Знаете ли вы, что самый старый
музыкальный молодёжный фестиваль на Украине своим рождением появлением
на свет обязан Новой Каховке? Причём зародился он не просто в прошлом
веке, а, как это ни странно звучит, в прошлом тысячелетии.
В
августе далёкого 1986 года в новокаховском Летнем театре состоялся
первый на Украине рок-фестиваль «Рок-н-ролл Таврический». Событие это
было до того необычным даже для перестроечного времени Советского
Союза, что сразу попало на страницы самой тиражной тогда газеты
«Комсомольской правды». На полосах «Комсомолки» разгорелась жаркая
дискуссия по поводу того, а имеют ли право комсомольские функционеры –
а именно они были организаторами и идейными вдохновителями
новокаховского фестиваля – возглавлять молодёжный фестиваль с
ругательной приставкой «рок». Подавляющее большинство читателей
отнеслось положительно к инициативе провинциальных комсомольских
вожаков, и фестиваль постепенно стал обрастать связями и становиться
всё более и более популярным.
С рок-н-роллом по жизни. В
конце 80-ых годов ХХ века Новая Каховка на фестивальной карте СССР была
заметнее и крупнее остальных украинских городов. Объяснялось это
неформальным, творческим подходом к организации мероприятия как
такового. Именно на новокаховском «Рок-н-ролле Таврическом» зародилась
традиция проводить неформальный праздник для участников и гостей
фестиваля под названием «Посвящение в козаки», который проходил под
открытым небом в пейзажных днепровских плавнях с неизменной козацкой
юшкой, таврийским вином, акустическими гитарами и задушевным общением. Одесситы
на новокаховский праздник рока неизменно прибывали по воде, скупив все
билеты курсировавший в то время по Днепру «Метеор», киевляне обычно
оккупировали общие вагоны в поезде Киев-Херсон, днепропетровские и
херсонские группы дружно коротали время в автобусе, а россияне
предпочитали добираться в украинскую глубинку при помощи гражданской
авиации.
Названиями понравившихся групп – «Кому Вниз», «Мэд
Хэдз», «КПП», «Сад», «Дикий Мёд», «ТОК» и др.др. – исписывались
подворотни и трансформаторные будки, а с самими музыканты фанаты всегда
могли запросто пообщаться на городском пляже, благо он расположён всего
в 50 метрах от Летнего театра.
Именно на «Рок-н-ролле
Таврическом» был организован первый в истории отечественных фестивалей
палаточный городок для «фанов» приехавших в Новую Каховку из разных
уголков не только Советского Союза, но даже из Польши, Голландии,
Австрии… Ведь тогда, как и сегодня, в этом уютном городке на берегу
Днепра катастрофически не хватало гостиниц. Музыкантов расселяли и на
плавучем общежитии, в быту именовавшемся «дебаркадер», и эта традиция
единения музыкантов с водными просторами затем нашла своё продолжение
на «Тарвийских Играх».
Именно на первом новокаховском
фестивале впервые прозвучали перед широкой аудиторией песни в стиле
«рок» на украинском языке в исполнении группы «Криголам». Сейчас только
ленивый украинский исполнитель не имеет в своём репертуаре песен на
«державній мові», а для того времени это было чуть ли не подвигом. За
что, кстати, рокерам и доставалось от различных официальных инстанций,
начиная от отдела культуры и заканчивая идеологическими отделами
компартийных организаций всех уровней. Поэтому настырные комсомольские
организаторы в пику «старшим товарищам» с целью пропаганды своего
детища и защиты молодёжных интересов первыми в стране стали издавать
свою непериодическую, неформальную газету «Действие-Дія». В ней
комсомольцы начали с музыки и молодёжной моды, а со временем добрались
и до политики, особенно – до выборов в местные органы власти. И вскоре
заимели своё представительство в горсовете. Первыми в комсомольской
истории занялись они и изготовлением сувенирной продукции – значки,
футболки, кепки с логотипом новокаховского фестиваля пользовались
бешеной популярностью.
В 1992 году впервые в фестивальной
истории неслыханным для провинциального городка тиражом 5 тысяч
экземпляров вышла в свет книжка об истории фестиваля. Произошло это
событие в канун открытия первого фестиваля «Таврийские Игры», основной
частью которого тогда был «Рок-н-ролл Таврический». Музыкальный марафон
в Новой Каховке и Каховке продолжался тогда на протяжении 5 дней. А ещё
через несколько лет «Рок-н-ролл Таврический» первый среди отечественных
фестивалей стал «передвижным»: фестивальный маршрут проходил через
Херсон, Новую Каховку, Энергодар, Запорожье, Днепропетровск, Донецк...
