очень хорошее состояние здоровья участников
группы – Оззи пил, Тони тоже, а Билл вообще не помнит о своем участии в
записи и высказывает предположение, что стучал по барабанам кто-то
другой. Кстати, по его утверждению, эта работа вообще стала концом
классической эры Black Sabbath. Что же, «Paranoid» стал весьма
популярным, но третий диск, вышедший 21 июля 1971 г., оказался,
по-моему, более зрелым и интересным, с некоторой долей
экспериментальности (что уже стало неотъемлемым аспектом творчества
группы), а его влияние заметно в творчестве множества современных
команд. Цельность пластинки, возможно, также связана с тем, что
эпических вещей нет и поэтому она очень мала по продолжительности
(менее 35 минут даже тогда, по-моему, было уже маловато) и вполне
концептуальна, с очень серьезными и глубокомысленными текстами, которые
стали еще интереснее. Следует также упомянуть и Оззи, голос которого
стал еще сильнее и больше варьируется. Именно на данном альбоме
появилась еще одна инновация, касающаяся звучания, которое, почти
совсем лишившись блюзовых моментов, стало еще более тяжелым – возможно,
самым тяжелым, если оценивать все альбомы группы (с Оззи, по крайней
мере). Получается настоящая стена звука. И если на первых двух альбомах
можно было говорить о металле с натяжкой, то здесь этой натяжки уже не
требуется. Впрочем, эта тяжесть контрастирует с более легкими вещами
(тоже обязательная фишка), хотя темноты здесь хватает. Но почему же так
вышло? Дело в том, что, поскольку после несчастного случая пальцы Тони
стали очень чувствительными, он вынужден был использовать сверхлегкие
струны. Это ему не нравилось, и он решил настраивать свою гитару ниже.
Чтобы играть в унисон, то же самое сделал и Батлер. В результате звуки
получались более низкими и, следовательно, более тяжелыми для уха.
Впоследствии подобная практика стала популярной среди большинства
металлических команд. Продюсером вновь был Роджер Бейн, но звучание
в целом изменилось – помимо вышеупомянутой тяжелой стены звука, нужно
еще сказать о том, что гитара стала более, так сказать, хрустящей, бас
выражен сильнее, а вот ударные несколько глуховаты. К сожалению,
после двух интересных обложек здесь нам не представляют вообще ничего –
лишь название группы и альбома, написанное большими буквами. Это просто
постер Маркуса Кифа, не вышедший в широкий тираж и больше напоминающий
изображение для футболки, чем обложку замечательного альбома. Даже Оззи
как-то сказал, что это «a load of crap» («куча дерьма», короче говоря).
Впрочем, какой-то смысл здесь имеется, поскольку музыка на альбоме
такая же, как эти буквы, – очень черная, с оттенками темно-красного и
серого. 1) «Sweet Leaf». Звучит пущенный петлей кашель (вроде бы
Айомми, но некоторые утверждают, что Батлера), записанный случайно, но
все-таки оставленный (что, по моему мнению, является одним из самых
несерьезных начал для рок-альбома), а затем следует отличный медленный
риффинг, шествующий в динамиках, будто огромный динозавр. То, что
напоминает признание в любви к девушке, на самом деле является
настоящим гимном марихуане. Именно от нее, сильно затянувшись, кашляет
в начале один из участников группы. Нужно сказать, что в то время все
четверо курили ее довольно часто. Оззи поет о том, что обычные люди не
приемлют это растение, но он мечтает о том времени, когда эту
замечательную вещь полюбит весь мир. Название Осборн взял с пачки
сигарет, купленных в Дублине; на ней было написано, что табак – это
«сладкий листок». Инструментал в середине то наполнен жутковатыми
звуками, то показывает нам скоростной стук барабанов под гитарные
завывания. Заканчивается композиция диминуэндо под шумное дыхание
курильщиков марихуаны. 2) «After Forever». Нарастает шум ударных, и
после небольшого синтезаторного гудения (хотя возможно, что это
пропущенная через что-то гитара), напоминающего ветер в трубе. По всей
видимости, именно этот короткий инструментал называется «The Elegy». Во
всяком случае, музыка той части, которая следует дальше после
вступления всей ритм-секции, уже не печальна (именно такой должна быть
«элегия»), а в некоторой степени даже задорна (окрещу-ка я эту часть
«Задор»). Энергичный риффинг сопровождается ритмичными барабанами и
мелодичным басом. Риффы становятся отрывистыми, а Оззи поет настоящую
прохристианскую вещь, текст которой (как и музыку) полностью написал
Айомми (случай уникальный – больше такого вплоть до «The Seventh Star»
не будет). Фактически это зарождение уайт-металла – направления в
современной музыке гораздо менее распространенного, чем блэк-металл.
