Главная страницаРегистрацияВход Taste Of Rock Суббота, 23.11.2024, 15:33
  Информация о группах Приветствую Вас Случайно заглянувший | RSS



 

Мои видео на Youtube
 
 
Начало » Статьи » Не наши группы » Рок-музыка

DIO(Передачи Севы Новгородцева)
 1. Итак, нашему юбиляру, Ронни Джеймсу Дио 10 июля исполнилось 50 лет. За праздничным столом было что вспомнить, с высоты достигнутого положения он с законным чувством глубокого удовлетворения мог обозреть пройденный путь. Четверть века на сцене, более двадцати успешных альбомов, да еще десятки всяких других виниловых брызг, сияющих как алмазы. В железном роке Ронни Джеймс Дио - фигура героическая, обвеваемая ветром времен, нечто вроде мухинской рабочий-и-колхозницы на московской ВДНХ. Монументальность, нержавеющая сталь. В руках - молот музыканта и серп поэта, он и забивает ритм и косит вирши. Но, товарищи, не виршами запомнится он грядущим поколениям, а, прежде всего, своим голосом. Всякий человек, знакомый с технологией вокала скажет вам, что голос - это, прежде всего, дыхательная опора, воздушный столб, нагнетаемый легкими и диафрагмой. Посмотрите на оперных певцов - тощих и тщедушных среди них нет. Ронни уродился худеньким и малорослым, настолько собою не высоким, что ни в одном справочнике мира не найдете вы данных о его высоте над уровнем пола. А мы с вами, товарищи, знаем, что если объявлена секретность, то те, кто ее объявили - что-то скрывают. И, как правило, им есть что скрывать. Но вернемся к голосу и дыханию. Сообщу вам, что подростком Ронни занимался на трубе, а в нее дуть надо ой-ой-ой с какой силой. Так видимо и накачал себе диафрагму будущий классик вокала, Ронни Джеймс Дио. Он, собственно, был тогда и не Дио вовсе, а Рональд Джеймс Падована*. Родился в Штатах в итальянской семье, а "дио" по-итальянски - это "бог". Родись он не в итальянской, а, скажем, в венгерской семье, такого пафоса бы не получилось, ибо по-венгерски "дио" - это "орех" типа фундук. На самом деле, псевдоним его ни к Богу, ни к фундуку отношения не имеет, просто знавал он во Флориде одного мафиозника по прозвищу Джонни Дио. Преступник, конечно, но бездна обаяния. Начало шестидесятых было временем смены вех, напластования новых жанров. Хорошо помню, как я учил двух пареньков в Питере играть на саксофоне. Они в джазмены готовились. Тут появились "Beatles", ученики мои побросали саксофоны и джаз и стали в одночасье гитаристами музыки поппа. Нечто подобное, как я понимаю, произошло и с Ронни Джеймсом Дио. Он оставил свою трубу и ухватился за бас-гитару. Так прошли школьные годы. После мутации, когда у юноши /срывающимся голосом/ ломается голос, у Рональда прорезался драматический тенор. Прошло еще несколько лет и в 1970 году, Дио, уже опытный вокалист, собрал свою команду под названием "Elf". Эльфы, или альвы, по-немецки "Эльфе", по древнеисландски "Альфр" в германо-скандинавской мифологии - духи природы, населяющие воздух, землю, горы и леса. Так уж, для справки, скажу, что различаются черные эльфы, живущие в земле карлики или гномы и светлые эльфы, благожелательные людям легкие воздушные существа, которые водят веселые хороводы и пляски при луне. Лет сто назад, в викторианской Англии, на популярных открытках эльфов часто изображали миловидными девочками со стрекозиными… нехорошо… стрекозными… ну, в общем, крыльями как у стрекоз. Размером они - сантиметров 25. Ронни Джеймс Дио, запоем читавший романы про короля Артура, рыцарские состязания и крестовые походы, со всей этой мифологией был, конечно, знаком. Полагаю, что и открытки видел. При его исключительной малорослости назвать группу "Elf" - согласитесь, было шагом смелым и прикольным. Известно - где выступают начинающие группы. Их приглашают на свои вечера студенческие советы колледжей, они играют по пропахшим прошлогодним пивом темным подвалам рок-клубов, куда молодежь ходит балдеть, часто не обращая особого внимания на то, что происходит на сцене. Но никогда не знаешь - кто там в толпе. В январе 1972 года, дело было в штате Колумбия, произошла судьбоносная встреча. На огонек зашли два человека из "Deep Purple" - басист Роджер Гловер и барабанщик Иан Пейс. "Эльфы" произвели на них впечатление, Гловер и Пейс - тогда опытные уже продюсеры - предложили свою помощь. В апреле 1972-го первый альбом "Elf" вышел в свет, а сама группа со своими новыми приятелями отправилась на гастроли по Соединенным Штатам, выступая на разогреве у "Deep Purple" осенью 1972 и зимой 1973 года. Нигде так близко не знакомятся люди, как на гастролях. Долгие совместные переезды, гостиничные чаепития заполночь и вообще - лейся, пейся… Гитаристу Ричи Блэкмору в "Deep Purple" становилось тесно, он перерастал группу, как прошлогодний