По завершению тура Rainbow вернулась в родной замок для завершения альбома . Вспоминает Ронни Джеймс Дио :
"Long live был настоящим адом . Перед мировым турне Кози , Ричи и я
записали несколько песен , а уже после него пришлось все это
доканчивать. Тогда у нас еще были Дэвид Стоун и Боб Дэйсли . Но вся
проблема была в Ричи , он подолгу отсутствовал. Мы записывали все это в
одном старом французском замке . Ричи подолгу просиживал в маленькой
комнатке с привидениями и носа оттуда не показывал , пока мы потели над
песнями ."
Ричи решил , что партии Кларка и Кэри нужно переписать . Он сам берет в
руки бас-гитару ( зачем , ведь вокруг болтались аж два басиста - Боб
Дэйсли и Ронни Джеймс Дио , который с басом управляется не хуже чем с
собственным голосом ?). Впрочем , Бобу все-таки удалось сыграть на Long
live rock'n'roll и Gates of Babylon , а на остальных шести обязанности
басиста исполняет Ричи . Песня Night People , не раз исполнявшаяся на
концертах ,в альбом так и не вошла . Gates of Babylon родилась в
декабре 1977 , на клавишных в ней играет Дэвид Стоун , а Ричи на
собственном Fender Jazz Bass .
Особенно помог записывать песню местный дух по имени Баал .
"У нас постоянно были проблемы во Французской студии Le Chateaux . У
нас была песня "Врата Вавилона" , которую мы никак не могли закончить .
Не могли и все . То пленка порвется , то магнитофон сломается . -
вспоминает Дио . - Однажды мы провели в студии сеанс и связались с
духом , который сказал , что его зовут Баал . Он сказал: "Я Баал , я
здесь живу и творю хаос , вам отсюда не выбраться ." Мы не испугались и
сказали : "Привет , Баал" . Тогда он начал вытворять всякие
сверхъестественные фокусы , гонял туда-сюда стаканы по столу и швырял
их в стену . Пианино играло , хотя рядом с ним никого не было . Мы
пошли к местному священнику и рассказали ему о своей проблеме , а он
выставил нас за дверь и сказал , что ни за какие коврижки не пойдет
туда , потому что место проклято . Мы сделали огромный крест и повесили
его на стену в студии . На следующем сеансе Баал снова сказал: "Я Баал
, я творю хаос , вам отсюда не выбраться . И что это за дурацкая штука
на стене ?" Я спросил его : "Ты веришь в Христа ?" .
Он ответил : " Ха !Христос просто человек ! Я ничего не боюсь !" . И
все-таки песню мы закончили . А потом нам пришлось выбираться из замка
через окна спален по пожарной лестнице . Передо мной спускалась моя
жена с коробкой только что купленного китайского фарфора . Я был футах
в 5 от нее , а еще пятью футами ниже спускался Кози Пауэлл . Моя жена ,
естественно , сорвалась и приземлилась прямо на свой фарфор . Она
повернулась ко мне сказала : "Зачем ты меня сбросил , ублюдок ?" .Я
сказал:" Кози , я ее сбрасывал ?" . Он ответил : " Ты был слишком
далеко." Догадываетесь , кто это был ? Это был финальный привет от
Баала . "
Посмотрите внимательно обложку диска Long live rock'n'roll , так вот
там внизу , маленькими буковками , там , где благодарят тех , кто
помогал в работе над альбомом , написано : NO THANKS TO BAAL !
Во время записи Kill the king все , кто жил поблизости , забыли , что
такое сон . Музыканты производили столько шума , что все стояли на ушах
круглосуточно.
По завершению записи планировался японский тур .
Между тем On stage поднялся до 7 места .
Как обычно ,концерты в стране восходящего солнца были удачными . До
поры до времени … Концерт в Саппоро стал черной страницей в истории
группы . Когда Rainbow вышла на бис , вконец озверевшая толпа
расправилась с заграждениями и прорвалась к сцене .В результате
возникшей давки двое японцев были серьезно ранены, а молодую студентку
Junko Jamaharada затоптали насмерть . После этого гастроли по Японии
решено было прекратить .
Наконец , в апреле 1978 выстраданный Long live rock'n'roll увидел свет . ( и поднялся до 7 места!!!) .