Осборн, напоминающий ветхозаветного пророка, обращается к тем, кто не
думает о спасении своей души после смерти, кто не сделал Бога частью
себя, кто считает папу римского дураком, которого следует повесить, и
т.п. Со своей стороны, в то же время, он говорит, что познал истину,
изменился и теперь готов предстать перед троном Божьим в Судный день.
После первого куплета повторяется «Задор», а после второго риффинг
меняется и Оззи хочет убедить всех в том, что «Бог – это единственный
путь к любви». Вновь звучит «Задор», вновь повторяется первоначальный
риффинг, а Осборн продолжает обвинять какую-то часть современных людей
в том, что они не лучше тех, кто когда-то распял Христа, и не хотят
воспользоваться шансом обрести прощение высшей силы. Следующее далее
соло звучит в подтверждение этих мыслей, и особенно эффектно
получилось, когда гитара скачет из одного динамика в другой. У меня при
этом возникает образ пророка, который желает быть в нескольких местах
одновременно, чтобы донести до людей свою весть. После очередного
повторения «Задора» Оззи произносит последний куплет, прося безбожников
впустить Господа, прощающего все грехи, внутрь себя, пока не поздно.
Знаете, у меня иногда возникают сомнения, а не прикалывались ли ребята.
Я верю, что они считали себя истинными христианами и сделали тут
уступку тем, кто называл их сатанистами, однако церковь почему-то все
равно отнеслась к этой композиции негативно, назвав ее богохульством.
Заканчивается все последней репризой «Задора» и затихающим гудением,
которое слышалось в начале. 3) «Embryo». Сочиненный Тони короткий
инструментал на полминуты, в котором мрачно играют гитара, напоминающая
электроскрипку, и бас. Вот вам еще одна вещь, которая могла повлиять на
дум-металлические команды. Маленькая и простая, как эмбрион, но все
равно запоминающаяся. Вполне можно расценивать ее как интро к следующей
композиции, тем более что и паузы между ними нет. Да и из чего ведь
дети вырастают? Из эмбрионов, конечно! 4) «Children of the Grave».
Тихо вступают ударные, сопровождаемые усиливающимся басовым галопом и
шумом барабанов, звучащим так сухо, словно кто-то быстро бьет палкой по
мусорному баку. Напряжение нарастает, а затем идет отличный риффинг,
галопирующий так же, как раньше бас, под быстрый ритм ударных, причем
звучание тарелок здесь продублировано, чтобы сделать его еще мощнее.
Что же, Уорд просто молодец! Периодически подвывает гитара. Думаю, что
все эти звуки, рисующие в голове картину марширующих людей, явно чем-то
недовольных, сыграли не последнюю роль во влиянии на трэш. Наконец Оззи
начинает петь очередной антивоенный опус – надо сказать, очень
пафосный. Современные дети должны бороться со злым миром, чтобы в нем
победила любовь (вот «блэк-саббатовцы» и вспомнили, что живут в эпоху
хиппи!), а иначе может получиться так, что они просто исчезнут. В
середине темп, задаваемый ударными, замедляется и некоторое время
слышны мрачные клавишные. Возвратившийся Осборн обращается к
современным детям, чтобы они пытались внушить другим любовь, а не то
они вполне могут стать «детьми могилы». По словам Оззи, каждое
поколение ненавидит что-то, связанное с тем, каким сделало мир
предыдущее поколение, и хочет революционных изменений. Таким образом,
получается в некоторой степени панк-песня. В отличие от «War Pigs», в
тексте есть надежда, но, несмотря на это, музыка все-таки мрачнее.
Пронзительное соло в конце звучит просто класс – что же, Тони умеет
отразить сочувствие к человечеству – и прерывается аутро «The
Haunting». То затихает, то усиливается жутковатое гудение, а на этом
фоне Оззи несколько раз шепотом произносит «Дети могилы», как бы не
желая, чтобы его послание забылось. Наконец все стихает. (Нужно
заметить, что на некоторых изданиях альбома имеется такая путаница, что
инструментал «Embryo» объединяют с данной композицией, а ее аутро
индексируют в качестве отдельного трека.) 5) «Orchid». Еще один
инструментал от Тони, в котором акустическая гитара играет красивую и
грустную мелодию, сопровождаемую периодическим гудением баса. Вновь
сказывается влияние Led Zeppelin, чей третий альбом был
полуакустическим. Не знаю, причем здесь орхидея, но у меня она
ассоциируется с «детьми-цветами». Как бы то ни было, получилась хорошая
расслабляющая интерлюдия между двумя более тяжелыми композициями.