школьный костюмчик. А тут под боком молодые дарования, в рот смотрят, каждое слово ловят. На гастролях в 1974 году, Ричи сделал "Эльфам" свое предложение. Они его, конечно, приняли, но все же решили записать свой последний альбом "Trying To Burn The Sun" ("Пытаясь сжечь солнце") самостоятельно. То есть они не знали, что альбом станет последним. Предполагалось, что Блэкмор вольется к ним в состав. Получилось иначе. Блэкмор влился, для начала выставил гитариста, а потом изменил название на "Ritchie Blackmore's Rainbow". Название вскоре укоротили, ни к чему было назойливо афишировать имя Блэкмора - все и так знали, кто тут хозяин. Ричи и вел себя, как хозяин. В 1978 году он попросил Дио, вокалиста и автора всех текстов - не писать больше песен про ведьм и рыцарское средневековье, а сочинить что-нибудь доступное, да еще про любовь. Мысль такая зародилась у Ричи после последних гастролей по Штатам. Он, видимо, уловил в глазах молодой американской аудитории выражение, которое бывает у миловидных девушек на лекциях по высшей математике. Посудите сами - юным американцам поют про какое то средневековье, а самим Соединенным Штатам, как государству еще и двухсот лет нет. Это типа детского вопроса: "Мама, а кем я был, когда еще не родился?" Ричи Блэкмор чутьем художника, нутром администратора, считающего выручку на кассе, пришел к выводу, что надо менять курс и идти на сближение с американским народом. У музыкантов же по жизни, кроме своей музыки - почти ничего и нет. То играют, то сочиняют, то репетируют, то про музыку разговоры разговаривают. За свою музыку музыкант будет до последнего биться. Понятно, что коммерческим планам Ричи был дан суровый коллективный отпор. Ну и Блэкмор не прост. Он произнес волевую речь в стиле великого вождя и учителя, типа - незаменимых людей нет - и уволил всех, кроме барабанщика Кози Пауэлла, по сокращению штата. Дио остался без работы. Вспоминается тут история, как актер, который много месяцев не получал ангажемента, пришел к своему агенту и начал горько его упрекать. На что агент ему ответил: "Дорогой! Ты же свободен, не занят. Это же - твое важнейшее профессиональное достоинство!" Таким вот достоинством в конце 1978-го в полной мере обладал Дио. Добавлю, что это было не единственным его достоинством. Дио - несомненный профессионал и блестящий вокалист, был человеком непьющим. А вот Оззи, Оззи Осборн, вокалист "Black Sabbath", наоборот, прикладывался крепко, так, что довел своих товарищей до белой горячки. Они его пьяных выходок терпеть больше не могли и коллективным решением Оззи из "Black Sabbath" уволили. На замену Оззи и пришел тогда Ронни Джеймс Дио. 2. В прошлый раз мы остановились на переходе Ронни Джеймса Дио из "Rainbow" в "Black Sabbath". Хочу еще раз пройтись по раннему периоду жизни нашего героя, поскольку всплыли любопытные подробности. С 1961-го по 1967-й год, как известно, он руководил группой "Ronnie Dio And The Prophets" - т.е. "Ронни Дио и Пророки" и был там не только вокалистом, но также играл на фортепиано, бас-гитаре и трубе. Будучи человеком разносторонне одаренным, выступал и в качестве продюсера, по-нашему звукорежиссера. И вот здесь, давайте на минутку остановимся и поразмыслим. От цифры 1961, т.е. когда он стал руководителем вышеупомянутой группы, отнимем цифру 1949, официальную дату рождения. Я уж и на калькуляторах считал, причем разных моделей, и на бумажке. Везде получается одно и то же - число 12. Бывают, конечно, вундеркинды, исключительно одаренные дети, но я просто пытаюсь представить себе 12-ти летнего мальчика, который поет рок, на бас-гитаре играет, на трубе дудит, продюсирует, руководит… М-да. Ну, хорошо, предположим. Но в биографии Ронни Джеймса Дио ясно написано, что до этого у него были еще две школьные группы - "Vegas Kings", т.е. "Короли Вегаса" и "Ronnie And The Rumblers" ("Ронни и Громыхатели"). По этому раскладу получается, что герой наш пришел в рок американским октябренком, со значком Авраама Линкольна в детстве на груди. Можно, конечно и на это закрыть глаза, махнув рукой - пусть! Чем бы дитя ни тешилось! Но в одной из энциклопедий, солидного издательства "Guinness", в составлении которой участвовала большая группа поп-историков, мы находим предательскую строчку: "Дио, Ронни Джеймс, урожденный Рональд Подавона, родился в США, штат Нью-Хемпшир, около 1940 года". Конец цитаты. Если Дио был бы фигурой раннего средневековья, каким-нибудь придворным композитором императора Фридриха Барбароссы, то, из-за недостатка четких исторических данных, могли бы указать предположительную дату рождения типа "около 1240 года". Но, товарищи, речь идет о событиях 20 века, когда записи Гражданского состояния вписывали в книгу вставочкой