Альбом немного разочаровал критиков , но фаны приняли его на ура .
Возможно , недостаток магии в альбоме объясняется тем ,что Ричи был
занят в основном свиданиями с духами и ловлей привидений ? Тогда он был
больше заинтересован вызовом чертей и прочей нечисти , а за не имением
оной , изображал духов сам . Ричи считал альбом полной ерундой , но
ценил Gates of Babylon . ( На нее даже есть клип . )
Ингви Мальмстин :
"Купив "Да здравствует рок-н-ролл" я сначала не был впечатлен им ,
первые несколько песен были слишком коммерческими . Кроме последней на
первой стороне . Gates of Babylon была такой магической , такой
волшебной , что она до сих пор остается одной из моих самых любимых
песен ! Спасибо тебе , Ричи ."
С мая по август 1978 Rainbow снова гастролировала по США , но снова не
обошлось без проблем . На сей раз проблема была в деньгах . Rainbow вот
вот могла потерять контракт со звукозаписывающей компанией . Polydor не
хотел продлевать подходивший к концу контракт , настаивая на том ,
чтобы Ричи писал более коммерческую музыку и больше студийных альбомов
.Продажи по всему миру были слишком малы … Назревали серьезные изменения … хотя бы потому , что в отставку была отправлена электрическая радуга .
Потом , не без участия Полидора , было решено предварять выступления
других групп . Итак , Rainbow выступала на разогреве у FOGHAT , а
позднее у REO SPEEDWAGON , но может быть , скрипящих зубами фанов
утешит , что Rainbow имела гораздо больший успех ,чем те группы , чьи
выступления она предваряла .
Тогда было приказано урезать плейлист до 45 минут . ( Kill the king ,
Mistreated , Long live rock'n'roll ,Man on the silver mountain , Still
I'm sad на бис . ) Потом на бис выходить запретили …
После этого крайне унизительного турне Полидор стал конкретно
прессинговать Блэкмора , чтобы тот стал сочинять более коммерческую
музыку и побольше сидел в студии . Можете представить состояние Ричи ,
который хотел спрятаться под радугой от коммерции и ненавидел работу в
студии .
Брюс Пэйн постарался на славу , и контракт был заключен заново . Чтобы
писать коммерческие песни был нанят Роджер Гловер (кто не знает , кто
такой Роджер Гловер - у ну-ка марш учить историю Deep Purple!) . Роджер
должен был помогать Дио писать песни , а вскоре решил , что он же будет
продюсировать новый альбом .
"Я больше не хотел играть в группах, когда покинул Deep Purple (с
большим стрессом !-прим. авт.).Когда я пришел в Rainbow , то подумал :
Боже , я же не собираюсь снова это делать ! Но увидев играющего Ричи я
сдался…"- рассказывает Гловер . - "Хотя у Rainbow были потрясающие
живые выступления , столь же потрясающе маленькими были продажи из
записей . Rainbow была обречена . Хотя Полидор продавал немало Ричиных
записей , этого не хватило , чтоб удовлетворить его . А посему жить
группе больше не полагалось . Моей задачей , чтобы спасти Rainbow было
придать музыке хоть немного коммерческую направленность, больше
мелодичности и поменьше агрессии , демонов , драконов , ведьм и прочей
нечисти . Больше простых вещей вроде секса , секса и еще раз секса ."
Вот что говорил сам Ричи в 1979ом году:
"Несколько месяцев назад Роджер стал нашим продюсером . К тому времени
я потерял последнее терпение , а Кози вообще демонстрировал свои худшие
стороны . Но Роджер быстро все уладил .У него потрясающая сила
сдерживания. И он совсем не изменился со времен DP. "
То , что не смог сделать Полидор насильно , сделал Роджер Гловер ,
мягко , без конфликтов , войдя в состав Rainbow . Не имея ничего против
Роджера , я тем не менее , считаю ,что именно он погубил магию Rainbow
. Ну и что , что демоны с драконами , вон Black Sabbath на них
специализируются , и ничего , живы , в отличии от Rainbow .
В октябре 1978 , по инерции выгнали поющего басиста Боба Дэйсли и Дэвида Стоуна .