Кстати, именно благодаря этой вещи Микаэль Акерфельдт понял, как
назвать дебютник Opeth. 6) «Lord of This World». Композиция
начинается с инструментала «Step Up» – мрачно риффует гитара, мощно
присоединяются ударные, громко играет бас. Вскоре после изменения
мелодии музыка по-прежнему остается неторопливой, а Оззи начинает петь.
Его слова являются обращением Сатаны к тем, кто отвернулся от Бога и
решил пойти по пути зла, а не любви. «Вы даже не ощутили утрату души,
которую я у вас забрал», – поет Осборн, и именно такие люди сделали
дьявола «властелином этого мира». Что же, становится понятным название
всего альбома в целом, но почему выбрали именно его, а не название
данной песни? Может быть, потому, что «повелитель реальности» – это не
только Сатана, который правит бал в современном мире, но и
человечество, которое чувствует себя непобедимым, хотя и близится к
собственной гибели. Соло, в котором ощущается некоторая джазовость,
показывает слаженное звучание ритм-секции – все инструменты (мрачная
гитара, цокающие ударные, притягательный бас) отлично слышны, и ни один
из них не стремится выделиться. Гитарный вой эффектно подчеркивает
голос Оззи, который кричит: «Властелин этого мира, злой хозяин… Теперь
он ваш исповедник!» В последнем куплете Сатана, который выглядит здесь
не таким уж отрицательным персонажем, говорит, что те, кто обращались к
нему, чтобы удовлетворить свою гордыню и алчность, вряд ли вспомнят о
нем на смертном одре. Естественно, они вспомнят о Боге, но к тому
времени будет уже поздно. В конце представлено еще одно соло, и вновь
ребята показывают класс. Последним штрихом звучит стихающее гудение
баса, словно выражающее печаль. 7) «Solitude». Обалдеть! Одна из
лучших баллад в роке за всю его историю. Успешная попытка сочинить
что-то вроде средневекового мадригала. Сделана настолько прекрасно, что
забыть ее, раз услышав, невозможно. Играет грустная гитара,
сопровождаемая не менее печальным басом. Голос Оззи, несчастный
донельзя, здесь приобрел совершенно не свойственные ему интонации,
из-за чего некоторые путают его с Уордом и отказываются верить правде.
К вокалу присоединяется флейта, которую взял в руки Айомми. Да, не
прошли даром три недели в Jethro Tull. Браво, Тони! Герой Оззи страдает
от одиночества, поскольку любимая его покинула, хотя он и просил ее
остаться. Теперь он ощущает себя никем и только то и делает, что плачет
и вспоминает ее. Музыка медленно затихает, однако еще долго звучат еле
слышные колокольчики. Впоследствии эта композиция закрывала концерты во
время турне «Sabotage» – вероятно, для того, чтобы эта музыка успокоила
разгоряченных слушателей. 8) «Into the Void». Достойное завершение
альбома! Вновь мощно риффует гитара, присоединяются медленные ударные и
звучный бас, который будет отлично играть на протяжении всей
композиции. Этот вступительный инструментал называется «Deathmask», и
данное зловещее слово («Маска смерти») вполне соответствует музыке.
Риффинг меняется, а вступающий вокал Оззи отражается эхом, создавая
несколько психоделическую атмосферу. Возникает ощущение, что он поет в
той самой пустоте, которая упоминается в названии. В композиции поется
о кораблях, отправляющихся в космос прочь от зла, творящегося на Земле:
«Везде бедствия и несчастья, воздух, земля и море умирают от
загрязнения». Оставаться на Земле равносильно самоубийству. В середине
ритм ускоряется, и когда Оззи поет о тех, кто хочет «найти иной мир,
где ждет свобода», живо представляешь себе ракеты, летящие в
космическом пространстве. Словно для того, чтобы еще раз убедить всех в
том, что они не сатанисты, Оззи в последнем куплете произносит:
«Оставьте Землю Сатане и его рабам». Затем мы имеем отличную сольную
часть с эмоциональной сдвоенной гитарой. Эффектно звучит, когда жесткий
гитарный саунд заполняет паузы, делаемые ритм-секцией. Все
замечательно, только вот окончание уж очень внезапное, особенно если
учесть, что это последняя композиция альбома. Можно было все-таки еще
пару минут досочинить. Видимо, благодаря тому, что группа до этого
давала концерты в США, альбом занял здесь более высокое 8-е место, в то
время как на родине дела ухудшились (5-е место). Кроме того, стали
происходить разные неблагоприятные события вроде угроз от разных
маньяков устроить над участниками группы расправу, появления на сцене
человека с ножом, возжелавшим принести Тони в жертву, или толпы ведьм,
просящих ребят их «благословить». Как бы группа ни старалась дать миру