с несмываемыми чернилами. Здесь я склонен встать под знамена сторонников теории заговора, и, случись мне оказаться на официальном 50- летии Ронни Джеймса Дио, я поднял бы заздравную чашу и сказал бы юбиляру: "Дорогой Дио! Поздравляю тебя с пятидесяти - кхе-кхе-кхе - летием!" В 1967 году Дио, по официальной версии, стукнуло 18 лет, за плечами у него был богатый рок'н'ролльный опыт - шесть лет руководства группой "Ronnie Dio And The Prophets", пришедшейся на школьные годы, а еще две предыдущие уходили в туман прошлого, теряясь в дымке времен между детским садом и яслями. Как бы то ни было, в 1967 году Дио сформировал группу "Electric Elves" ("Электрические эльфы") вместе со своим двоюродным братом, Давидом Файнштейном. М-да. Признаюсь, тут я тоже озадачился. Мне представлялось, что Дио родился в итальянской семье, может даже неаполитанской, отсюда у него и прирожденный бельканто, но вот Давид Файнштейн… Звучит как то не по-итальянски. А может кузен - это не родня? Давид Файнштейн играл в "Эльфах" на гитаре до 1973 года, пока ему не надоело гастролировать. На гитаре его сменил Дуг Талер, который до того играл в "Эльфах" на клавишных. Тоже непонятно. Это все равно как перевести музыканта с тромбона на барабаны или со скрипки на фагот. Разные все же инструменты. Дуга Талера сменил Стив Эдвардс, а уж Эдвардса вытеснил из группы сам Ричи Блэкмор. Еще один факт. В 1970 году "Эльфы", находясь в гастрольном автобусе, все вместе попали в автокатастрофу, в которой погиб гитарист "Эльфов", Ник Пантас. Вкратце напомню дальнейшие события. Иан Пейс и Роджер Гловер, музыканты "Deep Purple", в 1972 году заметили "Эльфов", пригласили играть в первом отделении на свои американские гастроли. Тогда, кстати, Дио и оставил бас, на котором играл все эти годы и с 1973-го, сдав инструмент Крэйгу Груберу, держался уже только за микрофон. В мае 1975-го Ричи Блэкмор покидает "Deep Purple", вливается в "Эльфы", которые становятся "Ritchie Blackmore's Rainbow", потом просто "Rainbow". Дио записал с "Rainbow" четыре отличных альбома, это "Ritchie Blackmore's Rainbow" (1975), "Rainbow Rising" (1976), "Live on Stage" (1977), "Long Live Rock'n'roll" (1978). С "Black Sabbath" были записаны классические альбомы "Heaven And Hell" - т.е. "Рай и ад" (1980), "Mob Rules" ("Власть толпы") (1981) и "Live Evil" (1982). В вокальном плане Ронни Джеймс Дио, как говорится, галоши ушедшего Оззи заполнил плотно. По голосу недостачи не было никакой. Но, думаю, что по части сценического присутствия, особого безумного обаяния и воздействия на зал равных Оззи найти было трудно. Вообще, узнав об уходе Оззи, большинство критиков "Black Sabbath" списали со счета. Когда Дио приступил к репетициям в 1979 году, ему постоянно напоминали, что это - временно, что он только выручает, что это ничего не значит, что на гастроли с "Black Sabbath" он не поедет, что Оззи и раньше уходил и всегда возвращался и т.д. А тут еще басист Гизер Батлер в июле 1979-го хлопнул дверью и ушел. Но к началу 1980-го все наладилось. Батлер вернулся, Дио зачислили в штат и "Black Sabbath" приступили к записи пластинки "Heaven And Hell". Альбом вышел в начале 1980-го, все тексты песен написал Ронни Джеймс Дио. Музыка и аранжировка принадлежала группе. "Black Sabbath" нового состава звучали уверенно, мощно. Но на американских гастролях осенью 1980-го сразу же начались неприятности. Американскому народу наплевать было на широту вокального диапазона и богатство тесситуры Дио. Народ требовал Оззика и вел себя так, как описал в своей речи депутат лондонского райсовета. На концерте в Милуоки семитысячная толпа начала кидать бутылки на сцену, одна из них угодила Гизеру Батлеру в лицо, пришлось его везти в больницу, накладывать три шва на рану. По тревоге был собран штурмовой отряд из 150 полисменов, толпа отбивалась стульями, бутылками, разгромленными телефонами, осколками оконного стекла. В разгоревшейся буче ранили восемь полицейских, а уж у зрителей павших бойцов никто и не считал. Нечто подобное происходило и на британских гастролях в январе 1981-го, правда безобразие начали фаны, которые не попали на концерт. В ноябре 1980-го из "Black Sabbath" ушел барабанщик Билл Уорд - у него почти одновременно умерли мать и отец. Это стало для него таким ударом, что гастролировать он больше не смог, поселился в Лос-Анджелесе и примкнул к местной команде. На замену в срочном порядке был вызван барабанщик Винни Эппис. Он кстати тогда по праву считался самым громким ударником в мире. Он некогда играл в группе "Vanilla Fudge", дружил с покойным Джоном Бонэмом из "Led Zeppelin". У них было общество взаимного обожания типа нашей "кукушка хвалит петуха". Я упоминаю здесь Винни Эпписа, потому