Причём, как это ни странно, автобус с музыкантами и трейлер с
аппаратурой колесили по городам и весям без какой бы то ни было
предвыборной агитации и финансовой выгоды, а просто так, для
удовольствия «фанов» и кайфом для самих себя. Сейчас трудно даже
представить какое неприятие со стороны городских властей испытывали
организаторы новокаховских фестивалей, но это было, было… В самый
последний момент перед открытием мероприятия за сценой мог появиться
представитель пожарной охраны и объявить, что фестиваль не состоится по
причине возможного возгорания зала. А на следующий день в том же самом
зале преспокойно в такой же «пожароопасной» обстановке выступал с
концертной программой всеобщий любимец партии и народа Иосиф Кобзон.
Накануне фестиваля власти могли объявить, что городу грозит эпидемия
холеры, а посему в Новую Каховку нельзя пускать волосатых музыкантов из
других городов. А в 1991 году фестиваль и вовсе совпал по срокам с
попыткой государственного переворота – ГКЧП! Но организаторы не
сплоховали и всё-таки провели своё музыкально-молодёжное шоу под
девизом: «Лучше «тяжёлый рок», чем «железная рука»!».
Ещё
«доблестные» городские власти своим официальным распоряжением могли
запретить продажу пива во всей парковой зоне на все дни проведения
фестиваля. А вооружённое до зубов милицейское спецподразделение
«Беркут» вместо выполнения своих прямых функций по охране общественного
порядка могло появиться на фестивальной сцене и автоматами вытолкать
оттуда питерских музыкантов группы «НОМ» только за то, что их
начальнику не понравилось присутствие в тексте песни ругательного (по
его мнению) слова «педераст»! А за демонстрацию со сцены ягодиц
бас-гитарист херсонской группы «Последняя Зима» был условно осуждён на
два года. Это всё было, было...
Такое постоянное неуважение и
сопротивление со стороны городских властей Новой Каховки таки доконало
«Рок-н-ролл Таврический», что он на время впал в летаргический сон, или
в кому, если хотите. Но помудревшие, хотя и не растерявшие присущую им
энергетику, музыканты, которые прошли в своё время через горнило
новокаховского фестиваля, всё чаще и чаще испытывают ностальгию по его
незабываемой атмосфере и духу. Поэтому в последнее время в
околомузыкальных кругах «вольных рокеров» всё чаще стала муссироваться
идея о возрождении новокаховского фестиваля «Рок-н-ролл Таврический». К
фестивалю следующего года уже даже и слоган придумали: «Рок-ролл
Таврический: 20 лет спустя», - ну чем не повод для супертусовки под
грохот рока, блюза, мотоциклов и жестяных пивных банок?! А процесс
реанимации рок-феста решено провести в этом году. Причём в два этапа.
Первый этап воскрешения «Рок-н-ролла Таврического» прошёл в канун дня
молодёжи в Херсоне, причём воскрешение показало, что пациент скорее
жив, чем мёртв!
Есть ли пророки в своём отечестве? На
простой вопрос: «Почему новокаховский фестиваль начать реанимировать
было решено именно в Херсоне, а не «по месту приписки»?» - есть простой
ответ – да потому, что нет пророка в своём отечестве. В своё время
городские власти Каховки с пониманием отнеслись к общему с Новой
Каховкой детищу – «Таврийским Играм» - и поддержали фестиваль. А вот
новокаховские городские «боссы», наоборот, сочли фестивальное движенье
молодёжной блажью и поставили жирный крест на перспективах его
развития. От такой недальновидности предшественников до сих пор кусают
локти нынешние новокаховские руководители. Увы, ещё раз подтвердилась
народная мудрость: что имеем – не храним, потерявши – плачем. На сей
раз причина временной «иммиграции» «Рок-н-ролла Таврического» более
прозаична. Именно в Херсоне во время автопробега поезда дружбы
«оранжевой революции», сопровождавшийся рок-концертом, встретились
люди, которые в разное время как организовывали новокаховский рок-фест,
так и выступали на нём. В результате «слушали – постановили»: в случае
победы революции обязательно тряхнуть стариной под знаменем
«Рок-н-ролла Таврического». И неплохо тряхнули, к слову сказать! Фестивальная
сцена была установлена возле областного драмтеатра, буквально в
нескольких шагах от сквера, где совсем недавно был восстановлен
памятник основателю Херсона – князю Александру Потёмкину-Таврическому.
Так что в соседстве возрождённых Потёмкина-Таврического и «Рок-н-ролла
Таврического» было нечто символическое. Херсонская звукозаписывающая
студия «Online-records» основные финансовые и организационные хлопоты
на этом первом этапе реанимации старейшего украинского фестиваля взяла
на себя, а «папе» «Рок-н-ролла Таврического», депутату новокаховского
горсовета Сергею Цыгипе оставалось только появиться на сцене и
поприветствовать друзей и участников своего повзрослевшего детища. Что
он с удовольствием и сделал перед выступлением днепропетровской группы
«ТОК», которая впервые появилась на фестивальной площадке «Рок-н-ролла
Таврического» в далёком 1987-ом году.