понять, что они не поклоняются Сатане, многие в это почему-то
отказывались верить, видимо, думая, что такую музыку христиане играть
не могут. Декабрьские концерты пришлось отменить, поскольку Уорд и
Осборн оказались в больнице: первый – по причине физического истощения,
усугубленного кокаинизмом, второй – с ларингитом. Тони даже обещал их
обоих уволить, если такое безобразие не прекратится. “VOL 4”
(1972)Четвертый альбом участники группы сначала записывали в Лондоне,
но потом перебрались в Лос-Анджелес, взяв в аренду какой-то особняк. К
сожалению, данную работу можно назвать топтанием на месте, а то и шагом
назад, поскольку каких-то откровений он не содержит и поэтому был
встречен поклонниками без особого восторга. По мнению большинства, этот
диск является худшим из первых шести так называемых «классических»
дисков группы, а некоторые уже с этого альбома считают падение команды
с пьедестала, на который она так быстро взобралась. В любом случае,
этот альбом можно считать переходным, и поэтому звучит он
соответствующим образом. Однако что стоило ожидать, когда ребята
постоянно сидели в джакузи и баловались то девочками, то травкой или
кокаином, и когда становилось скучно, шли в студию? Естественно, с
таким подходом к творчеству на запись ушло несколько месяцев. Как ни
странно, альбом, выпущенный 25 сентября 1972 г., получился неплохим.
Группа продолжает исследовать территории, на которые раньше их нога не
ступала, временами превращая музыку в настоящий прогрессивный металл
(или, по крайней мере, в то, что в дальнейшем повлияло на данный жанр),
и экспериментов здесь больше, чем раньше. Композиции по-прежнему
многочастны, и даже самые тяжелые вещи в некоторых местах становятся
тише и мягче. Тони уже не строит песни лишь на одном риффе, а выдает их
целыми пачками. Что касается Оззи, то голос у него становится только
лучше (все-таки пока еще молод!). Из текстов почти полностью исчезла
назидательность, и теперь нам меньше говорят о внешнем мире,
переключившись на внутреннее «я» человека. И все же, несмотря на
имеющиеся достоинства, альбом кажется менее цельным, чем предыдущие
(даже по сравнению с дебютником). Продюсером стал Патрик Михан,
однако не без участия Black Sabbath (читай – Тони). Не знаю, что бы
получилось, если бы Патрик работал сам, но микширование явно было
подпорчено. То, что звучание отличается, причем не в лучшую сторону,
слышно практически сразу. Хотя гитара записана с более тяжелым и
агрессивным звучанием, а из ударных стал больше слышен хай-хэт, бас и
вокал оказались чуть приглушенными. Обложку на этот раз нарисовал
некто Хью Гилмор, и оно снова выглядит как изображение на майку. Ну что
это такое? Оззи, чья фотография с какого-то концерта сделана в
инфракрасном исполнении, расставил руки в стороны и показывает пальцами
букву V, т.е. «мир вам». Лучше, чем на предыдущем альбоме, но все равно
ничего особенного. Правда, символично то, что в следующем году США
вывели свои войска из Вьетнама. 1) «Wheels of Confusion». Композиция
начинается сразу со всех инструментов, причем гитара прекрасно играет в
блюзовом стиле. Даже как-то странно слышать такое после столь тяжелого
альбома, как «Master of Reality». Затем появляется риффинг, а вскоре
Оззи начинает петь. Вокальная мелодия такова, что от нее исходит аромат
загадочного Востока. Не могу описать словами, почему возникает такое
ощущение, но это действительно так. Лирический герой когда-то был полон
грез, не знал страхов, думал, что в мире царит счастье и любовь, но,
видимо, это все оказалось иллюзией. В середине музыка ускоряется, и
спустя некоторое время гитара начинает играть неплохую мелодию, к
которой присоединяются странноватые звуки, напоминающие сирену. Гитара
при этом периодически путешествует из динамика в динамик. Вокал
возвращается под агрессивный риффинг – здесь упоминается название
композиции, которое можно перевести как «механизм разрушения грез». В
последнем куплете говорится о том, что жизнь – это игра, но, как ни
стараешься, победителей нет, а мир продолжает вертеться и после того,
как ты умрешь. Когда мы думаем, что композиция внезапно закончилась,
начинается отличный инструментал «The Straightener», напоминающий
саундтрек к вестернам Серджо Леоне. Его название я бы перевел как
«нечто, исправляющее ситуацию», хотя Тони, возможно, имел в виду что-то
другое. Играет акустическая гитара, подключается мощный грязноватый
риффинг и плотный бас, а ударные начинают вести ритм; сдвоенное
гитарное соло, следующее после риффов, звучит весьма эмоционально.