что два года спустя Дио ушел из "Black Sabbath", прихватив с собой друга-барабанщика. Сюжет тут такой. С одной стороны Оззи Осборн никак не мог простить своим бывшим приятелям, что они продолжают использовать название "Black Sabbath", хотя в самой группе из первоначального состава одно время оставался только гитарист Тони Айомми. После возвращения Батлера и ухода ударника Билла Уорда, группа разделилась как костяшка домино 2:2. Дио с Эпписом против Айомми-Батлера. Каждый тянул одеяло на себя, шла глухая борьба за звук. При микшировании пластинки "Live Evil" спорили - кого делать громче, кого тише? Дело здесь не только в самолюбии. Звукорежиссура определяет стиль. Скажем, в советские времена соотношения вокалист-оркестр было примерно 80 к 20, певец разливается широко и вальяжно на 80 процентов уровня, а музыканты сзади на оставшиеся 20 ему подыгрывают-подстукивают. В роке, особенно тяжелом, баланс смещен в сторону инструментов. Но и тут не все просто - при сведении "Live Evil" Айомми и Батлер, пользуясь своим авторитетом, выводили гитару и бас погромче, вперед. Дио и Эппис протестовали и, якобы, дошли до такого отчаянья, что однажды ночью прокрались в студию и переписали мастер ленту, сделав себя погромче. Я не случайно сказал "якобы", вся эта история существует на уровне легенды и сам Тони Айомми, в свое время заявивший об этом журналистам как причину увольнения Дио и Эпписа в 1982 году, в последующие годы шел в глухой отказ и слова свои отрицал. 3. Итак, в прошлый раз мы остановились на том, что Дио и барабанщик Винни Эппис оставили "Black Sabbath". Два других "черносубботинца", Гизер Батлер и Тони Айомми обвинили их в перемикшировании готовившейся пластинки "Live Evil" так сказать в свою пользу. Никто, конечно, ночами не прокрадывался в аппаратную, не переписывал тайком. Скорее всего произошло обыкновенное недоразумение, поскольку Айомми и Гизер так враждовали с другими двумя, что вместе в студии не появлялись. Левая рука просто не знала, что делала правая. Или, точнее, две левых руки не знали, что делали две правых. Ронни Джеймсу Дио такие беспочвенные обвинения, как говорил Остап Бендер, были странны и оскорбительны. Были и другие вещи, с которыми Дио был не согласен. Например, Гизер Батлер и Тони Айомми после концерта сразу сматывали удочки и убегали в гостиницу. Понятно, лучше сидеть у себя в номере и дуть чай с лимоном, а кто будет автографы подписывать, кто будет работать с народом? Дио и Эппис регулярно застревали часа на два, игнорировать поклонников они просто не могли. Если ты поешь, держишь весь концерт, а потом еще пару часов даешь автографы восторженной публике, так поневоле в сознании появляется мысль - а на черта мне те двое, если я и сам могу? Короче, решено было уходить и в октябре 1982 года на свет появилась новая группа - "Dio". В поисках музыкантов Дио и Эппис отправились в Англию. Сами понимаете, под барабан много не напоешь. Три дня они ходили по рок-клубам, слушали, приглядывались, но потом поняли, что, как крыловскому петуху из басни, навозну кучу разрывая, им не найти жемчужного зерна. Тут Дио вспомнил о басисте по имени Джимми Бейн, с которым он играл в "Rainbow". Кадр старый, испытанный, не нужно ни прослушивать, ни проверять. Втроем принялись искать гитариста. Дио хотел брать только англичанина, и Бейн порекомендовал ему два имени - Джон Сайкс из группы "Tigers Of Pang Tang" и Вивиан Кэмпбелл. Дио послушал записи обоих и заинтересовался Кэмпбеллом. Связались, пригласили, сняли репетиционное помещение, записали две песни, внимательно прослушали ленту дома и на следующий день сделали Кэмпбеллу предложение. Перед началом работы над новой пластинкой Дио решил духовно зарядиться. Британия - это вам не какая-нибудь Калифорния с архитектурой из фанеры и пенобетона. Здесь есть древние камни, восходящие к мегалитической культуре пятитысячной давности, здесь есть где почерпнуть вдохновения. Дио поехал в Корнуолл, тот самый куда едут затмение смотреть, в городок под названием Плинт и провел там неделю. Несколько раз посещал он древний разрушенный замок, стоял, трепетал ноздрями. Потом, когда вдохновение перевели в ноты и слова, хорошенько их отрепетировали, то поехали записываться - куда? Конечно же в Лос-Анджелес, в Калифорнию, в архитектуру из фанеры и пенобетона. Вы слушали, что в оркестровке невидимо присутствует пятый человек, клавишник. Партии клавишных в рок-аранжировках порой непросты, но это, условно говоря, не 21 концерт Моцарта. Сложность в них умеренная хотя бы потому, что своя рука - владыка, партии эти самими же для себя и сочиняются. Ронни Джеймс Дио клавиши еще с детства щекотал. Вторым фортепианно-образованным человеком в группе был басист