А в ноябре музыкальный мир был потрясен новостью . Ронни Дио , тот ,
кто был с Rainbow с самого начала , можно сказать , один из ее отцов
основателей , больше не в группе .
Версий причины его ухода бесконечно много .
1. Ронни решил , что Rainbow , раз уж она стала как DP , может
обеспечить ему солидную прибавку к жалованию , но вместо прибавки , по
хорошо отлаженной схеме , он получил отставку.
2. Ронни разозлился на Ричи за то , что на обложках журналов под названием группы фигурирует только человек в черном .
3. Ронни потерял интерес к тому , что делает . Эта версия кажется
наиболее правдоподобной . Вот как вспоминает свою отставку сам Ронни:
" Брюс сказал мне , что в моих услугах больше не нуждаются . Особенно
противно, что это Брюс , с которым я столько лет работал , сказал мне
это . Поскольку я ему не поверил , я позвонил Кози . Кози сказал ,что
ему очень жаль , но так уж вышло . Потом я услышал , что уволены так же
Дэйсли и Стоун . Я понял , что в Блэкмора опять вселился дьявол ."
А в 1996 году , через много лет , он говорил немного другое .
"Я уходил с его (Блэкмора) пути , не навязывался . Разговаривали мы
между собой только тогда , когда оба имели к этому желание . Наши
отношения основывались на взаимном уважении . А ушел я из группы потому
, что от меня хотели , чтобы я писал вещи , которые мне не подходили .
Ричи настаивал на любовной тематике , на песнях , которые имели бы
больший успех в Америке . В то же время я писал вещи с абсолютно другим
характером - близкие по теме к фэнтази , насыщенные атмосферой сна ,
требующие от слушателя большого воображения .Такое творчество
соответствовало моей натуре. Наоборот - любовные песни меня абсолютно
не интересовали . Я объяснил это Ричи , и мы вместе пришли к выводу ,
что будет лучше , если мы расстанемся . Но это было дружеское
расставание . Со стороны Ричи не было сказано ни одного неуважительного
слова в мой адрес , как и я не проронил ни одного плохого слова о
Блэкморе . Думаю , что это хорошо характеризует наши отношения. "
Впрочем , Ронни маленько ошибся . Однажды в 1980 , пьяный в стельку , Ричи все-таки не выдержал и заявил :
"Это не Ронни покинул Rainbow , а Rainbow покинула Ронни !!!" Но это не
стоит принимать всерьез , тогда же Ричи сказал , что Mistreated написал
Санта Клаус и очень удивился , что у них в группе есть Дон Эйри .
Обычно человек в черном говорил о своем расставании с Дио спокойнее
"Ронни очень хороший певец , мне до сих пор он нравится , но он потерял
интерес к тому , что делает . Я уверен : сиди он сейчас тут , рядом со
мной , он бы стал возражать , но фактически Ронни уже не делал того ,
чего мы от него ожидали . И он это знает ."
Вернемся к нашей версии . Схожего мнения придерживался и Кози Пауэлл .
"Я могу себе это представить , но Ронни единственный , кого нужно в
этом винить . Мы все думали , что он был уже не заинтересован в том ,
что мы делали и не вносил ничего нового , а значит , был бесполезен для
дальнейшего развития группы . Тогда мы начали обсуждать это с ним и
выяснили , что его идеи совершенно не совпадают с нашими . Более того ,
они серьезно расходились . Тогда он покинул нас и присоединился к Black
Sabbath , но и это , по моему , не на долго ". - Кози как в воду глядел
…
4. Ронни не потерпел вмешательства Гловера в такой сугубо личный процесс , как написание песен .
Как бы то ни было , Ричи и Ронни расстались друзьями ….
В конце ноября на место Дэйсли тестировали Клифа Шамана , продержали
несколько дней и … отослали обратно . Затем пробовался Джек Грин , но и
он не подошел . Однако , выпустив в 1980 альбом Humanesque он на
наклеил на обложку альбома стикер "Ex-Rainbow member" .На одном из
треков у него играет Ричи Блэкмор . Собственно говоря , I call , no
answer с его участием и есть лучшая песня на всем альбоме .
Все еще без басиста , Rainbow начали искать и нового клавишника .Кози
позвонил своему бывшему коллеге по HAMMER Дону Эйри , которому однажды
уже предлагал составить ему компанию , но на этот раз Дон не отказался
, а взял неделю на размышления , а по истечению оной все-таки
согласился .