Музыка затихает, но после паузы акустическая гитара повторяет основную
мелодию. 2) «Tomorrow’s Dream». Более короткая вещь на манер
«Paranoid», но запоминается гораздо хуже. Риффует гитара, стучат и
цокают ударные, Оззи поет в продолжение предыдущей темы. Герой хочет
уехать подальше от той жизни, которая его окружает, от женщины, которую
он любил, и оставить печаль и сердечные муки. В третьем куплете, в
котором говорится о желании позабыть обо всем, чтобы вновь иметь
возможность мечтать, на фоне грязной (в духе индастриала) ритм-секции
проскакивает акустическая гитара. Далее следует сольная часть, в начале
которой слышится странный свист, возможно, выражающий ту скорость, с
которой герой желает покинуть любимую (точнее говоря, бывшую любимую).
Действительно, почему она должна быть единственной в его сердце? Да ему
лучше без нее! Эх, самообман! 3) «Changes». Еще одна неплохая
баллада в актив группы (хотя и хуже «Solitude»), поражающая тем, что
исполняется без какой-либо гиперболизации описываемых чувств, нередко
имеющейся в тех случаях, когда поется о любви. Играет фортепьяно, его
сопровождают убаюкивающие звуки меллотрона. Говорят, Тони написал песню
после того, как целый день сидел за фортепьяно, хотя до этого он на нем
никогда не играл. Тема, затронутая в предыдущей композиции,
показывается здесь совершенно в другом разрезе. Вновь есть герой и
женщина, которую он любил, но на этот раз она его покинула. Оззи тогда
переживал разрыв с Тельмой, и поэтому в его скорбном голосе нет ни
грамма фальши. «Я переживаю перемены!» – эти слова эффектно отражаются
эхом. Им было хорошо вместе, но эту идиллию нарушил злой мир (дружно
забыли про алкоголь и наркотики !),
и теперь нужно приспособиться к переменам. Он помнит ее последние
прощальные слова и очень хотел бы вернуться назад во времени, чтобы все
изменить. Текст проще того, что звучит в этой песне, трудно отыскать,
но разве это недостаток? Не все же время поражать своим словарным
запасом или необычными рифмами. Как я уже говорил, в целом получилось
неплохо, хотя и напоминает ресторанные песни, исполняемые тапером. Хотя
подавляющее большинство поклонников группы разнесло эту вещицу в пух и
прах, самому Оззи она, видимо, жутко нравится, а иначе как объяснить
тот факт, что в 2003 г. он перезаписал ее вместе со своей дочерью Келли
для ее одноименного альбома? 4) «Fx». Обязательный инструментал,
звучащий как предтеча эмбиента, даркуэйва и прочих подобных направлений
современной музыки, в то же время напоминая ранний Pink Floyd. Его
сущность составляют странные жутковатые звуки с паузами. Говорят, они
были произведены с помощью распятия на шее Тони, которым он ударял о
гитару, создавая все эти эффекты. Fx – это и есть сокращение слова
«effects». Был когда-то даже такой американский фильм, название
которого перевели как «Иллюзия убийства». Многие считают этот трек
чушью, но я к странной музыке всегда проявлял интерес. 5)
«Supernaut». Композиция, представляющая собой отличный сплав буги,
психоделии и металла. Звенят тарелки, начинает риффовать гитара,
присоединяются бас и ударные. Музыка покоряет своей мощью и звучит
достаточно весело, но вот в отношении текста эта вещь – одна из самых
непонятных. Весьма любопытно уже название, в котором соединились слова
«super» и «astronaut», т.е. получаем какого-то «суперкосмонавта».