Джимми Бейн, вот они, так сказать, в четыре руки все партии и наиграли. Но на концерте таким многостаночником не выступишь. Там у каждого свой инструмент, поэтому когда собрались в турне, встал вопрос о клавишнике. Его сначала решили взять только на одну поездку. Более того, раз он человек временный и вообще как бы пафосу металлического рока не соответствует, постановили - держать его за кулисами и народу не показывать. Как в поговорке - слышат звон, да не знают где он. Забегая вперед, скажу, что клавишник Клод Шнелль отыграл за кулисами всю поездку "Holy Diver", вернувшись, репетировал и участвовал в записи следующей пластинки "The Last In Line", в 1984 году отработал долгие гастроли тоже из-за кулис. В следующем, 1985 году, работал над пластинкой "Sacred Hart" ("Священное сердце") и только на этих гастролях, в виду уж полной нелепости ситуации, Клода Шнелля перевели из-за кулис на сцену - выслуга лет, так сказать. Надо сказать, что на сцене свободного места было немного. Обставлена она была с большим размахом. Во время турне "Holy Diver", а на пластинке, если вы помните, изображены такие сказочные горы, так вот эти горы были воспроизведены на сцене, а в горах посередине был прорыт-прорублен всамделишный туннель. Во время тура "The Last In Line" сцена была выдержана в древнеегипетском стиле. Специально нанятый пиротехник возил в несгораемом ящике целый набор фейерверков. Взрывное дело, оно порядок любит. Вспоминаю стихи, которые заучил еще во флоте. "В минном деле, как нигде вся загвоздка в щеколде. Ты минер, не будь балдой, наблюдай за щеколдой". Следующие гастроли, "Sacred Heart", те самые, на которых Клод Шнелль вылез из-под глыб, так там вообще - на сцене стоял огромный замок, который охранял пятиметровый дракон, изрыгавший пламя и два трехметровых рыцаря бились насмерть лазерными мечами. Специалисты по сценическому оформлению рок-концертов - а такие специалисты есть, вообще специалисты есть для любой дисциплины, о которой ты, о слушатель, даже не догадываешься, так вот, специалисты, посчитав, заявили, что только "Pink Floyd" перещеголяли Дио по размаху и пышности концертных установок и декораций. На их постройку и транспортировку за одни только гастроли истрачено было четверть миллиона долларов. В марте 1986-го, два месяца спустя после окончания американского отрезка гастролей "Sacred Heart", за месяц до поездки в Европу из группы ушел Вивиан Кэмпбелл, вернее, его пришлось уйти. Что поделаешь? Слава вскружила парню голову, ему стало казаться, что все зрительские взоры обращены именно на него, что благодаря ему концерт только и держится. Почувствовав свою незаменимость, он начал настаивать на своем мнении, возникли так называемые музыкальные разногласия и Кэмпбелла не стало. Безработным он оставался недолго и скоро взят был вторым соло-гитаристом в "Whitesnake". На замену Кэмпбеллу пришел Крэйг Голди, он и поехал на европейские гастроли. Видимо, Дио чувствовал, что музыка тех концертов не должна была исчезнуть бесследно. Он хотел выпустить двойной концертный альбом, но люди из пластиночной компании сказали, что двойной диск - это слишком и разрешили одиночную пластинку, в которую к тому же вставили одну песню в студийной записи. Дио был так расстроен, что назвал этот альбом "Intermission" ("Перерыв"). Типа - перерыв между первым и вторым действием пьесы. 4. Следующим альбомом был "Dream Evil", что-то вроде "Зло-мечта". Дио начал совместную работу над материалом с гитаристом Крэйгом Голди в декабре 1986-го. В январе следующего, 1987 года приступили к репетициям и в марте поехали в Лос-Анджелес в студию "Village Recorder", где и закончили все к маю. На публике материал обкатали лишь на одном калифорнийском концерте, а потом поехали в Европу, гастроли там начинались в Финляндии. В аэропорту Хельсинки, рабочие сцены, растяпы, разгружая аппаратуру с самолета, уронили на землю дорогущий профессиональный синтезатор за 100 тыщ долларов и разбили его. Пришлось брать синтезатор взаймы, а там все звуки другие, нужно было устраивать тайную репетицию в хельсинском Дворце Культуры. Потом, в германском городе Нюрнберг, где после войны был суд над побежденными нацистами, проходил сборный концерт "Monsters Of Rock" ("Монстры рока"), на который приглашены были и Дио. На широком и гладком немецком автобане почему-то сломался фирменный и не старый еще грузовик с полуприцепом. Водитель кое-как вырулил его на обочину, а сам побежал за помощью. Поставил он его неудачно, потому что через несколько минут в грузовик врезалось один за другим семь автомобилей. Железа погнули, аппаратуры побили много. В Нюрнберге пришлось играть на чужом, даже палочки барабанщик занимал у коллеги из "Хеллоуина". Надо