"Когда он пришел к нам , я еще около года мучался сомнениями , подходит
он нам или нет . Сначала я подумал : Он слишком живой и пестрый для нас
. Но я был не прав . На самом деле он , как и я , любит классическую
музыку , и на почве этого мы с ним поладили ." - говорил Человек в
черном , уже после ухода Дона .
Итак , Дон Эйри вошел в пятый состав Rainbow , у которого пока что не
было вокалиста . Сразу же после Рождества 1978 Ричи , оставив свою
группу в злополучном замке на попечении старого кореша Баала , поехал в
гости к своему закадычному врагу Яну Гиллану и пытается сманить его в
Rainbow . Можно понять его состояние - раз уж он поехал за ГИЛЛАНОМ ,
то все было действительно плохо . Слово Яну :
"Было уже очень поздно , я подошел к двери и уставился в темноту .
Падал снег . Там , на расстоянии двух-трех шагов стоял этот гитарист в
своей дурацкой шляпе я ля пилигрим .
- Чего тебе надо ? - спросил я .
- Я ищу вокалиста . - ответил он .
- Ну ладно , заходи .
- Ты не возражаешь , если со мной зайдет моя девушка ?
- А где она ?
Он сказал , что она стоит в конце переулка , а когда я спросил почему
она не с ним , Ричи ответил - она боялась что я буду с ним драться .
Они вошли и Ричи начал откупоривать бутылку водки , что меня сильно
удивило , ибо я знал - он любит виски и пиво . Через пару часов он
спросил :
- Ты не хочешь присоединиться к Rainbow ?
- Нет . - ответил я , собираясь спросить его , не хочет ли он
присоединиться к моей группе . В то время я искал подходящую
кандидатуру на вакантное место гитариста ."
Но 27 декабря Ричи все-таки сыграл джэм-сэйшн с IAN GILLAN BAND в клубе
MARQUEE . После 4х дней пустопорожних разговоров Ричи вернулся в Le
Chateaux с пустыми руками , то есть без вокалиста .
1979
Столь же безрезультатны были и поиски басиста . В конце концов добрый
Роджер пригласил … себя и после нескольких сессий был принят.
"Мы и не думали , что Роджер станет еще и нашим басистом , но в конце
концов это оказалось наиболее приемлемым решением . Думаю , он неплохо
справляется , особенно с учетом того , что я потерял всякую надежду
найти кого-то еще." - комментирует Блэкмор .
Поиск вокалиста уже перерос в глобальную проблему . Более 60
прослушиваний различных знаменитостей не дали ничего . В какой-то
момент фронтменом Rainbow чуть не стал некий Робби , но вскоре он был
отправлен обратно в неизвестность . Ричи позвонил бывшему участнику
трио TRAPEZE Pete Goalby и прослушал его прямо по телефону , после чего
не отходя от кассы предложил работу . Но Пит не был уверен , что ему
хочется всех этих приключений в составе Rainbow , тем более что он был
наслышан о "трудном характере" будущего босса , поэтому он отказался ,
однако Брюс Пэйн каким-то только ему известным способом затащил-таки
Пита в Rainbow .
После нескольких репетиций выяснилось , что зря . Ричи и Брюс решили , что Пит не тот , кто им нужен .
О том , как подходящий певец все-таки нашелся , рассказывает Ричи .
"Никогда не думал , что вокруг так много Непевцов .Были неплохие парни
, но никто меня не впечатлил , пока не подвернулся Грэм . Мы всех
перепробовали , кто хоть маленько походил на искомое . Как-то я спросил
у Роджера , что случилось с тем отличным вокалистом из MARBLES . Роджер
сказал , что он вернулся в Австралию . Когда я его в первый раз увидел
, с его короткими волосами , то подумал : Боже , уж не панк ли он ? Не
скажу , что я против панков , но они мне не нравятся . " ( Интересно ,
что история с волосами Боннета имела продолжение : "А проблемы с его
прической! Перед началом турне мы говорим ему - ты ж не кабаретный
певец, чтобы коротко стричься, да и нашим поклонникам нравятся длинные
прически. Оброс Грэм малость, и я решил приставить к нему охранника,
чтобы он не сбежал в парикмахерскую. Как и следовало ожидать, однажды
перед концертом но выпрыгнул в окно гримерки и успел-таки постричься!