Несмотря на то, что тема покорения космоса в то время была актуальной,
здесь явно имеется в виду еще и слово «psychonaut», означающее
человека, который использует психотропные препараты для получения
своеобразных переживаний, а затем размышляет о них и применяет это с
пользой для себя. Тот, от чьего лица поет Оззи, утверждает, что имеет
все и может побывать где угодно – от лунных гор до края радуги, где
находится золото. В инструментальной середине звучат прикольные
перкуссии, в духе Сантаны, а затем возобновляется риффинг. В последнем
куплете герой говорит, что он не является сторонником никакой религии и
не нуждается в друзьях, и предупреждает, чтобы никто не пытался с ним
контактировать во избежание потрясений. Возможно, в названии заложен и
намек на слово «Juggernaut» (Джаггернаут) – одно из имен Кришны, на
санскрите (правильнее Джагганата) означающее «повелитель мира». В его
честь часто устраивают празднества, во время которых тысячи паломников
двигают тяжелую колесницу с изображением божества через плохо
проходимые пески к его дому. Время от времени кто-нибудь из них может в
исступлении броситься под колеса, в связи с чем в английском языке это
слово стало означать силу, сокрушающую все на своем пути. Наркотики
ведь тоже можно отнести к подобной силе. Заканчивается композиция
диминуэндо, словно герой (кто бы он ни был) улетает от нас. Еще более
тяжелую версию песни сделали в свое время Ministry, часто исполнявшие
ее на концертах. 6) «Snowblind». Вступает вся ритм-секция, играющая
в среднем темпе. В гитарном саунде чувствуется некоторый холодок еще до
того, как дело доходит до текста. Вообще «снежная слепота» – это боль в
глазах от яркого солнца, отражающегося от снега, но Оззи поет о
«снежке», т.е. кокаине, который позволяет почувствовать себя
счастливым, когда тебе больно, однако постепенно замораживает мозг и
приближает смерть. В то время все участники группы круто на него
подсели. Таким образом, мы имеем еще одну композицию, посвященную
наркотикам. В конце первого куплета Осборн даже шепотом добавляет:
«Кокаин» (видимо, для тех, кто в наркоманском сленге не разбирается и
думает, что речь в песне идет о горнолыжниках ).
В первоначальном варианте он это слово повторял после каждого куплета,
но представители звукозаписывающей компании настоятельно
порекомендовали так не делать. Впрочем, на концертах запретить это уже
никто не мог. В середине музыка становится лиричнее, а когда она
убыстряется, гитара звучит весьма эмоционально под сбивающийся ритм
ударных. Оззи обращается к людям, которые говорят, что он поступает
неправильно; он называет их неудачниками, которые не могу понять, что
ему, возможно, лучше в этом своем мире, где он ожидает прихода
собственного ледникового периода. На последнем куплете появляются
космические клавишные, отлично сопровождаемые эмоциональной гитарой,
пока все не стихает. Придумавший основной рифф Гизер говорил, что
музыка эта ему приснилась; он даже записал ноты, но потом не смог
отыскать этот листок. Кстати, первоначально ребята хотели назвать
альбом именно по этой вещи, но люди с лейбла в очередной раз отказались
выполнить их желание, боясь отрицательной реакции общественности. Так и
получилось это глупое «Том 4». Однако ребята прикололись по-другому –
они поблагодарили компанию COKE-Cola, перефразировав таким образом, с
юмором и с намеком на кокаин, название Coca-Cola. Правда, те используют
марку «Coke» еще с 40-х годов. Кстати, песня «Snowblind» есть у Styx на
альбоме «Paradise Theater», но это просто совпадение. Также кавер на
эту песню сделали всем нам хорошо известные Системщики. 7)
«Cornucopia». Самая сумбурная вещь на альбоме, но будущие думеры явно
ее не проморгали – в особенности мрачный риффинг, сопровождаемый
неторопливой ритм-секцией. Он будет появляться в этой композиции еще
несколько раз. Темп ускоряется, а Оззи начинает петь. О чем же нам
решили поведать в песне под названием «Рог изобилия»? Гизер написал
текст после того, как услышал по радио, что в эту неделю во Вьетнаме
было убито «всего» 25 человек. Он решил покритиковать внешне
благополучное капиталистическое общество, однако эта иллюзия
благосостояния, олицетворяемого, помимо всего прочего, спортивными
машинами, позволяет не терять рассудок. Темп то замедляется, то
ускоряется. После середины с мрачными риффами возвращается вокал. Герой
песни уверен, что сумасшествие все равно наступит, когда люди, которые
постепенно лишаются души, поймут, в каком мире живут. 8) «Laguna
Sunrise». Еще один инструментал. Звучат две акустические гитары, каждая
на своем канале. Присоединяются струнные – точнее говоря, изображающий
их меллотрон. Получилось красиво и грустно – и действительно словно
оказываешься где-то на тропическом острове и наблюдаешь восход солнца.