заметить, что предыдущий тур Дио под названием "Sacred Heart" обставлен был с таким размахом и умением, что в 1985 и 1986 годах завоевывал почетное звание "лучшее шоу года". На этот раз работа тоже проделана была немалая. Огромный паук из нержавеющей стали, пиротехнические взрывы, огнедышащий дракон… Европейский тур состоял из двух частей, а между ними Дио ездил в Китай, где играл с Ингви Мальмстином и Джеймсом Брауном совместно с двумя российскими командами, названия которых мне неизвестны. Проект назывался "Шанхай Эйд", цель его была - сбор средств для жертв природных катастроф. В свое время я много лет летал, ездил по железной дороге или трясся в филармоническом автобусе по гастрольным дорогам отечества и потому свое мнение о судьбе разъездного артиста имею. Гастрольная жизнь лучше всего подходит людям молодым, симпатичным, беззаботным, которых природа к тому же одарила несокрушимым желудком. И наоборот, если ты не молод, не симпатичен, озабочен и горюешь животиком, то рано или поздно гастрольная жизнь станет тебе поперек горла. По этой ли или еще какой другой причине, история умалчивает, но только к 1988-му году гитарист Крэйг Голди группу покинул. Дио начал искать ему замену, причем развернулся по-военному. Повсюду посланы были депеши и объявления и отовсюду, соответственно, стали приходить демонстрационные ленты. Кассет таких прислали около пяти тысяч. Опять же скажу вам, по собственному опыту, что слушать скверных музыкантов по долгу службы - занятие малоприятное. Так и музыку недолго возненавидеть. А прокрутить пять тысяч кассет… Если каждую слушать хотя бы по пять минут, и делать это каждый день, полный рабочий день с перерывом на обед, с понедельника по пятницу, не отвлекаясь и не делая больше ничего, то на это уйдет три месяца. Забегая вперед сообщу, что в конце концов отобрали 20 человек, с которыми встречались уже на очном прослушивании. Лучшим оказался Роуан Робертсон из Лос-Анджелеса. Музыкант замечательный, но… немного староват. Дио сомневался, но потом все же взял. Прослушивание лент у Дио заняло явно больше трех месяцев. Операция "гитарист" завершилась только летом 1989 года. Такое длительное бездействие - ибо в это время не писали пластинок, не ездили на гастроли - вызвало некоторое моральное разложение в рядах. К тому моменту, когда Роуан Робертсон был найден и введен в репертуар, басист Джимми Бейн и клавишник Клод Шнелль группу покинули. Дио пришлось снова водить хоровод "мочало, начинай с начала", искать нового басиста и нового клавишника. Новым басистом стал Тедди Кук, за клавишные встал Йенс Йохансон, они вошли в состав Дио в августе-сентябре 1989-го. Сам маэстро работал над новым материалом. На Рождество 1989-го барабанщик Винни Эппис преподнес неприятный новогодний подарок - подал заявление об уходе. Пришлось искать еще и барабанщика. Наконец, 20 января 1990 года поехали записывать новую пластинку в штат Невада. В продюсеры взяли Тони Плэтта, он раньше среди прочих, работал с "AC/DC". Микшировать пластинку приехали в Лондон. 7 мая 1990 года новый альбом "Lock Up The Wolves" ("Запри волков") вышел в свет. Вместе с пластинкой в американском музыкальном издательстве "Хал Леонард Паблишинг" вышли нотные транскрипции партий гитары и так называемые таблатуры - цифровка для пальцев и ладов грифа. Летом 1990-го поехали с гастролями по Европе, играли на разогреве у "Metallica", но в Англии выступали красной строкой. В Америку повезли усиленное шоу, пиротехнические эффекты были доведены до невиданной ранее взрывчатости. Потребовалось специальное оформление сцены. Мне кажется, они малость переборщили. Во-первых, доставали инспектора пожарной охраны. Потом, 5 августа 1990 года в городе Провиденс, пиротехнический заряд на клавишах выстрелил в лицо Йохансону, отчего тот ненадолго потерял сознание. На 28 августа 1990 года был намечен концерт в Миннеаполисе. Концерт этот оказался, как сейчас говорят, судьбоносным. Поясню. Жене Ронни Дио, Венди вдруг позвонил старый знакомый - Гизер Батлер из "Black Sabbath". Он прослышал о концерте и захотел приехать посмотреть. Дио ответил ему, что уж коли он приходит на концерт, то надо бы выйти на сцену, хотя бы на одну песню. Гизер согласился. Он вылетел в Миннеаполис рейсовым самолетом, прихватив с собой боевую подругу - бас-гитару. Все-таки инструмент привычный, обыгранный. Но хваленая американская демократия то ли не погрузила гитару, то ли погрузила ее в другой самолет, но только по приезду в Миннеаполис Гизер Батлер своей гитары не нашел. Пришлось играть на взятом взаймы инструменте. После концерта пошли пивка попить. Где-то на третьей кружечке пришли к одному выводу - погорячились тогда в 1982-м, рановато развалили "Black Sabbath" в