Уж как я зол был на него - ну так бы гитару об него обломал!")
Продолжает сам "панк" .
" Я был в Англии . Мне позвонил парень , представился Кози Пауэллом и
попросил приехать в замок во Франции . Я и представления не имел , что
такое Rainbow . Мне дали спеть 2 песни : Mistreated и Eyes of the world
( да-да , с этого момента все тексты писал Гловер ! - прим.авт .) Это
было немного … сверхъестественно . У них были разные версии песен из
Down to Earth . Наконец , Роджер выбрал из них лучшие . Когда я приехал
, тексты были уже готовы . Кстати , моя партия была записана не во
Франции , а в Лос-Анджелесе , где я живу ."
Очень мило , но стоит упомянуть , что Грэм едва ли спал и видел , как
стать новым вокалистом Rainbow , поэтому его пришлось слегка
уговаривать . Точнее , Боннету предложили 10 000 фунтов стерлингов .
Так , всеми забытый Грэм Боннет , приходящийся , кстати , кузеном
братьям Гиббам из BeeGees стал новым певцом Rainbow . Любопытно , что
Ричи раскопал довольно забавный творческий кадр . Вот что он говорит :
"Начали записывать альбом , и тут-то он и говорит : Я не могу петь в
этом каменном сарае . мне нужна нормальная студия . Удивительно -
человек не хочет петь в замке , ему нужна грязная заплеванная студия."
С приходом Грэма Rainbow сказала гудбай чертям и демонам ,которых унес
с собой , уходя Ронни Дио . И обратилась к более земным вещам :
рок-н-роллу , сексу и пьянкам . "Вот поэтому-то я и назвал альбом ВНИЗ
НА ЗЕМЛЮ." - соглашается Роджер Гловер .
Вместе с Гловером Ричи написал 7 , в том числе 1 с Кози , треков из
восьми . Восьмой не отличался особой оригинальностью , уже не раз был
спет и записан . Что же это ? Since you been gone Расса Балларда ,
хороший ПОПСОВЫЙ сингл.
Забавно , что Блэкмор утверждал : Баал , вавилонский дух возрастом 5000
лет все время отключал ему усилитель на гитаре . Нашел на кого
сваливать …
Итак , мы смело присуждаем Роджеру приз за лучшую продюсерскую работу -
альбом DOWN TO EARTH , вышедший в апреле 1979 . Посмотрим , что было в
нем . Пожалуй , весь набор Rainbow ингредиентов есть только в Eyes of
the world , да еще Lost in Hollywood , все песни кроме No time to lose
звучат подозрительно похоже на DP , да и стоит ли этому удивляться ? К
тому же нет песни на замену Catch the rainbow . Makin' love смогла бы
ее заменить , если бы не грубоватый припев . Откровенно слабая и
коммерческая Danger Zone , и уж совсем ни в какие рамки не лезущая
Since you been gone . Ричи сказал , что он играл ее только потому , что
у нее хорошая мелодия , и ему все равно , попсовая она или нет .
Похвалы заслуживает Дон Эйри , он исполнил неплохие соло в Eyes of the
world ? и перед последним куплетом Lost in Hollywood .
Неплохой такой альбом , но ничего особенного . Впрочем , позвольте
представить вам человека , которому альбом совершенно не понравился .
Догадываетесь , кто это ? Встречаем Ронни Джеймса Дио .
" Я слушал DTE . С прибытием Роджера Rainbow стала звучать как обычная рок-группа . Вся магия испарилась ."
Rainbow все еще жива . Фанаты были немного разочарованы альбомом , но
надеялись , что самое интересное Ричи приберег для живых выступлений .
Так это или нет , каждый решил для себя сам , но чаще всего я
натыкалась на положительные отзывы . Замену Дио восприняли довольно
безболезненно .
В сентябре-октябре 1979 Rainbow играли на разогреве у BLUE OYSTER CULT
. Европейское турне , запланированное на ноябрь , было отменено в
последнюю минуту и группа осталась в штатах хэдлайнерами до самого
декабря .
Since you been gone поднялась в чартах до 6 места .