Бурный отклик
музыкантов в виде писем по поводу статьи «Черный PR Малевича» порадовал, потому как
активность человека – один из важных факторов в достижении успеха. А если эта
активность сочетается с проницательностью - это 70 % гарантии достижения
положительного результата в развитии собственного дела.
Основная
часть вопросов, реплик и ругательств в письмах сводилась к двум типам:
1) «Мы играем качественную,
интересную музыку, но нас почему-то не берут в клубы и на фестивали, в отличие
от тех-то, которые играю г…но, но их почему-то берут».
2) «Почему, играя в клубах,
большинство музыкантов ничего не получают, максимум пиво или смешные деньги?»
После
таких писем хочется вывесить плакат с лозунгом: «Музыкант, не разочаруйся! Просто избавься от иллюзий!»
Чтобы
разобраться, в чем же причина происходящего, надо встать на позицию «злобного»
промоутера – организатора концертов или фестивалей.
Для начала
рассмотрим ситуацию, почему не берут в клубы.
Вариант 1-й.
Действие:
Музыкант приносит демо-диск (случай с кассетой не рассматривается)
арт-директору. На диске почерком двоечника с амбицией «звезды» фломастером
что-то неразборчиво написано.
Ответная
реакция: Если музыкант не уважает человека, которому приносит демо, то
организатор-то себя уважает, и расшифровывать надисковую живопись будущей
«звезды» не будет. Диск – в помойку.
Вариант 2-й.
Действие:
Музыкант приносит диск, с внятным оформлением - с названием группы,
трек-листом, контактной информацией. Но на записи – «шедевры», с одной из
репетиций под Новый Год, с единственно качественным элементом – шумом.
Ответная
реакция: Если музыкант не уважает уши промоутера, который и так все время
прослушивает кучу лабуды, то диск – в помойку.
Вариант 3-й.
Музыкант
принес диск с понятным оформлением, приемлемой для прослушивания записью и
оставил его на барной стойке для арт-директора клуба. Бармен передал диск, а
может и забыл. Диск пролежал под стойкой неделю, а потом бдительная уборщица
отправила его в мусорный бачок.
Вариант 4-й.
Музыкант
узнал, когда будет арт-директор, и лично передал диск из рук в руки.
Арт-директор положил диск в общую кучу демо-записей. Диск пролежал там пару
месяцев. Настало лето – мертвый сезон, а к осени клуб обновили, и все
невостребованное выбросили, как мусор.
Вариант 5-й.
Диск передан
из рук в руки организатору, при этом музыкант был достаточно приветлив,
несмотря на скептический вид арт-директора, у которого уже выработался защитный
рефлекс на молодых музыкантов. Музыкант спросил, когда перезвонить, чтобы узнать
результат, и получил ответ «через недельку». Перезвонил, и в ответ услышал «еще
через недельку». Перезвонил, и возможно был приглашен на какую-то солянку на
безвозмездной основе, то есть выступить бесплатно.
Итак, группу взяли в клуб. Но за
выступление теперь хочется получить деньги.
Желая денег,
музыканты в своих размышлениях допускают распространенную ошибку. Они приводят
аргумент, указывая на уникальность своего творчества. Хотя в действительности
аргументом должно быть не само творчество, а способность группы привлечь
деньги. Это значит, что зарабатывает та группа, на концерт которой приходят
люди, готовые заплатить за билет эти самые деньги. И группа, играющая не бог
весть что, но собирающая 100 человек, получит свой гонорар, потому как клуб, собрав
кассу на входе и в баре, погасит свои расходы и получит прибыль. А вот группа с
прекрасным материалом, собирающая на концерт 10 человек по билетам, будет
убыточной для клуба.
Вывод, который
надо запомнить всем: Творчество не
продается, продается популярность, бренд! Думая о том, как заработать
деньги своим творчеством, заботься о количестве человек, готовых платить
деньги, чтобы посетить твой концерт. Количество поклонников в твоем заработке –
всему голова.
Хороший пример
в этом смысле – это случай в истории группы «Король и Шут». Музыканты принесли
свое демо Олегу Грабко – продюсеру компании «Бомба-Питер» и Олег, избалованный
хорошей музыкой, в силу своего высокого запроса к качеству музыкального
продукта, отправил демо «Королей» в коробочку «Shit». Однако, когда он зашел к ним на
концерт и увидел толпу фанатов, он, будучи не только любителем музыки, но и
бизнесменом, не задумываясь подписал с ними контракт. Так был выпущен альбом
«Ели мясо мужики», который впоследствии был продан в России миллионным тиражом.
Ну и немного цифр, где гонорар
выплачивается группам, относительно популярности на количество человек,
приходящих на концерт.
Группе,
собирающей 100 человек, грех не заплатить 5.000 российских рублей.
При стабильных
посетителях, количеством в 300 человек,
гонорары плавают в пределах 15 – 30 тысяч рублей. Собирая зал на сольный
концерт в тысячу человек, вы можете получить гонорар 2.000 - 3.000 $. Тысяча
человек на концерте считается той планкой, когда группа может зарабатывать на
жизнь исключительно музыкой. Но до этой цифры дорастают редкие проекты.
Среди разных
вариантов есть такой, которого, например, придерживаюсь я:
Организовать
свое дело, стать миллионером, играть себе в удовольствие, и выплачивать гонорар
две, три «штуки зеленых» за каждый концерт самому себе.
Источник: http://Журнал СПб Музыкант № 04 (39) апрель 2007 |