том замечательном составе! В 1982 году, если помните, когда Дио и Эппис уходили из "Black Sabbath", то Гизер Батлер вернулся в группу незадолго до этого после почти годичного отсутствия. То есть героям нашим вместе поиграть пришлось не так уж долго. Теперь, восемь лет спустя, в порыве пивной дружбы, решено было не откладывать и позвонить гитаристу "Black Sabbath", Тони Айомми и поделиться хорошей идеей. Айомми выразил интерес, причем сразу. Дио, видимо намаявшись с бесконечными сменами музыкантов, прослушиванием лент, переделкой оркестровок под новые изменившиеся обстоятельства и возможности, с тоской, видимо, вспомнил свою нетрудную и почетную работу вокалиста "Black Sabbath" и ему захотелось свалить с себя бремя ответственности руководительской и снова срывать в жизни цветы удовольствия. Известные и раскрученные группы планируют гастрольные и прочие планы на много месяцев вперед. Достигнутую между коллегами договоренность реализовать удалось не сразу. В конце 1990 года осведомленные журналисты из металлических журналов писали что "Black Sabbath" планируют воссоединение. Действительно, в начале 1991 года группа "Dio" была, как говорят здесь, "положена на лед", то есть законсервирована. Музыканты разбрелись кто куда, а "Black Sabbath" официально объявили о воссоединении в составе 1982 года. Речь шла о выпуске одной пластинки и последующих гастролях. Результатом пивной встречи в Миннеаполисе стал альбом "Black Sabbath" "Dehumaniser", он вышел в свет в 1992 году. И вот тут мы нашего героя на время и оставим, вернувшись к окончательному эпизоду на будущей неделе. 5. Итак, в прошлый раз мы остановились на том, что в начале 1991-го года группа Дио была законсервирована, и Дио перешел в "Black Sabbath". Там он встретился со старым приятелем, барабанщиком Винни Эпписом, который более восьми лет назад вместе с ним покинул "Black Sabbath". Все начиналось снова, по второму кругу. На записи пластинки "Dehumaniser" собрался состав, в прошлом расколовшийся и распавшийся, своего рода осколки склеивались вместе для воссоздания "черносубботинской" чаши. По поводу колотого и горелого в русском языке много поговорок: "кто сгорел, того не подожжешь", "разбитого не склеишь" и т.д. И действительно, пока общение музыкантов ограничивалось только рабочими часами, то все было нормально, даже мило. Но когда альбом вышел в свет и надо было ехать на гастроли, то старые трещины, на время тщательно замазанные, стали проступать снова. "Черносубботинская" четверка вновь раскололась на два лагеря. В гастрольном автобусе Тони и Гизер сидели в одном конце, Ронни и Винни - в другом. Общение ограничивалось только работой. В культпоходы по пивбарам ходили порознь. Как и раньше, после концерта Тони и Гизер уходили со сцены, ныряли в автобус и сидели там, ждали, иногда по два часа, пока Ронни и Эппис не наговорятся с поклонниками и не надают им… нет, не то, что вы думаете, а автографов! Кое-что, видимо, дошло до Оззи Осборна, который втайне наверное тоже подумывал о воссоединении со старыми приятелями. Оззи, человек более именитый, более кассовый, предложил "черносубботинцам" отыграть у него в первом отделении на двух последних концертах. Тони и Гизер тоже, видать, были не прочь кооптировать знаменитого дебошира и безумца в свои ряды. Но для Ронни Джеймса Дио выступать в первом отделении у Оззи, бывшего вокалиста "Black Sabbath", которого он, по собственному мнению, превосходил по всем музыкальным показателям, такое предложение для Дио было оскорбительным и постыдным. "Вы, - сказал он басисту с гитаристом, - делайте, что считаете нужным, а меня увольте. Точнее, я сам увольняюсь, ухожу." В этой истории есть одна юридическая подробность. Концерты Оззика в Коста-Меза были запланированы на 14 и 15 ноября 1992 года, а договор, подписанный Ронни Джеймсом Дио с "Black Sabbath", заканчивался днем раньше, 13 ноября. Поэтому поступок Дио - это не хлопанье дверью и не возмущенное фырканье примадонны, а глубоко обоснованный и юридически правомочный шаг зрелого артиста. В 1992-м, как и в 1982-м, вместе с Дио из "Black Sabbath" ушел барабанщик Винни Эппис. Оба они совершили, так сказать, полный круг почета по гаревой дорожке длиной в десять лет. Нежелание открывать концерт Оззика был для Дио предлогом, он уходил из "Black Sabbath", потому что, по его словам, "за истекшее десятилетие обстановка в группе не изменилась". В 1992-м, как и десять лет назад, все повторялось - Дио и Эппис пригласили в группу того же Джими Бейна на басу. В газету "Los Angeles Times" дали объявление насчет гитариста. Конкретных сроков не было, никто никуда не торопился, неделя шла за неделей. Прошла осень, зима, зазвенела звонкая калифорнийская капель и тут