Тони посвятил эту вещь Калифорнийскому заливу, на берегах которого
записывался альбом. 9) «St. Vitus’ Dance». Короткая поп-вещица с
коммерческим потенциалом. Сразу же вступает вся ритм-секция с мощной
гитарой, которая в течение композиции переключается с более
оптимистического риффинга на нечто тяжелее и темнее и обратно. Оззи
говорит с кем-то о женщине, с которой тот встречается. Этот парень,
вероятно, хочет порвать с ней, считая, что она гонится за его деньгами,
но на самом деле это не так. Нужно попытаться исправить ситуацию,
возникшую из-за того, что кто-то на нее наклеветал. Местами музыка
звучит прямо-таки мажорно. Честно говоря, не могу понять, причем здесь
пляска святого Витта или хорея Сиденхема – нервное заболевание,
сопровождаемое непроизвольными судорогами разных частей тела (в средние
века такие больные посещали часовни Св. Витта). Видимо, понравилось
словосочетание. Кстати, именно по этой вещи была названа
дум-металлическая команда Saint Vitus. 10) «Under the Sun». Почти
дэт-металлическое начало напоминает «Children of the Grave» – мрачно
риффует гитара, медленно стучат барабаны, тихо пульсирует бас. Песня
являет собой настоящий манифест нонконформизму. Герой не хочет, чтобы
кто-то говорил ему, что делать, – ни христианский фанатик, ни черный
маг. Он не верит в насилие, но и не верит в мир (т.е. пацифизм,
по-видимому). Он верит в себя, потому что другим доверять нельзя. Темп
ускоряется в середине, а музыка становится более задорной. Эта часть с
гитарным соло называется «Every Day Comes and Goes» (по первым строкам
куплета). Оззи говорит о том, что вокруг одни пустые люди, которые
гонятся за вещами и идут к саморазрушению. Потом музыка возвращается к
началу, а Осборн как бы дает слушателям установку – жить своей жизнью,
верить в себя и не позволять другим влиять на их разум. Заканчивается
композиция неплохим меланхоличным инструменталом со сдвоенной гитарой,
начинающимся после мощного гонга. Он является как бы зеркальным
отражением начала альбома. Риффующая гитара под конец замедляется, а
потом музыка стихает. Места в чартах (8-е в Великобритании, 13-е в
США) показали, что интерес к группе постепенно начинает ослабевать. Тем
временем Оззи с Биллом совершенно надоели многочисленные поездки, а
Тони очень сильно по этому поводу рассердился. В течение двух месяцев
они друг с другом совершенно не общались. В начале следующего года у
Оззи и Тельмы родилась дочь Джессика, а в марте началось турне по
Великобритании. Лейбл предложил ребятам записать концертник, но он
почему-то так и не вышел (позднее эти материалы появились на альбоме
«Live at Last»). “SABBATH BLOODY SABBATH” (1973).После выпуска
четвертого альбома ребята неожиданно обнаружили, что их творческие
родники иссякли и они не могут придумать новых песен. Сначала они
посидели в Лос-Анджелесе, в том же особняке, где записывали предыдущую
пластинку, но оказалось, что все здешние друзья либо умерли, либо
попали в тюрьму. Узнав об этом, они потеряли всякое желание находиться
в этом месте и вернулись на родину. Здесь «блэк-саббатовцы» решили
переехать в валлийский замок Клируэлл (где позднее записали свой
последний альбом Led Zeppelin), отгородиться от внешнего мира и
сосредоточиться. И тут Айомми в голову пришел рифф к заглавному треку –
позже его даже окрестили «риффом, который спас Black Sabbath». Говорят,
в ту же ночь Оззи чуть не сгорел, заснув у огромного камина, вызвавшего
пожар. Рассказывают еще множество других страшных историй – например, о
встрече с призраком, – но мы не будем на них останавливаться. В любом
случае, с другими композициями дела потом пошли лучше. Если
предыдущая работа могла навести на мысли, что ребята топчутся на месте,
то пятый альбом, вышедший 1 ноября 1973 г. и получивший зловещее
название «Суббота, кровавая суббота» (или, скорее, «Суббота, мерзкая
суббота»), не только показал, что Black Sabbath остаются одной из
ведущих металлических групп, но и, пожалуй, оказался самым лучшим
произведением бирмингемцев, пусть и отличающимся от предыдущих работ.
И, конечно же, самым амбициозным. Кроме того, это, вероятно, самый
ровный альбом, по крайней мере, классического состава. Проходных тем на
нем практически нет, тексты стали интереснее, а музыкальная палитра
«Черной Субботы» обогатилась еще большим количеством элементов из
арсенала прогрессивного рока, из-за чего общее звучание кажется более
легким, несмотря на жутковатую, но интересную обложку. Оззи, однако,
все меньше ладил с Тони, поскольку не хотел усложнения музыки, а
возврата к корням. Однако, не желая слишком много спорить, он, как и
Уорд, все время пил или употреблял наркотики, в то время как Тони с
Гизером работали в студии. Эксперименты не всегда бывают удачными, но
не в случае с этим альбомом. Многие, правда, именно с него начинают
группу не любить, но это уже какие-то твердолобые консерваторы.