Своим выступлением
«токеры» наглядно показали и доказали, что на сегодняшний день являются
одной из лучших «тяжёлых» групп не только на Украине, но и, пожалуй, на
территории всего СНГ. Во всяком случае, программа с их последнего
русскоязычного альбома «Буду первым» ничуть не уступает по плотности
звучания и мелодизму лучшим московским группам - «Арии» и Кипелову.
Голос вокалиста Андрея Подгайного напоминает задиристый «ТОК» 15-летней
давности, а появление в составе «ТОКа» профессионального клавишника
Стаса Ляшенко придало саунду группы некий только им присущий шарм. В
ближайших планах группы – «заграничные» гастроли в столице России, а
пока «токеры» разминаются на фестивалях. Причём, судя по реакции
публики, фестивальная разминка в Херсоне удалась на славу.
На
фестивальной сцене появились и «динозавры» украинской рок-музыки –
«Криголам», принимавший участие ещё в самом первом новокаховском
рок-фесте. Бессменный лидер группы и автор всех композиций Владимир
Демченко был, как и подобает «монстру» рока, спокоен, вальяжен, в меру
остроумен и немногословен. Песни его мало чем отличались по мелодике от
тех, что играл «Криголам» на заре своей юности. Но тексты были с
большой поправкой на день сегодняшний. Иными словами нынешний
«Криголам» - это ухудшенный вариант «Статус-Кво», в течение многих лет
подряд играющих почти одни и те же песни, но, тем не менее, имеющих
своих поклонников.
Открывать же нынешний «Рок-н-ролл
Таврический» доверили херсонской команде «Кондратьев Бэнд».
Традиционный англоязычный ритм-энд-блюз в исполнении «кондратьевых»
сразу же настроил публику на фестивальную волну – на площади начались
танцы и веселье. Отличительной чертой группы, кроме того, что они не
играют ни одной своей песни, была эффектная бас-гитаристка, которая
очень профессионально обращалась со своим инструментом. Ну и, конечно
же, губная гармошка фронтмэна группы Влада Лося всегда оригинальна и
узнаваема. По звуку.
Название скадовской группы «Метанойя»
говорит само за себя. Происходит оно, судя по всему, от двух слов –
«металл» и «паранойя». Выступление скадовчан было под стать этим двум
словам: стариков оно распугало, а кое-кому из «поколения next»
понравилось. Одним словом – полная «метанойя».
Зато порадовали
своим профессионализмом другие гости фестиваля – «АВВА» (не путать с
«АББА») из Симферополя, харьковская группа «Вік.No» и столичный «Тол».
Каждая из этих групп по-своему была хороша: кому-то понравилась тяжёлая
музыка с налётом религиозности в исполнении крымчан, кто-то протащился
от «хард-кора» киевлян, а кто-то балдел от сыгранности харьковчан.
Не
ударили в грязь лицом и местные рок-умельцы: «Ремонто Буви» был нашим
ответом (причём ответом шикарным) молдавскому «Здоб ши Здубу», особенно
классно звучала и смотрелась духовая секция. Как всегда ровно отыграл
«Флинт» и позажигал «Ролекс». А «хозяева» площадки – группа «On-Line» -
своим выступлением ещё раз показала, что на сегодняшний день является
одной из лучших херсонских групп. Стоит заметить, что Анечка,
вокалистка «Оn-Line» ещё и исполняла роль ведущей «Рок-н-ролла
Таврического».
По замыслу организаторов второй этап
воскрешения «Рок-н-ролла Таврического» должен состояться на его
исторической родине – в Новой Каховке в канун Дня Независимости.
Группы, как пионеры, к выступлению на фестивале всегда готовы,
аппаратура тоже. Дело за малым – спонсорами и хотя бы символической
поддержкой городских властей. В Херсоне, кстати, проведение
«Рок-н-ролла Таврического» было даже завизировано распоряжением
городского головы, а первый день фестиваля проспонсировала одна из
новорождённых политических партий. Новой Каховке в этом отношении
несколько сложнее – она в который раз осталась без головы. Городского.
Но зато там живы фестивальные традиции и также имеется куча
политических партий. Так что есть надежда, что числа 23-24 августа
«Рок-н-ролл Таврический» порадует своим возрождением и Новую Каховку.
Чего бы всем истинным поклонникам этой нестареющей музыки искренне
хотелось.
30.04.2005 Рок-Архивариус Источник: http://rock.kiev.ua/arhiv/364/
|