уж Джими Бейн не выдержал, психанул и из группы его уволили. Дио и Эппис опять остались вдвоем. Дио позвонил старому приятелю Джефу Пилсону из группы "Dokken" и спросил - не знает ли тот подходящего басиста. "Знаю", - ответил Пилсон. "А кто это, - спросил Дио, - как зовут этого басиста?" "Этого басиста, - сказал Джеф Пилсон, - зовут Джеф Пилсон". Дио понял тонкий намек, но поинтересовался, что же будет с группой "Dokken". Пилсон дал честное пионерское, что не убежит, и его взяли. Оставалось дело за гитаристом. Им стал Трэйси Джи. В этом составе с продюсером Майком Фрейзером, работавшим с Кавердейлом и Пейджем, была записана пластинка под названием "Strange Highways" ("Странные автострады"). Альбом в разных странах решили выпускать в разное время, для того чтобы гастроли Дио наступали бы на пятки вышедшему диску. Другими словами, купил народ пластинку, ба! - а тут и артисты приехали. С альбомом "Strange Highways" съездили в Европу, на очереди теперь была Япония и Америка. И тут 17 января 1994 года в половину пятого ночи в Лос-Анджелесе произошло сильное землетрясение. Никто из личного состава не пострадал, но у двух человек - барабанщика Винни Эпписа и гитариста Трейси Джи дома были практически совершенно разрушены. Японское турне пришлось отменять. Еще до начала гастролей Дио хотел нанять клавишника, жена Дио, Венди, по совместительству его менеджер, позвонила Енсу Йохансону и спросила, мол, не хочешь ли поехать на гастроли, поиграть из-за кулис? Йохансон возмущенно отказался. В конце-концов музыкант из группы "Уоррант", по имени Скотт Уоррен, согласился. Проехали Европу, Северную Америку, наконец, 2 ноября 1994-го гастроли закончились. Басист Джеф Пилсон, хоть и клялся и божился, но все же вернулся в родной "Dokken". Правда, он вызвался поучаствовать в записи следующего альбома. В середине августа 1995-го Дио объявил, что новым басистом становится Джерри Бест. С ним и началась работа над материалом, но на запись в студию пригласили все же Джефа Пилсона. Джерри Бест обиженно исчез. Новый альбом назывался "Angry Machines" ("Злые машины"), продюсером на ней стал сам Дио. Пластинка вышла в свет в сентябре 1996 года. В середине сентября Дио поехал на гастроли в Европу с подменным басистом. В феврале 1997 во время гастролей барабанщик Винни Эппис заболел воспалением легких и попал в больницу. Часть гастролей пришлось отменять. Через пару недель он оклемался и продолжил работу, но что-то видать надломилось в его барабанных палочках и к весне 1998-го Винни Эппис ушел в "Black Sabbath" по третьему разу. Так вот, в сменах составов, гастролей и медленно вызревающих новых пластинок и проходит жизнь нашего героя. Проходит, но далеко еще не прошла! В многочисленных анекдотах про новых русских непременно фигурировали пальцы веером. Другими словами, оттопыренный указательный и мизинец. Знают это наши пацаны, герои анекдотов или нет, но жест этот они позаимствовали у Дио, или, во всяком случае, у металлистов 80-х. Но и металлисты его не сами придумали. Еще в древнем Египте это был жест для дурного глаза - когда нужно было на кого-то наслать колдовство, сглазить, то древние египтяне раскидывали пальцы веером. Если не верите, сами поезжайте в Египет - там в пирамидах захоронены фараоны, их охраняют скульптуры с этими самыми пальцами - чтобы на грабителей гробниц насылать карающую порчу. Еще немного на эту тему. Дио, как известно, участвовал в записи пластинки "Black Sabbath" "Mob Rules", на ней есть песня под названием "Е5150". Что это? Тоже, своего рода шифровка. Оставим на минутку букву 'Е' и посмотрим на первое число, пятерку. Римскими цифрами она изображается как латинская буква 'V'. Следующая цифра, единица может читаться как латинская "I" а цифра 50 в римских цифрах изображается латинской буквой "L". Теперь подставим вперед "Е" и получаем зловещее слово "EVIL" ("ЗЛО"). Но это еще не все. По условным наименованиям американской полиции 5150 - это цифра кода, которая означает аварию или преступное безумство. Из всего вышесказанного, товарищи, ясно видно, что все, кто раскидывают пальцы веером - это древнеегипетские масоны, которые работают на американские спецслужбы. И мы бы с вами этого никогда не узнали, если б не занялись серьезным и глубоким исследованием творчества Ронни Джеймса Дио! Автор: Сева Новгородцев ©1999 "Рок-посевы"
Категория: Рок-музыка | Добавил: Older (29.11.2009)
Просмотров: 1414

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Категории каталога
Рок-музыка [84]
Истории групп
О зарубежных [54]
Дальнее зарубежье

Форма входа

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу сайта?
Всего ответов: 136

Поиск по каталогу

Советую!

Статистика
 

Copyright MyCorp © 2006