Продюсировали все сами, т.е. на этот раз все было в руках Айомми,
который сделал гитару посочнее, бас слегка приглушил, а вокал
по-прежнему оставил на переднем плане, хотя заметно, что он немного
хуже, чем раньше (более скрипучий и подвывающий), хотя его диапазон
расширился. Из-за того, что звучание оказалось менее тяжелым, Тони в
свое время сказал, что это «вообще не рок-альбом» (not a rock album,
really). Работа вышла на лейбле World Wide Artists (WWA), основанном
специально для группы, а в США их, как и прежде, представляла компания
Warner Bros. 1) «Sabbath Bloody Sabbath». Риффует гитара,
присоединяются мощные ударные и бас. Оззи, чей голос здесь получился
довольно высоким, обращается к кому-то, кто скоро должен умереть, и
говорит, что всю свою жизнь тот видел мир искаженным, а теперь не хочет
понять правду. В припеве, звучащем вполне в джазовом духе, появляется
акустическая гитара, сопровождаемая аккордами электрической «сестры», а
Осборн поет: «Никто не скажет тебе ничего, когда ты будешь спрашивать о
причинах. Они просто говорят, что ты сам по себе, пичкают тебя ложью».
Лучше понять текст может помочь обложка альбома, на которой
представлена картина «Похищение Христа» (The Rape of Christ) художника
Дрю Штруцана, известного своими афишами к популярным кинофильмам вроде
«Звездных войн». В интервью в январе 1974 г. Оззи дал следующее
объяснение нарисованному: «На передней обложке изображен человек на
смертном одре, а над ним склонились все эти искаженные фигуры,
злорадствующие, видя его лежащим. Эти фигуры – он сам в разные периоды
жизни. Он алчный человек, который всю жизнь хотел добиться всего и
делал разное зло, а теперь он боится, что ему придется расплачиваться.
Однако переверните альбом и на обратной стороне увидите хорошую сторону
жизни. Человек на смертном одре был на самом деле добр к другим. Когда
он умирает, над ним плачут все эти прекрасные люди. В ногах постели
находятся два льва, стерегущих его. В общем, показано, что у всего есть
хорошая и плохая сторона». Тем не менее, есть и другие объяснения: две
стороны обложки показывают происходящее с разных точек зрения –
серьезно больному человеку кажется, что его терзают демоны, однако на
самом деле вокруг постели стоят те, кто его любит. Внутри пластинки (но
не компакт-диска) вместо этих людей стояли участники группы, словно
ангелы-хранители. Разные интерпретации свидетельствуют, что обложка
действительно интересна, раз вызывает столько мыслей. Пожалуй, это
лучшая обложка на альбомах Black Sabbath. Интересно также, что в этом
же году вышел фильм «Изгоняющий дьявола» (The Exorcist), что, впрочем,
может быть, только совпадение. Гитара в сольной части, сопровождаемая
несмолкающим риффингом, звучит весьма эффектно. В определенный момент
риффинг становится тяжелее, мрачнее и плотнее, Уорд добавляет в
звучание интересные перкуссии (трещотки), а Оззи говорит умирающему,
что его час настал и завтрашнего дня не будет. «Мерзкая суббота» – это,
видимо, и есть день, в который ему предстоит умереть. Интересна фраза:
«Bog blast all of you». По-английски «bog» – это «трясина», но
создается впечатление, что Гизер знал, как «бог» будет по-русски, ведь
о нем он упоминает в предыдущей строке. Второе соло, заканчивающееся
диминуэндо, звучит мрачнее и агрессивнее за счет гитарных завываний.
Прикольно было слышать, когда на эту вещь сделали поп-кавер The
Cardigans. 2) «A National Acrobat». Ритм-секция играет в среднем
темпе мелодию в духе тяжелого фанка. Риффинг, который через некоторое
время дублируется в другом ключе, напоминает предыдущую композицию. В
свое время многие поломали голову, о чем это песня. Несмотря на
некоторый налет мистики, все гораздо проще. Оззи поет от лица (или что
у него там?) сперматозоида (да-да, именно так!): «Я – мир, скрывающий
вселенский секрет всех времен. Уничтожение пустых пространств – мое
единственное преступление». Именно он и есть тот самый «общий для всех
наций акробат», ведь какие трюки он проделывает, чтобы достичь
яйцеклетки, опередив тысячи своих собратьев. После второго куплета
риффинг становится мощнее, а Осборн, голос которого эффектно отдается
эхом, говорит о том, что человеку трудно понять ценность жизни,
рождаемой от любви, пока он не приблизится к смерти. Также
затрагивается тема реинкарнации: «Не верь в то, что жизнь, которая у
тебя сейчас, будет единственной. Тебе нужно позволить своему телу
заснуть, чтобы душа продолжала жить». В последнем куплете сперматозоиду
удается достичь цели, и теперь он ждет, какой будет новая жизнь. В
заключительном соло звучит оптимистичность, а